На выставке «Армия-2015» в Алабино специалисты Невского проектно-конструкторского бюро продемонстрировали макет корабля, который, судя по сообщениям источников в ОПК, заменит вертолетоносцы типа «Мистраль». Представленный проект оказался достаточно неожиданным. Прогнозировалось сходство с голландскими десантными кораблями типа «Роттердам». Но если российский корабль и схож с ними, то лишь своими техническими характеристиками. Архитектура совершенно другая.
Упомянутые характеристики нового вертолетоносца пока не позволяют сделать окончательные выводы относительно его возможностей и места в составе флота. Сообщалось, что проект «Прибой» предполагает постройку корабля длиной 165 метров, шириной (по полетной палубе) 25 метров, способного перевозить до 600 человек десанта и до 40-60 единиц автомобильной и бронетанковой техники.
Авиагруппа — восемь вертолетов, причем на представленном макете размещены не только боевые Ка-52 и транспортно-десантные Ка-29, но и вертолеты Ка-27 непонятной модификации (поисково-спасательной либо противолодочной). Говорит ли это о возможной дополнительной специализации «Прибоя» как корабля противолодочной обороны, неясно: требуется дополнительная информация о предполагаемых ходовых качествах и оборудовании.
Непонятны пока и перспективы «Прибоя» как корабля управления, что было одной из самых интересных флоту особенностей «Мистраля». Чтобы прояснить этот вопрос, нужно знать возможности боевой информационно-управляющей системы, которую предполагается установить на «Прибой».
Еще в период обсуждения закупки «Мистралей» сообщалось об интересе, проявленном ВМФ России к голландским десантным вертолетоносцам типа «Роттердам» и «Йохан де Витт». Об этом, в частности, в интервью радиостанции «Голос России» упоминал начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов.
Впоследствии высказывались и представители ВМФ, прямо не называвшие прототип, однако озвучивавшие предполагаемые характеристики, удивительно схожие с голландским проектом. И все же продемонстрированный на «Армии-2015» макет оказался не слишком похож на творение верфи Damen Shelde Naval Shipbuilding.
Судя по макету, вертолетоносец проекта «Прибой», как и «Мистраль», получит классическую авианосную архитектуру со сквозной полетной палубой и сдвинутой к правому борту надстройкой-«островом». У «Роттердама» и «Йохана де Витта» кормовая полетная палуба и сдвинутая в нос надстройка с размещенным в ней ангаром для вертолетной техники.
Голландский вариант архитектуры позволяет удешевить корабль в постройке, уменьшив его водоизмещение за счет сокращения объема и веса конструкций, приходящихся на ангарную палубу в кораблях типа «Мистраль» и других схожих с ним. Кроме того, исчезает необходимость в массивных и дорогостоящих подъемниках: вертолеты просто выкатываются из ангара в надстройке на полетную палубу, расположенную на том же уровне.
Вместе с тем такое решение имеет и недостатки. В первую очередь это сокращение численности авиагруппы в силу ограниченности объема ангара в надстройке (по сравнению с подпалубным) и уменьшения площади собственно полетной палубы, не позволяющей принимать более 3-4 вертолетов одновременно.
Судя по облику «Прибоя», российские проектировщики попытались найти компромисс между стоимостью корабля и его возможностями. Они прибегли к решению, схожему с тем, что применили в Японии при создании вертолетоносцев типа «Осуми».
Расположение ворот док-камеры на «Прибое» говорит о сравнительно небольшом пространстве между полетной палубой и док-камерой, в котором, судя по всему, невозможно уместить ангар (так же, как и на «Осуми»). Однако, японский вертолетоносец оснащен подъемниками, позволяющими размещать ограниченное число вертолетов (2-3 машины) на грузовой палубе в носовой части корабля, там же, где размещается автотранспорт и бронетехника перед погрузкой на десантные катера в док-камере в корме. На УДК же классической архитектуры ангарная и грузовая палубы разделены.
Это решение, хотя и ограничивает численность авиагруппы (корабль может нести не более 6-8 вертолетов, при этом большая часть из них постоянно находится на палубе, периодически перемещаясь вниз на обслуживание и мелкий ремонт), позволяет одновременно поднять в воздух те же 6 машин, что и на более крупном «Мистрале». При этом «Прибой» должен обладать не меньшими возможностями по доставке техники и людей на берег с помощью катеров.
Таким образом, предложенный вариант вертолетоносца представляет собой некий синтез решений из изученных российскими специалистами проектов. Действительно, он соответствует по характеристикам голландским ДВКД, но превосходит их по возможностям ведения летных операций.
С учетом того, что, скорее всего, как и большинство современных десантных кораблей, «Прибой» будет строиться по нормам живучести коммерческого судостроения, проект можно реализовать относительно быстро и сравнительно недорого. Названные представителями ВМФ сроки (закладка в 2016 году и ввод в строй головного до 2020 года) представляются вполне реалистичными. Последний неясный вопрос — количество этих кораблей в госпрограмме вооружения.
Анатолий Шлемов озвучил шесть-восемь единиц, и если это так, то в сочетании с аналогичным числом БДК типа «Иван Грен» «Прибои» позволят, во-первых, полностью обновить десантные силы ВМФ, во-вторых, резко повысить их экспедиционные возможности и, в-третьих, расширить опыт эксплуатации палубной авиации и управления ее действиями. Последнее жизненно необходимо в том случае, если ВМФ всерьез намерен строить новый авианосец.