Культура
05:58, 15 июня 2015

Еще раз про любовь Итоги главного фестиваля российских фильмов

Игорь Игрицкий
Обладатель главного приза фестиваля «Кинотавр» за фильм «Про любовь» режиссер Анна Меликян (в центре)
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

В Сочи завершился самый представительный российский фестиваль «Кинотавр». В программе были представлены 14 отечественных картин, отобранных из более 80. Кроме кинолент основного конкурса в смотре участвовали короткометражные фильмы молодых режиссеров, и трудно сказать, какая программа была интереснее. Главный приз фестиваля получил фильм Анны Меликян «Про любовь».

Прежде чем рассказать о фильмах-победителях полного метра, несколько слов о короткометражках. Кирилл Плетнев, узнаваемый и востребованный кинотеатральный актер, герой многих телесериалов, в 2012-м поступил на режиссерский факультет ВГИКа, чтобы вплотную заняться кинопроизводством. Его дебютный ролик «6:23» об актере, который получает известие о смерти матери в самый разгар спектакля, пару лет назад высоко оценили критики, а победивший на нынешнем «Кинотавре» фильм можно считать серьезной заявкой на успех. Скорее всего, пул молодых авторов в недалеком будущем пополнится новым именем.

Работа Инги Оболдиной в получасовом фильме-победителе короткой программы с незамысловатым названием «Настя» — эскиз к будущей роли, о чем Плетнев заявил во время представления своей короткометражки. Эта актриса в последние годы сменила амплуа (вместе с режиссером-лауреатом они в 2013 году снялись в сериале «Мама-детектив»), и ее новый образ, несомненно, является определенной вехой в карьере. В «Насте» Оболдина играет сержанта полиции, которая случайно поймала молодую преступницу. Фактурная Мария Шульга показана автором как полнейшая противоположность внешне непривлекательной, нарочито бесформенной Оболдиной в гриме милиционера. Яркая новизна образа, созданного известной актрисой, с наручниками и дубинкой за поясом, должны были произвести впечатление на жюри.

В конкурсе участвовал и забавный ролик Жоры Крыжовникова «После нас хоть потоп», этакий трибьют фильма «Кин-дза-дза», имевший все шансы на победу. Но имя автора сегодня на слуху, поэтому жюри предпочло отдать приз начинающему. Стоит отметить, что Кирилл Плетнев растет буквально на глазах, и его амбиции не оставляют сомнений, что он запустится с каким-нибудь большим проектом. Правда, его режиссерская манера укладывается в рамки мейнстрима (не хочется говорить — сериального), но выглядит такое кино по крайней мере профессионально. Чего не скажешь о многих представленных работах, зачастую довольно симпатичных, но ученических.

Что касается основного смотра «Кинотавра», то тут зрителей ожидал сюрприз. В заключительный день фестиваля, на самом последнем сеансе был показан фильм Анны Меликян «Про любовь», после чего многие сошлись на том, что жюри под председательством Алексея Учителя отдаст ему главный приз. Так и случилось, хотя буквально до последней минуты все ставили на «Ангелов революции» Алексея Федорченко, которому в результате достался приз за режиссуру и «Белый слон» от гильдии кинокритиков. Главную мужскую роль неожиданно получил весь актерский состав фильма Михаила Местецкого «Тряпичный союз» в составе Василия Буткевича, Александра Паля, Павла Чинарева и Ивана Янковского. А лучшей актрисой стала Полина Гришина из фильма «Спасение» Ивана Вырыпаева.

Фильм Меликян, по словам самой победительницы, — ее первая картина, сделанная с расчетом на широкую аудиторию. Впрочем, и другие ее фильмы, все без исключения, были обласканы на «Кинотавре», так что удивляться не приходится. Эта лента довольно искусно выстроена по сравнению с остальными работами Меликян: интересный кастинг — звезды первой величины Машков и Цыганов, красотки Снигирь и Куркова, а также любимицы женщин-режиссеров Бортич и Шалаева; много компьютерной графики — экран постоянно меняет размер, на нем то и дело возникают всевозможные анимационные заставки, лента заканчивается не унылыми титрами, а вставным танцем и т.п. Фильм состоит из нескольких новелл, которыми иллюстрируется лекция о научном происхождении любви в летнем кинотеатре Парка им. Горького. Поначалу почти неузнаваемая, если бы не интонации, Рената Литвинова, которая сама играет в заключительной новелле в паре с Михаилом Ефремовым, рассказывает удивленной публике, что любовь — всего лишь набор определенных биологических механизмов для продолжения рода, а вовсе не возвышенная романтика, как некоторые думают. В контрасте с этим псевдонаучным подходом мы видим пять довольно тонких и смешных эпизодов, так или иначе соответствующих (либо полностью противоречащих) тому, о чем повествует модная психологиня: про любовь подростков-анимешников, не способных общаться вне косплей-эстетики; о японке, которая приехала в Россию знакомиться с интернет-избранниками, оказавшимися сплошь уродами; об озабоченном сносом церетелиевского памятника Петру граффитисте, которого любят сразу две прекрасные барышни; о секретарше, снимающей перед боссом лифчик ради своего беспутного жениха и, наконец, о самой лекторше, которая открывает бывшему мужу-олигарху глаза на новую пассию, которая его приворожила. Как всегда у Меликян, женские персонажи выглядят куда более выпукло и естественно, хотя картина «Про любовь» лишена феминистского пафоса. В целом это очень обаятельная картина, заслуженно получившая награду, хотя по художественным качествам заметно уступающая следующему призеру.

