Большинство российских партий в кризисный 2014 год урезали расходы. Об этом свидетельствуют сводные финансовые отчеты, опубликованные в среду, 10 июня, на сайте Центризбиркома. Исключением из правила стала только ЛДПР, которая может за счет роста пожертвований позволить себе увеличение трат. «Единая Россия» и ЛДПР, несмотря на кризис, стали получать больше пожертвований и увеличили поступления в избирательные фонды, экономя на других расходах. А вот КПРФ и «Справедливая Россия» меньше получают от спонсоров и вынуждены экономить на выборах. «Лента.ру» выяснила, как кризис повлиял на формирование партийных касс.
Самой богатой партией по итогам 2014 года ожидаемо оказалась «Единая Россия», в кассу которой поступило 3,4 миллиарда рублей, из них 1,8 миллиарда — средства федерального бюджета, положенные из расчета по 50 рублей за голос каждой партии, преодолевшей в 2011 году на выборах в Госдуму барьер в 3 процента голосов избирателей. Пожертвований единороссы получили на 1,4 миллиарда рублей — в два раза больше, чем в 2013 году. Традиционно львиная доля пожертвований перечисляется в партийный бюджет через региональные общественные фонды поддержки ЕР, однако в 2014 году самым крупным спонсором партии стал ОАО «Гостиничный комплекс "Чибью"» в Ухте (Республика Коми). Он перечислил партии 61 миллион рублей. Для сравнения — следующее по величине вливание сделано Татарстанским региональным общественным фондом поддержки ЕР на сумму 49 миллионов, а в 2013 году самый большой транш на сумму 33 миллиона пришел от аналогичного фонда федерального уровня. Правда, 22 миллиона из ухтинских пожертвований были перечислены с нарушением положений законодательства и, очевидно, возвращены спонсору.
На уставную деятельность единороссы в прошлом году израсходовали 3,2 миллиарда, тогда как годом раньше — 3,6 миллиарда рублей. Главные статьи экономии — урезание расходов на пропагандистскую деятельность с 480 миллионов до 374 миллионов рублей, а также на проведение съездов и конференций с 65 до 35 миллионов рублей. Также с 3,7 миллиона до 1,5 миллиона рублей сократились расходы на благотворительную деятельность. А вот на выборах ЕР не экономила: в избирательные фонды было перечислено 345 миллионов против 295 миллионов в 2013 году.
Второй по уровню доходов за 2014 год оказалась ЛДПР — несмотря на то, что она получает гораздо меньше государственного финансирования. Всего партия получила 1,9 миллиарда рублей (для сравнения — в 2013 году только 1 миллиард), из них 424 миллиона — из федерального бюджета, 1,2 миллиарда — от спонсоров. По сравнению с 2013 годом объем пожертвований либерал-демократам вырос в два раза. Главными жертвователями стал ряд ООО («УралМетрпром», ПРОСПЕКТ, «Интертехника» и так далее) — всего 23 предприятия, перечисливших в партийную кассу абсолютно одинаковые суммы, по 43 миллиона (плюс-минус мелочь) каждое.
Что до расходов, то они возросли с 1 миллиарда до 1,47 миллиарда рублей. Но неравномерно. Статью «проведение съездов, конференций, собраний» ЛДПР урезала с 40 миллионов до 14 миллионов рублей, зато содержание региональных отделений возросло с 39 до 54,5 миллиона, на пропагандистскую деятельность — с 600 миллионов до 964 миллионов. Прибавлены также расходы на проведение публичных мероприятий, региональные избирательные фонды и благотворительность (последний пункт — с 77 тысяч до 476 тысяч рублей).
