Первый день Петербургского международного экономического форума изобиловал высказываниями и прогнозами политиков и экономистов. Но одно из них прозвучало крайне неожиданно и озадачило многих. Бывший министр финансов, давний друг Владимира Путина (и он же его давний оппонент в публичных дискуссиях) Алексей Кудрин выразил мнение, что в целях ускорения проведения реформ в стране российские власти могли бы пойти на досрочные президентские выборы. Как эту идею воспринял президент, пока неясно. В Кремле не комментируют заявление Кудрина. А сам Владимир Путин этот день провел, с удовольствием наблюдая, как министры отбиваются от атак промышленников, намекая бизнесу, что поддержит сильный доллар, и принимая приглашение арабского принца.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признался, что не знает, обсуждал ли Кудрин свою идею с самим Путиным. Зато комментарии от политиков не заставили себя ждать. Секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов посчитал идею Кудрина неактуальной. И более того, назвал ее попыткой «внести определенную нестабильность в общество».
Для самого президента Петербургский форум начался встречей с руководителями российских промышленных предприятий. Путин сразу очертил круг их возможностей, указав на «уважаемых людей» в зале — министров — и предложив подискутировать с ними напрямую.
«Вот министр финансов здесь. Денег у него немерено», — улыбнулся Путин.
И действительно, в ходе встречи он то и дело поднимал со стула главу Минфина Антона Силуанова и руководителя Минэкономразвития Алексея Улюкаева, призывая их ответить на вопросы представителей бизнеса. А те не терялись. «Это удивительно — то, что сейчас происходит! — воскликнул в итоге Путин, когда один из промышленников "дожал" Силуанова вопросами, заставив его согласиться со своими соображениями. — Я не узнаю Антона Германовича!» А потом, когда помощник президента Андрей Белоусов перехватил микрофон у Силуанова, прокомментировал: «Видите, как интересно: микрофон рвут друг у друга!» Президент совершенно определенно получал от всего происходящего удовольствие.
Бизнес же от этой встречи хотел получить «ориентиры развития экономики». Генеральный директор «Ковровского электромеханического завода» Владимир Лебедев выразил свои чаяния эмоционально, зато определенно. «Поддержите доллар! — обратился он к Путину. — Не дайте ему упасть хотя бы года три!» За это время предприниматель нацелился «завоевать весь рынок», а дальше они «смогут продержаться». И тут Путин понимающе кивнул.
«Что касается курса рубля… Мы с вами публично разговариваем, здесь камеры работают… Это ведь рыночная сфера — усмехнулся президент, словно шутке. — Вы же обратили внимание, что как только курс рубля укрепился, меньше 50 стал, он постепенно, постепенно все-таки поднялся…» И сомнений в том, что Путин сказал бы без камер, не осталось.
Косвенно пообещав «поддержать доллар», президент все-таки добавил, что «здесь нельзя переборщить, потому что ослабление курса рубля имеет и свои негативные последствия». И дал такой прогноз: и курс рубля, и цены на нефть останутся на нынешнем уровне еще пару лет. Почти столько, сколько и просил гендиректор из Коврова.
«В общем и целом, нас это все сегодня устраивает», — признался Путин.
Промышленник заодно раскрыл и секрет своего успеха. Когда-то на его заводе побывал Путин. И оставил запись в книге гостей. «Уж не знаю, благодаря этому или нет, но дела наши пошли в гору», — улыбался гендиректор. Вслед за ним и другие бизнесмены пригласили президента к себе на предприятия — «книгу подписать». Путин на шутку отвечал шуткой: если бы поднять предприятия было так легко, он не вылезал бы из самолета.
Следом состоялась еще одна — вполне историческая — встреча. К Путину приехал глава Минобороны Саудовской Аравии, более того — принц, еще более того — второй на очереди к трону человек в королевстве — Мухаммед бин Салман. Это его первый официальный визит в Россию и первая встреча Путина с представителем нового поколения саудовской монархии. А за ней последует и встреча с королем Салманом. Путин уже озвучил свое приглашение. Предстоящий саммит эксперты называют поворотным. Особенно принимая во внимание то, что Россия и крупнейшее государство на Аравийском полуострове занимают противоположные точки зрения по ситуации в Сирии.
Последний раз контакты с Саудитами на высшем уровне были десятилетие назад. В далеком 2003 году Москву с официальным визитом посетил наследный принц (а ныне — покойный король) Абдалла. Спустя четыре года состоялся визит Путина в Саудовскую Аравию. Вспоминая ту поездку, старожилы кремлевского пула рассказывали, как женщинам из российской делегации уже в аэропорту принесли облачение, скрывающее их фигуры и лицо. И поставили в неловкое положение — дамских комнат в вип-зале аэропорта попросту не нашлось. В том смысле, что женщинам вообще было там не место.
О чем говорили принц и президент, догадаться несложно. Саудовская Аравия и Россия занимают соответственно 1-е и 2-е места в мире по экспорту нефти. Перед встречей сообщалось, что Саудиты заинтересованы в приобретении российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». Звучали и другие предположения: крупные оружейные сделки в обозримой перспективе маловероятны, потому что Эр-Рияд сделал ставку на американские вооружения. Однако в зале присутствовал и министр обороны России Сергей Шойгу.
Публичная часть встречи была недолгой. Бин Салмон в свою очередь пригласил Путина посетить королевство. «С удовольствием воспользуюсь этим приглашением», — сказал президент России. В этот день ему еще предстояло встретиться с первым заместителем премьера Госсовета КНР Джан Гаоли, премьер-министром Монголии Чимэдийном Сайханбилэгом и генеральным директором МАГАТЭ Юкиа Амано. Поздно вечером он провел «обед» с инвесторами.