Российское правительство призналось в невозможности сократить перекрестное субсидирование электроэнергии до минимума. Между тем для этих целей вводились социальные нормы, которые были призваны обеспечить оплату гражданами электричества в полном объеме, защитив при этом бедные слои населения. Пока они действуют в нескольких регионах в качестве эксперимента, но с июля следующего года предполагается распространить их на всю Россию. Однако успех и смысл данного мероприятия до сих пор не очевидны.
В 2012 году правительство решило если не покончить с перекрестным субсидированием (системой, когда за частных потребителей по факту платят промышленные), то как минимум серьезно его ограничить. Причем вопрос касался не только электроэнергии, но и услуг ЖКХ. Таким образом предполагалось снизить нагрузку на промышленность, а также стимулировать население к энергосбережению.
Запустить социальные нормы сразу по всей России было невозможно, поэтому для начала ввести их решили в шести «пилотных» регионах. В целом норму определили как 75 киловатт-часов на человека (если в квартире не стоит электроплита), но регионам позволили высчитывать ее самостоятельно. Все, что потребляется в рамках нормы, оплачивалось по тарифам ниже текущих, а то, что сверх, — существенно выше.
Уже к середине 2013 года стало ясно, что в полной мере проект работать не будет. В частности, оказалось невозможным нормировать горячую и холодную воду. По довольно простой причине: у большинства жителей России до сих пор счетчики на воду не установлены. Заставить все население установить их за свои деньги было слишком сложно, а поставить за счет государства — слишком дорого. Выигрыш в итоге оказался бы слишком незначительным, чтобы все это затевать. Решено было сохранить новый способ тарифного образования только на электричество, благо что счетчики на свет поставлены у всех.
С осени 2013 года пилотный проект был распространен на шесть субъектов федерации: Забайкальский и Красноярский края, Владимирскую, Нижегородскую, Орловскую и Ростовскую области. В регионах решение восприняли без особого энтузиазма. Во многом потому, что социальная норма была обоснована довольно сомнительно. В особенности — в Нижегородской области, где ее установили на уровне в 50 киловатт-часов, то есть в полтора раза меньше, чем по федеральным стандартам.
Между тем реальные траты электроэнергии в России куда выше и в среднем приближаются к 100 киловатт-часам на человека. Как правило, много «съедают» компьютеры и микроволновые печи, которые есть теперь почти в каждой квартире. В итоге доля людей, реально защищенных новым законом, оказывается существенно меньше запланированной правительством.
По оценке аналитика «Велес капитал» Александра Костюкова, после введения системы по всей стране тарифы для большинства населения подскочат как минимум на 30 процентов. «Ясно, что прописанная норма существенно занижена по сравнению с реальным потреблением», — отметил собеседник «Ленты.ру». Соответственно, доля людей, которых затронет резкий рост тарифов, будет существенно выше той, что ожидают в правительстве (к примеру, министр энергетики Александр Новак неделю назад сказал, что платить много придется всего пяти процентам пользователей). В то же время некоторые регионы, участвующие в проекте, все же решили подстраховаться и установили нормативы существенно выше правительственных. К примеру, в Орловской области норма составляет 200 киловатт-часов на человека. Если при установлении нормативов субъекты федерации пойдут по этому пути, ущерб для населения будет умеренным, но никакой гарантии на этот счет нет.
Общий замысел правительства понятен. В последние годы неоднократно утверждалось, что электроэнергия в России намного дешевле, чем странах Европы, в большинстве случаев — в разы. Расценки для населения в РФ в 2012 году были в пять раз ниже, чем в Дании (самое дорогое электричество в Европе), и в полтора раза ниже, чем в Болгарии. Разрыв в промышленных тарифах существенно меньше, хоть и тоже значителен.
Однако если соотнести тарифы на электроэнергию с доходами населения, доступность электроэнергии в России выглядит уже не столь привлекательной в сравнении с европейской. В 2013 году Россия по количеству киловатт-часов, которые можно приобрести на среднюю зарплату, находилась где-то в середине списка европейских стран. В относительных показателях для россиянина электроэнергия в четыре раза дешевле, чем для румына, но на 60 процентов дороже, чем для финна. Почти во всех энергоизбыточных странах доступность этого ресурса для граждан по факту выше, в то время как Россия была и остается крупным нетто-экспортером электроэнергии, и вряд ли стоит ожидать, что эта ситуация в будущем поменяется.
Однако и проблему перекрестного субсидирования как-то надо решать. Сейчас российские предприятия доплачивают за потребителей свыше 200 миллиардов рублей в год. Компании точно так же страдают от кризиса в экономике, и в нынешних условиях подобные расходы являются для них нелегким бременем. А в последние годы энерготарифы для промышленности растут примерно на пять процентов быстрее, чем для населения, то есть дисбаланс продолжает расти.
Ситуация осложняется тем, что энергопоставщики в отдельных регионах по сути превратились в локальных монополистов. Изначально при реформе РАО ЕЭС, которая была проведена в прошлом десятилетии, предполагалось, что возникнет свободный рынок электроэнергии, который сможет обеспечить относительно низкие цены за счет конкуренции. Этого, однако, не произошло. По-прежнему единственным фактором, препятствующим резкому удорожанию электроэнергии, является государственная тарифная политика.
По словам Костюкова, ранее существовавшая система была заточена под существование государственной монополии, которая полностью контролировалась государством. Полноценные рыночные механизмы в этой системе запустить оказалось крайне нелегко. В результате страдают все три стороны: производители электроэнергии, которым нужны средства на отбивание многомиллиардных инвестпрограмм, потребители-предприятия и частники. И кого-то из этого треугольника неизбежно придется обидеть, дабы удовлетворить остальных.
Тем не менее пока государство колеблется, несмотря на заявление Новака, считающего возможным ввести новую тарификацию с июля 2016 года. «Опыт российской электроэнергетики показывает, что нововведения здесь проходят сложно и часто задерживаются», — отметил Костюков. Так что жителям России пока рано готовиться к принудительному энергосбережению в рамках целой страны. Но ожидать можно чего угодно.
Особенно с учетом того, что государство может преподнести еще один неприятный сюрприз. Федеральная служба по тарифам допускает, что цены на электроэнергию в следующем году могут подскочить сразу на 20 процентов вне зависимости от введения соцнорм. Официального плана от правительства пока нет, но по крайней мере идея облегчить жизнь граждан, повышая тарифы на уровень инфляции минус 30 процентов точно канула в небытие.