Алексей Федорченко снял свою третью картину — после «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари» — в существенно иной стилистике. Речь в «Ангелах революции» идет о восстании в 1934 году нескольких поселений хантов и ненцев против советской власти, о расследовании человеческого жертвоприношения, в котором в качестве агнцев выступал отряд красных агитаторов. Поскольку фильм основан на реальных событиях, Федорченко тщательно, с гигантским числом мелких, но значащих деталей вышивает по сценарной канве широкую эпическую драму о столкновении раннесоветского художественного авангарда с суровой действительностью языческого мира, опираясь на воспоминания о женщинах-комиссарах, композиторах пролетарского ренессанса, бандитах с наганами в «пыльных шлемах», живших в угаре революционного ада. В главной женской роли выступила Дарья Екамасова. Этот, пожалуй, единственный не совсем удачный актерский эксперимент мастера компенсируется участием уникального актера из екатеринбургского Коляда-театра — Олега Ягодина, а также Павла Басова, Полины Ауг, Алексея Солончева и других нестандартных актеров, в том числе непрофессиональных (в роли представителей местных народов). Федорченко не намеренно (по его признанию) продолжает великие традиции режиссеров-художников, от Пазолини до Параджанова, и вполне осознанно — Дзиги Вертова, в какой-то момент превращая эпический киноспектакль в квази-кукольный театр, наполняя экран нескончаемым потоком символических крючков и зацепок. Приз за режиссуру, безусловно, отдает дань этому титаническому труду, но зрительская судьба картины подобного масштаба остается под вопросом. Впрочем, сказать, что Федорченко заботится о публике — нельзя, он творит большое искусство, и в этом его сила и мощь.

Два актерских приза вызвали скорее недоумение: когда это награды присуждали мужскому коллективу скопом? Однако жюри понравился молодежный манифест Михаила Местецкого «Тряпичный союз» — о парне-размазне, внезапно встретившем трех спортивных псевдоанархистов-паркурщиков. Герою предстояло влиться во всемирную организацию, состоящую из четырех человек, но грозящую захватить власть; встретить первую любовь и, в общем, таким сложным образом избавиться от инфантилизма. Сказать, что четверка актеров играет плохо, — значило бы покривить душой, но сам фильм ничего, кроме ощущения студенческой работы, не оставляет. Сценарий хромает на обе ноги, шутки повторяются по нескольку раз — для тех, вероятно, кто сразу не засмеялся, и в целом остается ощущение, что найти единственного более достойного актера жюри не решилось, с чем трудно поспорить. Поощрительные призы молодым, в общем, дело нужное, тем более что у главного героя Василия Буткевича это была вообще первая роль в кино. Впрочем, не только у него: 15-летний Глеб Калюжный из подростковой комедии Андрея Зайцева «14+» мог бы оспорить мнение жюри, тем более что этот фильм получил приз зрительских симпатий.

А вот что касается женской роли — Полины Гришиной в фильме Ивана Вырыпаева «Спасение», тут, скорее, сыграло роль то обстоятельство, что это кино необходимо было поощрить, а номинации все уже были разобраны. Нельзя сказать, что героиня этой повести о польской монахине, приехавшей в Тибет и постепенно обретающей внутреннее просветление, выглядит как-то неубедительно. Гришина хороша собой, особенно снявши монашеский наряд, чиста и обаятельна, но особой глубины в ее игре нет. Фильм построен на паре забавных драматургических ходов — точнее, на смешных вырыпаевских диалогах в стиле раннего Тарантино. Если прорваться через скуку первых 40 минут зрелища, снятого в манере «Клуба кинопутешественников», и дождаться конца, кино не оставит ощущения зря потраченного времени, как три четверти конкурсных картин нынешнего «Кинотавра» .

Стоит отметить, что на фестивале было еще несколько достойных лент — например, калмыцкие «Чайки» Эллы Менжеевой, дебютная «Находка» Петра Демента и особенно «Страна Оз» екатеринбуржца Василия Сигарева — сногсшибательная комедия, эффект которой построен на филигранном использовании обсценной лексики (как картину, получившую приз за сценарий, выпустят в российский прокат — пока непонятно, а жаль). Однако нельзя также пройти мимо того прискорбного обстоятельства, что оставшиеся картины конкурса, а также спецпоказы (кроме новаторского американского ужастика Лео Габриадзе Unfriended) были непозволительно низкого качества для фестиваля всероссийского уровня, и этот контраст бил в глаза. В целом же «Кинотавр» порадовал деловой атмосферой, хорошей и четкой организацией, энтузиазмом участников и большим количеством гостей.

< Назад в рубрику