В Москве проводится беспрецедентная многодневная операция по зачистке города от этнических разбойных групп. За минувшую неделю пресечена деятельность 39 таких бригад. Задержание одной из них приобрело большую известность из-за погони со стрельбой и шестью помятыми машинами, начатой на Садовом кольце и завершившейся в Даниловском монастыре. «Преподать урок» заезжим бандитам, по информации источников, призвал подчиненных начальник главка МВД Анатолий Якунин после гибели сотрудника вневедомственной охраны Андрея Баннова от рук бандита возле МКАД. «Лента.ру» проанализировала предпосылки, ход и последствия оригинальной антикриминальной акции.
По данным пресс-службы столичной полиции, с 4 по 10 июня стражи порядка ликвидировали в Москве 39 этнических преступных групп. О чрезвычайности происходящего свидетельствует тот факт, что за весь 2014 год по всей стране пресечена деятельность 319 таких группировок.
Разделите эту сумму на 12 месяцев и на количество регионов. Даже если на Москву приходились 50 процентов всех выявленных этнических банд, и за неделю оперативники умудрились выполнить «месячную норму», речь все равно бы шла примерно о 13 группах.
«Были задержаны 227 лиц в порядке статьи 91 УПК РФ. Заключены под стражу 65 человек. По преступлениям, совершенным членами этнических преступных групп, проведено 446 обысков. В ходе проведенных обысков изъято 3512,45 грамма наркотических веществ, 63 единицы огнестрельного оружия», — отмечено в сообщении ведомства.
По данным знакомого с ситуацией источника «Ленты.ру», зачистка столицы от этнической преступности будет продолжаться до конца июня. Так что окончательные итоги дебандитизации города подведут в июле, когда в главке состоится заседание коллегии, посвященное работе ведомства в первом полугодии.
Массовые полицейские операции в ответ на дерзкие выходки бандитов в отношении стражей порядка — это стандартная практика для многих стран. В том числе и для России. Чаще всего эти операции носят показательный характер. Так, после случая на Матвеевском рынке, когда торговцы арбузами оказали сопротивление полицейским, а один оперуполномоченный даже получил серьезную травму, по всем крупным рынкам и продуктовым базам прокатилась волна проверок с участием ОМОНа. Большинство доставленных в отделы полиции людей после проверки личности отпустили.
На сей раз речь идет о достаточно сложной и трудоемкой процедуре реализации дел оперативного учета, то есть не только о фактическом задержании злоумышленников, но и о передаче оперативных материалов следствию, возбуждении уголовных дел, проведении неотложных следственных действий и избрании задержанным меры пресечения. Здесь уже о какой-то показухе говорить не приходится, ведь задействованы сотрудники как минимум трех ведомств — полиции, прокуратуры и суда.
Знакомые с ситуацией источники «Ленты.ру» утверждают, что инициатива очищения города от заезжих банд принадлежит лично начальнику ГУ МВД России по городу Москве Анатолию Якунину, который выдвинул эту идею на совещании, посвященном печальному эпизоду с гибелью сотрудника вневедомственной охраны Андрея Баннова.
Напомним: ночью 27 мая младший сержант полиции, 22-летний Андрей Баннов, едва вступивший в ряды полиции после службы в ВДВ, в одиночку и без оружия бросился преследовать водителя «Газели», устроившего перед этим гонки с полицейскими. Преступник нанес ему несколько ножевых ранений, от которых Баннов скончался. В убийстве подозревается Немат Рашидов, член банды, занимающейся похищением банкоматов и терминалов оплаты в столице. Он уже задержан и дал признательные показания.
Существует вероятность, что происходящая в городе операция была инициирована кем-то из руководства, но по каким-то причинам план операции не был доведен до сведения рядовых оперативников. В пользу этой версии говорит тот факт, что обычно плановые полицейские мероприятия имеют названия, фигурирующие в служебной документации и пресс-релизах: «Заслон», «Мигрант» и т.д. Нынешняя «тематическая» зачистка пока никак не названа.
Некоторые эксперты из числа ветеранов и бывших сотрудников МВД полагают, что застрельщиком столь резкой активизации борьбы с этническими преступными группами стал кто-то из правительства России — человек, имеющий влияние на ключевые правоохранительные органы, и не только на полицию. Косвенным доказательством этого можно считать необычайную отзывчивость со стороны контролирующих структур, которые сейчас обрабатывают обильные потоки материалов из оперативных и следственных подразделений МВД России. При этом их текущей работы по сотням других уголовных дел никто не отменял.
Пока на 39 ликвидированных банд сыщики накопали 216 преступлений, из них 3 убийства, 7 квартирных краж, 14 краж автотранспорта, 16 разбоев, 25 грабежей. Но это еще не окончательные цифры, — в ходе следствия могут открыться новые обстоятельства и эпизоды.