КПРФ, долгое время благодаря госфинансированию бывшая второй по уровню доходов партией, опустилась на третью строчку. Коммунисты в 2014 году получили 871 миллион рублей — немногим больше, чем в предыдущий. Средства бюджета составили 697 миллионов, пожертвования — 44 миллиона. Главным спонсором КПРФ стала Омская областная культурно-просветительская общественная организация «Интеграция», хотя пожертвованная ею сумма не идет ни в какое сравнение с теми траншами, которые получают ЕР и ЛДПР. Коммунисты от «Интеграции» получили только 9,6 миллиона рублей, из которых 3,5 миллиона были перечислены с нарушениями (подлежат возврату).
Расходы у коммунистов превышают доходы — за 2014 год потрачено 1,1 миллиарда рублей. Очевидно, отрицательное сальдо покрывается за счет статьи «поступления в виде иного имущества» — по ней КПРФ в прошлом году получила 319 миллионов. Расходы на проведение съездов и мероприятий коммунисты урезали с 38 миллионов до 25 миллионов, зато увеличили содержание руководящих органов партии — с 230 миллионов до 352 миллионов рублей. Также почти вполовину, со 105 до 54 миллионов рублей, сокращены перечисления в избирательные фонды. Таким образом, КПРФ — первая крупная партия, которая стала экономить на выборах.
«Справедливая Россия», судя по отчетности, переживает экономический кризис: поступления в партийный кошелек составили 573 миллиона рублей, из них госбюджетных — 481 миллион, а пожертвований — только 80 миллионов, в два раза меньше, чем в 2013 году. Самый крупный спонсор эсеров — Челябинский кузнечно-прессовый завод, от него партия в 2014 году получила 6,8 миллиона рублей. Расходы эсеры на этом фоне ужали до 615 миллионов рублей (в 2013-м — 726 миллионов), при этом секвестированными оказались все статьи, но в первую очередь — избирательные фонды (75 миллионов вместо 160 миллионов в 2013 году), а также пропагандистская деятельность (178 миллионов вместо 211 миллионов).
А вот у «Яблока» на фоне весьма скромного бюджета — финансовые успехи. Госфинансирование в 2014 году составило 124 миллиона рублей (это единственная непарламентская партия, которая получает деньги из казны), зато размер пожертвований возрос с 28 миллионов до 111 миллионов рублей. С бюджетом в 236 миллионов «яблочники» обходились очень экономно, оставляя расходы по всем статьям на уровне 2013 года, плюс-минус пара миллионов. Только статью «избирательные фонды» немного увеличили — с 62 до 72 миллионов рублей. Сэкономленные деньги «яблочники» держат про запас.
У «Патриотов России», несмотря на отсутствие госфинансирования, дела складываются неплохо: 60 миллионов рублей пожертвований и 50 с небольшим миллионов от гражданско-правовых сделок позволили сформировать бюджет в 111 миллионов рублей. Партия вернула 36,2 миллиона рублей по неочевидным причинам, а 74 миллиона израсходовала на текущую деятельность, в том числе 19 миллионов — на выборы (в 2013 году — 23 миллиона).
Резко сократилось финансирование и «Гражданской платформы». В 2013 году, когда во главе партии стоял олигарх Михаил Прохоров, она получила 260 миллионов рублей, а в 2014-м — только 43 миллиона. Лично Прохоров, кстати, в роли спонсора выступал только в 2012 году с умеренной суммой пожертвований — 4,3 миллиона рублей. Вместе с остатками с прошлого года партия израсходовала в 2014-м 75 миллионов рублей, распределив их по всем статьям: 30 миллионов на региональные отделения, 26 миллионов на избирательные фонды, 15 на руководящие органы.
Последняя из значимых партий, РПР-ПАРНАС, в 2015 году получила от жертвователей только 5,5 миллиона рублей, это весь партийный бюджет, и он буквально до копейки был потрачен — осталось только 2 тысячи рублей.
