В последнее время страховщики регулярно теряют лицензии. Регулятор, «отстреливая» слабейшие компании, работает как санитар рынка. Зато само российское страховое болото продолжает находиться в таком состоянии, что оно уже перестало интересовать иностранных игроков. Хотя их появление в стране могло бы оказаться не лишним.
Центробанк 10 июня приостановил лицензии сразу двух крупных страховщиков: компании «Лойд-Сити», которая была основным страховщиком туроператоров, и страховой группы «Компаньон», работавшей на рынке более 15 лет. С начала года были отозваны и приостановлены лицензии 15 страховщиков. С одной стороны, это не так много, как в 2006 году, когда регулятор лишил лицензий 180 компаний. С другой стороны — отзывы и приостановки лицензий стали регулярными, а это говорит о том, что страховой рынок нездоров.
«Лойд-Сити» с капиталом в 150 миллионов рублей ЦБ заподозрил в недостаточной финансовой устойчивости. Эта компания год назад «подхватила» страхование туроператоров после того, как от этого сегмента отвернулись несколько крупных страховщиков. Это произошло, в свою очередь, из-за лавинообразного банкротства туристических компаний.
Самарский страховщик «Компаньон» также нарушил требования к резервам. В результате его сочли недостаточно финансово устойчивым и платежеспособным. Из довольно крупных страховщиков также лишились лицензий компании МРСК и «Оранта» с объемом обязательств около 900 миллионов рублей.
Основная претензия к компаниям — плохое качество активов, в которые размещались средства страховых резервов. И компаний с такими «дырами» в балансах, судя по всему, на страховом рынке еще достаточно.
Напомним, к «токсичным активам» относятся не только фиктивные ценные бумаги, за которыми на самом деле не стоит никакого имущества. Это вообще все неликвиды — все то, что невозможно или очень трудно продать.
Среди этого «мусора» есть ценные бумаги реально работающих предприятий. Их проблема в том, что это мелкие и не интересные в плане вложений организации. Это могут быть также векселя, ценные бумаги, потерявшие стоимость. Зачастую высокая доля «токсичных активов» страховщиков отражается на уровне дебиторской задолженности, связанной с покупкой ценных бумаг. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», «токсичные активы» составляют порядка 20 процентов от общего объема активов российских страховых компаний. При этом на такие ценные бумаги приходится 39 процентов всех бумаг, находящихся в портфелях страховщиков.
Более того, у отдельных компаний доля «токсичных» активов достигает даже 80 процентов. Но, как поясняет управляющий директор «Эксперт РА» Павел Самиев, для одних компаний достаточно иметь в резервах пять процентов «мусора», чтобы получить статус проблемной компании, а другие могут позволить себе вдвое больше.
У страховщиков есть обязательства перед клиентами, и у компании должно хватить средств, чтобы их покрыть. Если же страховщик не сможет вовремя продать ценные бумаги, которые он держит на балансе, или того хуже — этих бумаг у него вообще нет, а он их только демонстрирует в отчетности, клиент окажется обманутым. Поэтому регулятора так сильно волнует качество активов страховых компаний.
Как пояснил Павел Самиев, степень «токсикомании» страховщиков зависит от характера деятельности той или иной компании. «Если компания активно занимается розничными видами страхования и продает ОСАГО, КАСКО, страхует имущество, от несчастных случаев и тому подобное, то плохие активы в пять процентов могут стать для такого страховщика серьезной проблемой. Это «кандидат на вылет с рынка», сказал он. Если же компания розницей не занимается, а продает компаниям полисы медстрахования или страхует только опасные объекты, тогда она может позволить себе иметь на балансе и десять процентов рискованных бумаг.
Число таких компаний-кандидатов на вылет с рынка оценивается специалистами «Эксперт РА» примерно в 20 процентов от числа всех страховщиков. Можно, конечно, говорить о том, что в период накопления капитала и всевозможных зарплатных схем с использованием страховых компаний их было гораздо больше. Но с тех времен многое поменялось, и такая доля «мусорных» компаний для российского рынка слишком велика. Зато совсем скоро любые сделки страховых компаний с ценными бумагами будут проверяться в реальном времени.
Чтобы установить контроль над активами страховых компаний, регулятор пошел по тому же пути, что и в надзоре за пенсионными фондами: с 1 июня за качеством активов следят спецдепозитарии. По идее, это должно снизить количество «мусора» в резервах страхователей. «В промежутках между сдачей отчетности регулятору недобросовестные страховщики имеют возможность манипулировать, а когда за ними начнут наблюдать спецдепы, они будут видеть, что происходит с их резервами в реальном времени», — поясняет «Ленте.ру» президент саморегулируемой организации «Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев» (ПАРТАД) Петр Лансков.
Депозитарии и раньше вели учет прав на ценные бумаги, но разница между обычным депозитарием и специализированным заключается в том, что если первый просто учитывает права на имущество (ценные бумаги), то основная функция спецдепа — контроль за активами с тем, чтобы исключить появление «фиктивных» и «токсичных».
Дело в том, что «схематозники» от страхования до сих пор договаривались с таким же недобросовестными депозитариями, которые за определенную мзду предоставляли выписки на любую дату о том, что страховщик якобы владеет теми или иными ценными бумагами по большей цене и с высокой степенью ликвидности. Со спецдепом такие схемы пройти не должны, поскольку он рискует гораздо больше.
Примечательно, что ужесточение требований к страховщикам в сочетании с кризисом ведет к сужению страхового рынка. Количество страховщиков сокращается не только из-за жестких мер Центробанка, но и из-за сокращения платежеспособного спроса на страховки. Фактически российский страховой рынок держится за счет обязательных видов страхования и тех, которые можно тем или иным способом навязать клиенту, Например, банки зачастую не выдают кредиты, если заемщик не застрахует свою жизнь.
Такая общая тенденция может привести к тому, что на рынке останутся только крупные компании — например, топ-20. Для рынка это не станет трагедией. Так, объем выплат по самому востребованному виду страхования — ОСАГО — в 2014 году у компаний, не входящих в топ-20, составил всего около 12 процентов совокупных выплат по ОСАГО. А объем взносов по «автогражданке» — чуть более 12 процентов (данные «Эксперт РА»). Сокращение числа компаний как таковое не убьет конкуренцию. Тем не менее для повышения качества услуг и снижения тарифов необходим иной состав участников рынка.
Согласно обязательствам, которые Россия взяла на себя при вступлении в ВТО, с 2017 года иностранные страховые компании получат возможность открывать филиалы на территории России. До сих пор они могли присутствовать здесь только в виде дочерних компаний, то есть работать по российским правилам, будучи по сути российской компанией — с той лишь разницей, что принадлежит она международной страховой организации.
Запрет на открытие иностранными финансовыми структурами своих филиалов в свое время был продиктован защитой отечественного бизнеса. Ведь некоторые международные страховые гиганты своими размерами превосходят всю страховую отрасль России. Теперь же, по всей видимости, имеет смысл опасаться не столько за страховщика, сколько за клиента, который до сих пор страдает из-за завышенных тарифов, навязанных полисов и отказов от выплат возмещения.
Возможно, в этих условиях имеет смысл допустить иностранцев в Россию раньше 2017 года. Только теперь, в условиях санкций, они могут не захотеть прийти на российский рынок, который стал похож на анекдотического «неуловимого Джо»: неуловим, поскольку никому не нужен.