Мир
08:00, 22 июня 2015

Кризис солидарности Страны ЕС разругались из-за квот на принятие мигрантов

Ксения Жарова (Редактор отдела «Путешествия»)
Фото: Alessio Paduano / NurPhoto / ZUMA Wire / Global Look

Вопрос об обязательных квотах на принятие мигрантов стал яблоком раздора в отношениях стран ЕС. Если у одних государств эта инициатива Брюсселя просто не вызвала энтузиазма, то другие выступили резко против. Пока Италия и Греция продолжают в одиночку бороться с неконтролируемым потоком мигрантов и беженцев, прибывающих из Африки по Средиземному морю, их соседи торгуются и прикрывают свои границы. Между тем Еврокомиссия продолжает давить на всех участников переговоров, намекая, что от своего решения отказываться не намерена.

Этот кризис в отношениях стран-участниц называют крупнейшим за всю многолетнюю историю Евросоюза. Идея Еврокомиссии о переселении в течение двух лет 40 тысяч беженцев, добравшихся до Греции и Италии, в другие страны ЕС вызвала серьезные разногласия внутри сообщества. Недовольство членов европейской семьи вызывает принцип, по которому вычислялись квоты, а также то, что такая практика распределения беженцев и мигрантов может стать постоянной.

«Страны Восточной Европы выступили категорически против решения Жан-Клода Юнкера; Франция, Испания и Португалия отнеслись к инициативе Брюсселя достаточно прохладно; Британия и Дания вообще не принимают участия в голосовании по квотам. Поддержали эту идею только Германия, Италия, Австрия и Швеция», — описывает сложившуюся ситуацию The Guardian.

Рассорились

Активнее всех на решении распределить беженцев по другим странам ЕС настаивает Италия. Устав в одиночку бороться с наплывом мигрантов, Рим в последнее время перешел к угрозам. «Если Европа закрывает глаза, считая происходящее проблемой одной Италии, Рим будет самостоятельно ее решать. Но только в этом случае поражение потерпит сама идея единой Европы», — заявил премьер-министр Матео Ренци.

При этом глава итальянского правительства предупредил, что если не удастся принять план Еврокомиссии, его стране придется «действовать согласно плану Б, который навредит Европе». Детали он раскрывать не стал. Однако, как пишут местные СМИ, Рим может запретить иностранным судам высаживать мигрантов на своих берегах, а тем, кому удалось добраться до итальянских берегов, начнет выдавать шенгенские визы, чтобы они могли уехать в любую другую страну ЕС. Ведь в основном беженцы, прибывающие в Грецию и Италию, хотят отправиться в более обеспеченные государства Евросоюза, предоставляющие хорошее социальное обеспечение. В первую очередь это скандинавские страны.

Пойти на такие меры итальянские власти вынудили недавние действия их соседей. Так, Франция закрыла границу для мигрантов, Австрия и Швейцария отказывают беженцам во въезде. Сотрудники полиции этих государств проверяют поезда, отправляющиеся из итальянских городов, и в случае обнаружения мигрантов возвращают их обратно. Франция за последнее время «вернула» Италии шесть тысяч мигрантов. Рим в долгу не остался и обвинил Париж в «игнорировании правил свободного передвижения внутри ЕС».

Еврокомиссия решила пойти навстречу Италии и Греции, предложив распределить 40 тысяч мигрантов по странам-участницам Союза по принципу квот (в этом не принимают участие Великобритания и Дания, а Ирландия, также обладающая правом избирательно участвовать в инициативах Евросоюза, впоследствии сама предложила разместить у себя 300 беженцев). На обустройство каждого прибывшего в ЕС Брюссель собирается выделить из бюджета по шесть тысяч евро.

Размер квоты зависит от четырех критериев: численности населения, ВВП страны, уровня безработицы и числа беженцев, принятых страной с 2010 по 2014 год. При этом первые два фактора играют главную роль. Так, Германия и Франция должны принять на двоих около 40 процентов беженцев (22 и 17 процентов соответственно), еще 11 процентов беженцев должны отправиться в Испанию. Париж и Мадрид возмутились тем, как были высчитаны квоты. По мнению представителей стран, в Еврокомиссии не учли инвестиции этих государств в борьбу с нелегальной миграцией и предыдущие попытки принять у себя беженцев.

«К тому же в Испании уровень безработицы составляет 23 процента. Просить о размещении мигрантов государство, в котором и так большие проблемы с рабочими местами, по-моему, не самая хорошая идея», — отметил министр иностранных дел страны Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо. В Мадриде также заявили, что «солидарность, к которой призывает Еврокомиссия, должна основываться на принципе пропорциональности, справедливости и реализма».

Восточная Европа торгуется

Еще резче на предложение Еврокомиссии отреагировала Венгрия, в которую с начала года приехали более 50 тысяч беженцев из Косова, Ближнего Востока и Северной Африки. Глава кабинета премьер-министра Венгрии Янош Лазар заявил, что его страна «ни при каких обстоятельствах не будет принимать такое количество беженцев лишь на основании решения ЕС». Вскоре после этого в разных городах государства появились плакаты: «Если вы приехали в Венгрию, то не сможете отнять работу у граждан государства». Потом власти страны заявили, что ужесточат контроль на границе с южными соседями — Румынией и Хорватией, а от Сербии и вовсе отгородятся четырехметровой стеной.

