Бывший СССР
06:56, 17 июня 2015

Маятник возвращается Украина снова меняет политические предпочтения

Николай Подгорный ((Киев))
Члены депутатской фракции политической партии «Оппозиционный блок»
Фото: Иван Коваленко / «Коммерсантъ»

Согласно соцопросу TNS, опубликованному в конце мая, лишь 8 процентов граждан оценили работу Петра Порошенко и украинского правительства удовлетворительно. Президента одобряют 17 процентов украинцев, недовольны им — 51 процент. Однако есть и другой рейтинг — закрытый, в котором оценивалась деятельность и оппозиции. По данным апрельского интервью населения, если бы парламентские выборы проходили в ближайшие выходные, первое место на них занял бы «Оппозиционный блок», Блок Петра Порошенко — второе, «Самопомощь» — третье. «Лента.ру» разбиралась, с чем связано крушение рейтинга украинской власти и что будет дальше.

За год правления Порошенко реальная зарплата украинцев снизилась на 30 процентов. Рожать, умирать, жениться, болеть, отдыхать, ездить на автомобиле — все это стало для большинства украинцев роскошью. Экономика стагнирует. Катастрофически девальвировала национальная валюта. Регулятор борется с курсом вручную, активно используя печатный станок и опустошая золотовалютные резервы. Верховная Рада разрешила правительству не платить внешние долги частным кредиторам. Следующим этапом может быть технический дефолт, в результате чего неизбежно блокирование очередного транша МВФ. Это что касается социально-экономических факторов.

Теперь о внешней политике, из-за которой, собственно, собирался Майдан. «Что касается членства в ЕС, мы должны четко отметить, что европейской перспективы [для Украины] не существует», — заявил в конце мая президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. В безвизовом режиме со странами ЕС украинцам снова отказано.

Раздрай во внутренней политике: каждая группа, представляющая разные сферы влияния, тянет одеяло на себя, из-за чего в коалиции возникла собственная оппозиция. Телевидение в то же время демонстрирует показательные выступления власти по борьбе с коррупцией. Колоссальные денежные потоки циркулируют из зоны АТО в другие регионы Украины и обратно, однако власти редко достигают официально заявленных целей. Журналисты без стеснения говорят президенту о покупке спецпропусков для въезда в Донецкую и Луганскую области и даже готовы поделиться контактами тех, кто может это организовать. «Друзья мои, давайте договоримся, это наше общее дело. Да, я нанятый украинским народом на работу менеджер. Но это есть наше общее дело. И для того, чтобы бороться с коррупцией, я буду приглашать представителей ЕС», — как правило, отвечает на подобные предложения Порошенко.

Все вышеописанное — реальное положение дел в стране и реперные точки предвыборной программы как для абстрактных политических сил, решивших противодействовать власти, так и для вполне конкретного «Оппозиционного блока» (ОБ).

Если говорить о некой идеологии для политиков «новой волны», то стоит заметить распространенную ошибку — якобы украинцев обидел закон о декоммунизации. Даже простой анализ ситуации в СМИ показывает, что на смену табличек с названиями городов/улиц в стране сейчас попросту нет средств — эта мера была чистой воды популизмом. В то же время очень больно по населению (в основном, юго-востока) ударила фактическая отмена празднования Дня Победы. Для многих украинцев, как и для россиян, 9 Мая — самый светлый день в году. Свидетельством тому то, что поисковый запрос «парад Победы в Москве» стал самым популярным за день у пользователей украинского сегмента интернета по версии сервиса Google Trends (то есть львиная доля граждан в отсутствие своего праздника наблюдала за российским). И оппозиция непременно этим воспользуется.

Обязательно припомнят власти и риторику в отношении Донбасса. В день инаугурации Порошенко особое внимание журналистов было приковано к Александру Лукашенко, прибывшему на мероприятие. «Сначала выясните, кто террористы, а то поубиваете своих», — сказал тогда белорусский лидер касательно ситуации на востоке страны. Спустя год эти слова звучат не просто справедливо, а пророчески.

Когда конфликт в Донбассе только развивался, украинская власть использовала в отношении местных жителей термин «сепаратисты», и даже «коллаборационисты». Провластные СМИ активно применяли формулировку «под дулами автоматов сепаратисты провели референдум». Разумеется, никакого насильственного принуждения к голосованию не было (по крайней мере, доказать это не удалось). Террористами внезапно стали и донецкие горняки, у которых Яценюк в грубой форме отказался покупать уголь. Правда потом, за отсутствием вариантов, Киев передумал, и Донбасс вновь погнал вагонетки с антрацитом.

Создается впечатление, что в последние две недели представители власти и вовсе перешагнули черту дозволенного. Лидер фракции Блока Петра Порошенко (БПП) Юрий Луценко, выступая в Верховной Раде, сказал, что президент считает Донбасс раковой опухолью и предложил его блокировать. Замначальника милиции Донецкой области Илья Кива поддержал идею изоляции региона и добавил, что «была бы моя воля, я бы расстреливал этих путешественников в ДНР, любителей референдумов и парадов украинских военнопленных».

