Пекин и Вашингтон подписали соглашение об активизации сотрудничества в военной сфере. Взаимодействие на этом направлении между США и Китаем идет еще с 1980-х. Новый же документ создает правовую базу для совместных сухопутных учений двух стран. Назвать это соглашение «прорывным» или «эпохальным» сложно. Тем не менее на взаимоотношения КНР и Соединенных Штатов оно может оказать позитивное воздействие. О том, почему это так, читайте в статье, подготовленной Российским советом по международным делам (РСМД).
Одним из итогов визита в США китайской военной делегации во главе с заместителем председателя Центрального военного совета, генерал-полковником Фань Чанлуном стал запуск нового механизма сотрудничества между сухопутными силами двух стран. Значение договоренностей не стоит преувеличивать. Однако, хотя договоренности и не прорывные, они все-таки позволяют несколько расширить поле взаимодействия Пекина и Вашингтона в военной области, а значит — уменьшить взрывоопасный потенциал недоверия в китайско-американских отношениях.
Рамочный документ по механизму диалога в сфере обмена и сотрудничества между сухопутными силами Китая и США подписали генерал-майор Тан Ин (в Генеральном штабе НОАК он заместитель начальника управления боевой подготовки) и его американский коллега — генерал-майор Уильям Хикс, заместитель директора Центра по интеграции сил и средств сухопутных войск США.
Последние договоренности с США вполне укладываются в общий курс Китая на активную военную дипломатию — установление более тесных военных связей с зарубежными государствами и использование военнослужащих НОАК за рубежом в миротворческих и гуманитарных операциях. Акцент в рамочном соглашении с США был сделан на «мирный компонент» и меры доверия. Подписанный документ, в частности, открывает новые возможности для сотрудничества Пекина и Вашингтона в ликвидации последствий стихийных бедствий, во взаимодействии военных медиков, совместных тренировках инженерных войск и программах гуманитарной помощи. Если тут и есть что-то новое, то это закрепленная на бумаге возможность проведения двусторонних учений сухопутных войск. Совместные учения на море флоты КНР и США уже проводили.
Любопытный вопрос: где будут проходить тренировки сухопутных войск Китая и США? Если на территории одной из двух стран — одно дело, но неприятным сюрпризом для России могли бы стать совместные китайско-американские маневры на территории одной из стран Центральной Азии. Такой вариант совсем исключать нельзя — наличие дипломатических каналов консультаций Китая и США по безопасности в Центральной Азии уже не тайна. Тем не менее видеть в рамочном документе, да еще подписанном на не очень высоком уровне, старт «большой игры» не стоит. Все-таки в целом документ носит больше технический, чем стратегический характер.
Куда более важными и содержательными были подписанные осенью прошлого года во время визита Барака Обамы в Китай меморандумы о взаимопонимании в военной области, которые касаются мер, позволяющих избежать случайного военного конфликта. Здесь, правда, пока осталось «белое пятно», но весьма существенное: сторонам еще предстоит согласовать принципы безопасности действий в воздухе, что крайне важно на фоне обострения ситуации в Южно-Китайском море и в связи с возможным введением здесь китайской зоны опознавания ПВО. Во время визита Фань Чанлуна китайские и американские представители пообещали, что к сентябрьскому визиту председателя КНР Си Цзиньпина в США «кодекс поведения» в воздухе будет согласован.
Оптимистический настрой в какой-то мере можно списать на пиар, в котором были заинтересованы обе стороны. Замечено: чем хуже у Китая складываются отношения с соседями по региону, тем активнее Пекин пытается уверить всех, что в китайско-американских отношениях есть возможности для большего сближения. Таким образом китайское руководство посылает региональным державам сигнал о том, что США вынуждены считаться с сильным Китаем и готовы с ним договариваться. Для американской стороны подобная ситуация важна тем, что дает возможность показать: «политика вовлечения» Китая удачно дополняет меры сдерживания, и в целом «поворот в Азию» удался именно благодаря правильной политике Белого дома и Пентагона, которые даже Китай заставили соблюдать правила.
Подводя итоги визита, Фань Чанлун отметил, что вооруженные силы Китая и США должны развивать новый тип межармейских связей, которые он охарактеризовал как «взаимно доверительные, основанные на сотрудничестве, бесконфликтные и устойчивые». Ясно, что это идеал, путь к которому может быть тернист, а может вообще завести в тупик. Китайско-американские противоречия в АТР по-прежнему ограничивают возможности того, чтобы механизмы взаимного доверия работали без перебоев. Китайские СМИ с гордостью сообщили, что в Национальном университете обороны США, где прошла церемония подписания, в витрине был выставлен известный древний военный трактат, написанный величайшим китайским стратегом Сунь Цзы (VI-V века до н.э). Правда, эта книга была в свое время передана американской стороне одним из китайских гостей, но главное — китайской стороне предельно ясно, что в современном мире Китай и США действуют если и сверяясь, но совсем по разным оперативным планам.