Спорить с Брюсселем по вопросу квот стали также Литва, Латвия и Эстония. Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала предложение Еврокомиссии, согласно которому балтийская страна должна принять у себя 710 человек, «несправедливым и нецелесообразным» способом решения проблемы. «Всю Африку в Европу не переселишь», — резюмировала глава государства. По словам Грибаускайте, Вильнюс в состоянии разместить до 250 человек, а премьер-министр страны и вовсе назвал приемлемым лишь 30-40 мигрантов.

Вслед за Литвой о неспособности принять у себя необходимое число беженцев заговорила и Латвия, которая должна разместить 737 человек из Сирии и Эритреи. При этом, как отмечает Deutsche Welle, по официальным данным, с 1998 года убежища в стране просили 1,5 тысячи человек, а статус беженца получили всего 65 из них.

«Пособие по безработице в Эстонии составляет около 125 евро, а это дает возможность лишь скромно питаться. В ряде регионов фактический уровень безработицы очень высок, а более 100 тысяч населения трудоустроено за рубежом. Сомневаюсь, что беженцам понравятся мало оплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда», — приводит Deutsche Welle слова эстонского политолога Леонида Карабешкина. О том, что несмотря на квоты часть беженцев из-за проблем с адаптацией и низкой зарплатой предпочтет уехать в более богатые европейские страны и никто не сможет им в этом помешать, говорят все члены ЕС.

На пороховой бочке

Еще один осложняющий фактор: беженцев в Европейском союзе зачастую воспринимают как потенциальных террористов, рассказала «Ленте.ру» заведующая отделом Центра европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова: «Лидеры этих стран опасаются, что вместе с беженцами в Европу будут прибывать и радикальные исламисты. Это ставит под угрозу безопасность граждан ЕС. Известно, что многие популистские лидеры используют эту проблему в своих выступлениях, понимая, как болезненно относится к сложившейся ситуации коренное население Европы. Это лишь усиливает национализм на уровне общественного сознания в этих странах, а национализм — самая опасная бацилла для европейского проекта».

Глава Партии народного единства Эстонии, член комиссии по иностранным делам Европарламента Кристийна Оюланд уже написала на своей странице в Facebook, что беженцы из Африки и с Ближнего Востока несут угрозу белой расе: «Сегодня снова вижу в Италии абсолютно работоспособного молодого негра, который выпрашивает деньги у людей, честно заработавших на свой обед. Как белый человек чувствую, что белая раса находится в опасности! Неужели мозги эстонцев настолько промыты, что вы пускаете какие-то политкорректные слюни?»

А в Финляндии Олли Садемиес, член националистической партии «Истинные финны», выступающей за сокращение иммиграции в страну, на своей странице в соцсети предложил стерилизовать африканских мигрантов, сославшись на то, что у них «слишком много детей». Садемиес пожаловался, что мигранты едут в страны ЕС за высоким уровнем жизни, но «не работают, а сидят на пособиях и плодятся». Число детей мигрантов он предложил ограничить до трех на семью. В 2012 году его коллега по партии Хелена Эронен предложила и вовсе надевать на иностранцев нарукавные повязки и вживлять им микрочипы. Эта инициатива, правда, не получила поддержку в стране.

Предложение Еврокомиссии о введении квот на распределение мигрантов между странами-членами ЕС будет рассмотрено на саммите, который состоится 25-26 июня. При этом, как утверждает The Wall Street Journal со ссылкой на европейских чиновников, решение этой проблемы, скорее всего, отложат до сентября. Для того, чтобы инициатива была принята, Брюсселю необходимо заручиться поддержкой большинства стран (15 европейских государств с населением, составляющим более 65 процентов от всего числа граждан ЕС). Десять стран уже выступают против — это Франция, Великобритания, Испания, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Польша и Словакия.

«Ситуация сложная, потому что Еврокомиссия в лице Жан-Клода Юнкера заняла очень жесткую позицию и не собирается отступать. Такая ситуация была два года назад с попыткой реформы Шенгена. Тогда Еврокомиссии удалось навязать свое решение государствам-членам ЕС, и реформа была проведена», — рассказала «Ленте.ру» заведующая отделом исследования европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потемкина.

Тем не менее излишне драматизировать ситуацию все же не стоит, уверена эксперт. Такого же мнения придерживается и директор Центра комплексных международных и европейских исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев. «Квоты, которые сейчас распределила Еврокомиссия, в большинстве случаев будут снижены, к тому же, скорее всего, будет создана система материальных компенсаций. В ЕС существует очень гибкая система вознаграждений и поощрений. Например, речь может идти о преференциях в вопросах торговли. На мой взгляд, в итоге все страны Евросоюза примут определенное число беженцев». По мнению политолога, разная позиция во взглядах на распределение мигрантов и беженцев не может привести к расколу ЕС: «Проблема не настолько серьезная. Ее нельзя сравнивать, например, с дебатами по принятию общеевропейской валюты».

< Назад в рубрику