По данным источника газеты «Взгляд», столичные сыщики получили от руководства приказ реализовать все имеющиеся оперативные материалы, связанные с этническими преступными группами.
Возникает справедливый вопрос: почему нужно было давать какую-то особую команду на поимку бандитов, если о них и так было известно? Аж 39 банд были «под колпаком» — и продолжали терроризировать город?
На самом деле проблема в том, что прежде чем на злодеях защелкнутся наручники, действия преступных групп должны быть особым образом задокументированы. Если просто в ходе повальной проверки машин задержать группу парней в автомобиле, в багажнике которого лежит оружие, можно будет инкриминировать разве что незаконное хранение оружия — да и то не всем, а только хозяину авто. Которым по документам наверняка окажется какой-нибудь пенсионер из Мытищ. Бородатые дяди скажут на допросе, что автомобиль взяли покататься только сегодня и багажник не открывали. Отпечатков на оружии не обнаружится, так как дяди опытные — «работают» уже давно. И придется бандитов отпустить.
Преступной группой, организованной по этническому принципу, абы кого не назовешь. Нужно доказать наличие устойчивых связей между ее членами, их родство или дружбу. Этническая принадлежность тоже подтверждается документально. А иной бандит с собой паспорт не возит и представляется чужим именем. Стало быть, устанавливать его личность придется оперативно-техническими средствами.
Как Шерлок Холмс в свое время, нынешние сыщики долго и аккуратно движутся по нитям связей преступников друг с другом, организаторами и пособниками, иначе грош цена такой разработке. В этих условиях такие широкомасштабные операции, когда вдруг требуется разом вытащить на свет все, что копится в сейфе, могут негативно повлиять на дальнейшую работу. Однако если такое вскрытие производится разом всеми подразделениями, эффект бывает ошеломительный, и ситуация с определенным видом преступности может в корне перемениться.
Такая антикриминальная зачистка в Москве, конечно, не может быть незаметной для горожан, тем более если речь идет об этнических бандах, задержание которых часто сопровождается погонями и перестрелками.
Днем 10 июня сцена в лучших традициях голливудских боевиков произошла в самом центре Москвы, недалеко от Павелецкого вокзала. Спецназовцы заблокировали остановившийся на светофоре черный внедорожник Mercedes, в котором находилось трое предполагаемых вооруженных преступников.
— Группа хорошо организована, работает не один год. За ними шлейф тяжких и особо тяжких преступлений... Смогли вычислить их только в людном месте, в центре города. Другой возможности для задержания могло не быть, — рассказал сотрудник отряда СОБР. — Они заблокировали двери и предприняли попытку вырваться из кольца. Таранили наши машины. Сбили сотрудников. Вырвались на простор и стали уходить от погони.
Обычно спецназовцы пользуются ступором, в который на несколько секунд впадают преступники в начале неожиданного для них штурма. В этот раз, по свидетельству собровцев, водитель — предполагаемый организатор банды, восемь лет находящийся в розыске, — нисколько не растерялся и смог вывести машину из полицейской засады.
Оторваться от преследования злоумышленники пытались на Дубининской улице. Не вышло: полицейские открыли огонь по колесам автомобиля и, похоже, ранили водителя. В результате Mercedes врезался в ряд припаркованных автомобилей, а злоумышленники попытались скрыться от спецназовцев на территории Даниловского монастыря.
В ходе преследования было повреждено несколько автомобилей.
— В последней аварии — четыре машины за раз. По пути цепляли. Плюс две наши. И две или три машины — пока он (злоумышленник) маневр совершал. Еще, возможно, трамвай задели, — вспоминает собровец.
Один из задержанных, предположительно, получил ранение в предплечье и голову. Остальные двое отделались ушибами.
Пострадали и спецназовцы: кроме ушибов один из них получил перелом кисти, когда машина злоумышленников вырывалась из первого захвата.
Задержанную группу нельзя считать в чистом виде этнической, вполне себе интернационал: один — из Абхазии, другой — из Таджикистана, третий — из Москвы. За ними, по оперативным данным, 29 разбойных нападений, включая эпизод, произошедший 19 мая на Чусовской улице, когда злоумышленники похитили 8 миллионов 250 тысяч рублей.
Источник «Ленты.ру», знакомый с ситуацией, говорит, что этническими часто называют банды, состоящие из иногородних и иностранных граждан, при том что определенного национального или религиозного окраса у них на самом деле нет. Порой достаточно того, что один из членов преступной группы носит нерусскую фамилию, чтобы СМИ всю бригаду нарекли «кавказской».
В официальных пресс-релизах МВД все чаще фигурирует более нейтральное словосочетание «межэтническая преступная группа».
«И это правильно, ведь целью нынешней операции является очищение города от бандитских групп, а не возбуждение распрей на национальной почве», — отмечает криминальный психолог Виктор Воротынцев.