Связан ли экономический кризис с похудением партийных кошельков? Связан, хотя и не напрямую. Партийные спонсоры — это чаще всего ресурсные люди, бизнесмены из регионов, которым для успешной деятельности потребовался депутатский мандат — кому федеральный, а кому и региональный. От какой партии избираться с точки зрения идеологии, им, как правило, все равно. Выбор определяется прагматическими соображениями, рассуждает в беседе с «Лентой.ру» известный политтехнолог Вячеслав Смирнов: от «Единой России» — серьезные гарантии, но дорого и много желающих, от ЛДПР — гарантии похуже, зато очень просто договориться с идейной точки зрения, чего не скажешь о КПРФ — коммунисты совсем уж кого попало в списки не ставят, да и коллективное руководство на местах заставляет договариваться с большим числом людей. А «Справедливая Россия» в силу слабеющего рейтинга не может дать гарантий избрания. Вот между этими четырьмя позициями и крутится будущий кандидат. В 2011 году в регионах были потенциальные кандидаты, которые до последнего вели переговоры сразу с тремя крупными парламентскими партиями (кроме ЕР — туда приходилось заходить через праймериз ОНФ). Для политика с мало-мальски устойчивой позицией это абсурд, для спонсора — просто выбор лучшего соотношения цена-качество.
Будущая парламентская кампания 2016 года диктует к тому же свои условия. «Средняя цена места в списке на Госдуму сегодня — от 3 до 7 миллионов евро, — говорит Смирнов. — Оформляется это как пожертвование партии. Так вот уже сегодня многие спонсоры начинают задумываться: стоит ли финансировать партию в таком объеме с риском не избраться, или рациональнее те же деньги потратить на избирательную кампанию в одномандатном округе?» По одномандатным округам никто в Думу с 2003 года не избирался, поэтому оценить плюсы и минусы сложно. Но по выборам в Мосгордуму-2014 есть исследование эффективности избирательных кампаний. Так вот, в десятку самых эффективных (дешевых и приведших к избранию) кампаний входят все пять депутатов-коммунистов, каждый из которых потратил на выборы менее трех миллионов рублей. И не сказать чтобы это были легкие кампании: глава фракции Андрей Клычков имел в конкурентах префекта ЮВАО Владимира Зотова, Елена Шувалова победила явного фаворита городских властей эсера Илью Свиридова (ныне — глава Таганского района). Правда, Вячеслав Смирнов предостерегает от того, чтобы воспринимать это исследование слишком серьезно, поскольку нельзя оценить, какая часть денег на кампанию тратилась мимо кассы. И все-таки разница с астрономическими суммами в 7 миллионов евро (полмиллиарда рублей по нынешнему курсу!) настолько очевидна, что многих заставит задуматься.
Кстати, о курсе евро и доллара. По мнению Смирнова, именно этот фактор оказал серьезное влияние на состояние официальных партийных касс. С прыжками валютных курсов долго хранить деньги стало невыгодно, они обесцениваются, — говорит он. — Идеальный вариант теперь такой: сегодня деньги пришли, завтра они на избирательном счету, послезавтра потрачены на какое-нибудь мероприятие. Из-за этого спонсоры и партии предпочитают сдавать деньги не на партийный счет, а напрямую на избирательный счет в конкретном регионе. У этого способа есть недостаток: партия может на избирательный счет завести практически любую сумму (верхняя планка чрезвычайно высока), а физическое лицо — очень ограниченную. «Но и это решается: можно построить людей в очередь в Сбербанк и каждый сдаст положенную сумму, а потом они все сдадут еще раз столько же, если финансируется две кампании в соседних округах», — говорит Смирнов. Хлопотно, но чисто и абсолютно законно.
Так что уже на региональных выборах этого года спонсоры и будущие кандидаты в депутаты будут внимательно изучать эффективность кампаний в одномандатных округах. Кризис диктует наиболее рациональные модели поведения. Ну а парламентские партии и «Яблоко» в 2015 году и без спонсоров имеют шанс поправить свои финансовые дела — с 1 января они получают уже не 50, а 110 рублей за каждый голос избирателя. Такие поправки Госдума предусмотрительно приняла в сентябре, незадолго до обвала курса рубля.