11 июня — Всероссийский день борьбы с рассеянным склерозом. В нашей стране им страдают около 50 000 человек, а доля заболевших — одна из самых высоких в мире. Вопреки названию это заболевание нервной системы не имеет ничего общего ни со склерозом, ни с рассеянностью. Его непросто диагностировать: у рассеянного склероза нет «эксклюзивных» симптомов. К тому же болезнь у всех проявляется по-разному и прогрессирует с разной скоростью. Есть ли у медиков шансы на обуздание этого недуга?
При рассеянном склерозе нарушается целостность оболочек нервных волокон в спинном и головном мозге. Это происходит из-за того, что главный компонент этих оболочек — миелин — атакуют и «съедают» клетки собственной иммунной системы человека. Снижение количества миелина приводит к тому, что через них хуже проходят нервные сигналы, и у больного постепенно, но неравномерно нарушаются все процессы, управляемые центральной нервной системой. Например, самый заметный симптом — нарушение движений.
Несмотря на понятную причину болезни непонятно, что именно вызывает разрушение оболочек. Причинно-следственных связей рассеянного склероза с какими-либо другими состояниями не выявлено, существуют только корреляции различных факторов риска и частоты заболевания.
Самый необычный из этих факторов, пожалуй, географическое положение. Чем дальше от экватора — тем чаще встречается рассеянный склероз. Эта тенденция проявилась давно и не пропала после появления новых методов диагностики. Соответственно, у россиян риск заболеть — один из самых высоких в мире. По официальной статистике, он больше только в Канаде, северной части США и некоторых странах Балтии .
Второй и третий факторы риска — принадлежность к европеоидной расе и пол: женщины заболевают рассеянным склерозом в два раза чаще мужчин. Недавнее исследование в The Journal of Immunology предлагает этому потенциальное объяснение. Исследователи обнаружили, что у самцов и самок мышей демиелинизация проходит с разной интенсивностью, так как в организме самцов больше врожденных лимфоидных клеток II типа.
Поскольку рассеянный склероз — аутоиммунное заболевание, его «подстегивают» другие аутоиммунные состояния, такие как диабет I типа и воспалительная болезнь кишечника. Также вероятность заболеть повышают частые стрессы, неправильное питание, курение, неблагоприятная экологическая обстановка и некоторые вирусные инфекции. Правда, плохое питание и стрессы — общие «причины» всех заболеваний неясного происхождения.
Заболевание может возникнуть и в достаточно молодом, и в более старшем возрасте — от 16 до 55 лет. Так, экономист и журналист Ирина Ясина узнала о своем диагнозе в 1999 году, когда ей было 35 лет. С тех пор она не только научилась счастливо жить с рассеянным склерозом, но и написала автобиографическую книгу «История болезни».
Еще 60 лет назад американский невропатолог Джон Куртцке составил список симптомов рассеянного склероза из 685 пунктов. Однако до сих пор ни одного специфичного симптома, свойственного только этому заболеванию, не выявлено.
Вероятно, дело в том, что демиелинизация (то самое повреждение миелиновой оболочки нервных волокон) начинается у каждого пациента в разных областях нервной системы. Если поражаются волокна, идущие от двигательной коры, — страдает работа мышц. От зрительных бугров среднего мозга — глаза перестают двигаться синхронно, возникает офтальмоплегия. Могут нарушиться речь, болевая чувствительность, настроение.
Демиелинизацию можно обнаружить с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Из-за того, что объем миелина в какой-то области мозга снижается, изменяется плотность этого участка, и он выделяется в общей картине томограммы. Такой эффект называется радиологически изолированный синдром (РИС). Как и все остальные симптомы рассеянного склероза, он может возникать и при других заболеваниях — например, при опухолях мозга.
Еще больше затрудняет обнаружение болезни то, что с момента проявления РИС могут пройти десятилетия, прежде чем рассеянный склероз начнет развиваться. Но правил опять-таки нет: у некоторых пациентов он быстро прогрессирует, а рецидивы болезни сменяют стадии ремиссии.
Восстанавливать миелинизацию волокон в произвольных частях организма ученые еще не умеют, поэтому главная задача медиков — задержать прогресс заболевания. Для этого используют кортикостероиды (обычно на ранних стадиях) и иммуномодуляторы (противовирусные препараты на базе интерферона бета-1a и подобных действующих веществ).
Конкретный курс лечения зависит от предписания врача, но в общем случае кортикостероиды как гормоны с противовоспалительным действием снижают выраженность воспалительных реакций в зоне новой демиелинизации, позволяя нормализовать нарушенные функции и сокращая продолжительность обострений.
«Сегодня главная задача терапии — не допустить развития инвалидизации. Современные врачи научились хорошо бороться с воспалением. Но проблема борьбы с демиелинизацией и нейродегенерацией остается нерешенной», — объясняет «Ленте.ру» вице-президент по R&D, международному развитию бизнеса компании BIOCAD Роман Иванов.
Надежды на прогресс в лечении рассеянного склероза ученые связывают с препаратами на основе моноклональных антител. Главная особенность таких лекарств — целенаправленное воздействие. По сравнению с традиционными препаратами, моноклональные антитела избирательно разрушают (блокируют) только те клетки (молекулы), которые являются причиной или участниками патологических процессов. Они гораздо эффективнее своих предшественников.
Современная тенденция — попытка повысить эффективность терапии рассеянного склероза за счет применения моноклональных антител к интерлейкину 17 (ИЛ-17). Этот белок является ключевым противовоспалительным цитокином, играющим огромную роль в формировании аутоиммунных заболеваний человека.
В результате при качественном лечении пациенту обеспечена жизнь, по длительности сравнимая с жизнью здорового человека. Конечно, желательно бросить курить, заняться спортом, правильно питаться. Если пациент не может самостоятельно передвигаться, то должен проявлять доступную активность: печатать, читать, петь и так далее. В ряд методов поддерживающей терапии входят упражнения на растяжение и координацию, физиотерапия, занятия с логопедом и прочее.
Иногда это трудно не столько физически, сколько психологически. Из-за непредсказуемого течения болезни у страдающих рассеянным склерозом развивается синдром выученной беспомощности, они теряют надежду на улучшение и усугубляют свое состояние. По данным канадских исследователей, каждый шестой пациент с диагнозом рассеянный склероз имеет проблемы с алкоголем, что существенно усложняет его лечение.
Пациент способен ослабить симптомы, хотя это не повлияет на течение рассеянного склероза, но повысит его качество жизни. Для этого надо регулярно наблюдаться у врачей, в ведении которых находится «сломавшийся» орган. Например, при проблемах с речью — обращаться к логопеду, с ухудшающемся зрением — к помощи офтальмолога. Утраченные из-за рассеянного склероза функции невозможно полностью восстановить, однако человек может значительно улучшить свое состояние. Как и во многих историях болезни, главное — не терять присутствия духа и веры в то, что человек сильнее своего недуга. И еще — не стесняться просить о помощи и принимать ее.