Несложно догадаться, что нынешней власти на выборах придется очень непросто. С вопросом, готовится ли для юго-восточного электората какая-то специальная программа, «Лента.ру» обратилась к народному депутату от БПП Алексею Гончаренко. Политик ответил отрицательно, однако согласился прокомментировать результаты упомянутых выше соцопросов.

«"Оппозиционный блок" имеет какую-то поддержку, это правда. Но, по моим ощущениям, сегодня они никак не могут быть на первом месте и даже на втором. На первом месте — Блок Петра Порошенко», — уверен Гончаренко. По мнению политика, пророссийски настроенное население не пойдет за «Оппозиционным блоком». «Возможно, появятся какие-то новые политические силы. Возможно, [граждане] вообще никого не поддержат», — предположил Гончаренко.

В то же время «Оппозиционный блок» заявляет, что не планирует работать с националистически настроенным электоратом, но направит силы на «своих» избирателей. «Могу описать настроения на Слобожанщине (Харьковская область, часть Сумской и Луганской областей — прим. «Ленты.ру»). Жители этой части страны, впрочем, как и всей левобережной Украины, поддерживают "Оппозиционный блок"», — считает депутат от ОБ Михаил Добкин.

Слова политика отчасти подтверждают цифры — на внеочередных парламентских выборах, которые проводились на Украине в октябре прошлого года, в 13 из 14 округов Харьковской области бывшие регионалы уверенно одержали победу. А вот в центре и на западе с треском провалились. На вопрос корреспондента «Ленты.ру», как «Оппозиционный блок» намерен работать с так называемыми ура-патриотами, Добкин заметил, что в его лексиконе нет такого слова. «Патриоты — они и есть патриоты — желают нашей стране счастья и возрождения. И нам есть что предложить этим гражданам тоже», — заявил депутат.

Вместе с тем Добкин разъяснил, каким образом оппозиция планирует доносить до населения один из пунктов своей программы — сотрудничество с Россией. «Сегодня — одна конъюнктура. Завтра — другая. Но и сегодня, и завтра есть четкое понимание, что без кооперации с Россией полноценное развитие экономики нашего государства невозможно. Это факт», — резюмировал политик, добавив, что данная стратегия не идет вразрез с евроинтеграционными процессами.

Смена действующей власти будет сопровождаться социальным бунтом, считает в свою очередь директор Центра политической информации Алексей Мухин. По его мнению, предыдущая власть полностью дискредитировала себя аналогичным образом. «Сейчас Украина разваливается, теряет территорию, и в данном случае политические прогнозы я считаю бессмысленными. Стране нужны лидеры, которые бы работали на национальное развитие, а не взваливали свои проблемы на Европу или Россию. Выход — использовать внутренние резервы», — отметил Мухин.

Украинские политтехнологи ожидают появления новых политических проектов, способных отобрать долю рейтинга у действующих. «Пример — прошлые избирательные кампании Сергея Тигипко (бывший вице-премьер Украины, на президентских выборах в 2014 году занял пятое место — прим. «Ленты.ру»). Главное, чтобы эти партии были национально направленные, критиковали власть и предлагали свои решения и команду. Уже сейчас по такой схеме работает "Союз левых сил" с недавно освободившимся из тюрьмы господином [Василием] Волгой (лидер партии — прим. «Ленты.ру»). Интересно будет посмотреть на коммунистическую партию. Им давно требуются ребрендинг и новые лидеры», — отмечает политтехнолог Дмитрий Рахимов.

По его данным, сейчас наибольшую динамику роста демонстрирует «Оппозиционный блок» и «Самопомощь». Наибольшее падение — у «Фронта» Яценюка. Не поменялось электоральное ядро у Блока Порошенко и Радикальной партии Ляшко.

Краткая шпаргалка-стратегия для власти и оппозиции, по версии Раимова, выглядит следующим образом.

«Аргументы Блока Порошенко на грядущей кампании — создали сильную армию, наладили отношения с Западом. Сильным ударом по рейтингу президента и его политической силы может стать новый виток войны в Донбассе, провалы на международной арене и коррупционные скандалы в самом Блоке Порошенко. Этого стоит, разумеется, избегать и работать над командой — у президента очень короткая скамейка запасных. Его люди заканчиваются, уходят в отставку — и скоро электорат поймет, что отставка чиновника ничего не решит и главная проблема — не отдельные люди, а вся властная команда и их система управления», — считает Раимов.

Весьма любопытный случай, по мнению политтехнолога, — с Яценюком. Его положение Раимов оценил как «на грани краха», а усилия по восстановлению доверия граждан и рейтингов назвал интересными. «Я бы рекомендовал Арсению Петровичу идти в оппозицию. Уходить в отставку и начинать избирательную кампанию. При этом с "заправкой" на президентское кресло. Это, вопреки многому, возможно. "Самопомощь" старается находиться в стороне, но и они займут более критическую позицию», — отметил эксперт.

Для остальных политических сил, уверен Раимов, стратегия наименьшего сопротивления остается прежней — критика власти и игра на настроениях населения. «"Батькивщина" Тимошенко, "Оппозиционный блок", Радикальная партия Ляшко, "Свобода" — сейчас все они по своей риторике очень похожи и отличаются только лицами. Единственно важное — выделиться», — резюмировал эксперт.

< Назад в рубрику