Квалификационная коллегия судей Владимирской области не дала согласия на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Кольчугинского городского суда Андрея Алтунина на основании акта об амнистии. Адвокату потерпевшего посоветовали обратиться с иском в суд, в котором председательствует предполагаемый ответчик. Однако он вместо этого подал жалобу в Высшую квалификационную коллегию судей России, удивляясь, как можно подвести под амнистию того, кто даже не успел стать участником уголовного процесса. «Лента.ру» попыталась разобраться в этой весьма необычной для российской судебной практики ситуации.
15 апреля 2015 года коллегия владимирских судей оставила без удовлетворения представление руководителя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина о согласии на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Кольчугинского городского суда Владимирской области Андрея Алтунина по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК РФ («нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»).
Доводы СКР о том, что действия судьи содержат признаки общественно-опасного деяния, служители фемиды сомнению не подвергали. Следователи с октября 2013-го, когда произошла авария, провели большую и кропотливую работу по сбору доказательств, опросу участников и очевидцев. Но через два месяца после ДТП страна отмечала 20-летний юбилей Конституции России, и Госдума сочла это хорошим поводом для массовой амнистии граждан. В соответствующем постановлении, принятом 18 декабря 2013-го за номером 3500-6 ГД, среди прочего было сказано о прекращении находящихся в производстве уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные той самой частью 1 статьи 264 УК РФ. Именно на этот пункт и сослалась коллегия владимирских судей, решавшая судьбу своего коллеги.
По словам адвоката Георгия Козлова, представляющего интересы пострадавшего в ДТП человека, никакого уголовного производства в отношении Алтунина не ведется, так как оно еще не было возбуждено, поэтому и прекратить его нельзя.
«В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в случаях, предусмотренных статьей 24 УПК РФ. Среди вышеуказанных норм процессуального права такое основание как "вследствие акта амнистии" отсутствует», — отмечено в официальной жалобе, которую Козлов подал в Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
Действительно, человеку, уголовно-процессуальный статус которого еще не определен, амнистия не нужна. Как можно простить того, кто даже гипотетически ничего наказуемого не совершил? К тому же амнистировать — не означает реабилитировать. Смысл этого правового института в снисхождении к виновному или потенциально виновному лицу, а не в его оправдании.
В чем, казалось бы, сложность: возбудить дело в отношении Алтунина и сразу же его прекратить. И нет проблемы. Но не все так просто. В соответствии со статьей 4 закона «О статусе судей в Российской Федерации» вершителем правосудия может быть только лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям. И амнистия к таковым не относится.
Пока Андрею Алтунину работать на своем ответственном посту ничто не мешает. Ведь никакого дела нет и в помине.
Адвокату пострадавшего предложили обратиться с гражданским иском на возмещение морального вреда и материального ущерба, но по территориальной принадлежности выходит так, что заявление поступит в тот самый дворец правосудия, где председательствует предполагаемый ответчик.
В Кольчугинском городском суде «Ленте.ру» ситуацию комментировать отказались.
Теперь слово за Высшей квалификационной коллегией судей РФ, куда поступила жалоба Георгия Козлова. Пострадавший уже потратил на лечение и реабилитацию более 700 тысяч рублей. В мае из-за возникших осложнений ему сделали повторную операцию по протезированию. Жить и работать как прежде он, вероятно, уже не сможет никогда.
10 октября 2013 года примерно в 16:00 на пересечении улиц Ленина и Зернова в городе Кольчугино Владимирской области произошло ДТП. Председатель местного суда Андрей Алтунин на своем личном автомобиле Renault Duster при выезде на главную дорогу не пропустил Lada Granta, за рулем которой находился Бабаев Фаган Камбар-оглы, водитель сети ювелирных магазинов «Адамант». После столкновения Бабаева госпитализировали с подозрением на перелом бедра. Эксперты установили, что его здоровью нанесен тяжелый ущерб. Бабаев надолго утратил трудоспособность, причем ему пришлось выискивать средства для дорогостоящего лечения и реабилитации.
На место происшествия, кроме сотрудников ГИБДД, прибыли следователи из управления СКР по Владимирской области, утверждает «Зебра ТВ». Старший помощник руководителя областного следственного управления Ирина Минина сообщила журналистам, что проверкой занялся отдел по расследованию особо важных дел. Она также отметила, что Алтунин сразу после ДТП не отрицал своей вины в административном правонарушении.
Оба автомобиля были направлены на судебно-техническую экспертизу. Следователи также изъяли запись с камеры видеонаблюдения, работавшей в районе ДТП.
Андрей Алтунин, по данным телекомпании, пояснил, что просто не заметил автомобиль Бабаева.
Практика свидетельствует, что особая неприкосновенность не является непреодолимым препятствием для привлечения служителей Фемиды к ответственности.
В той же Владимирской области 15 июля 2008 года суздальский судья Надежда Комарова насмерть сбила пешехода. Областная квалификационная коллегия судей дала расследованию зеленый свет. Дело по ходатайству потерпевшей стороны завершилось примирением сторон. Комарова сама сложила с себя судейские полномочия.
За последние годы на всей территории страны произошло несколько ДТП с последующей амнистией судейских. Все эти эпизоды, правда, касались отставников. И каждый раз квалифколлегии не препятствовали возбуждению уголовного дела.
Под упомянутую выше амнистию к 20-летию Конституции России, по данным портала Zasudili.ru, попал отставной одинцовский судья Денис Коровинских, обвиняемый в хулиганстве. В сентябре 2012 года он, как предполагается, выстрелил из травматического пистолета в ответ на просьбу соседки сделать музыку потише (не в нее, а рядом). После прекращения уголовного дела квалификационная коллегия лишила его статуса отставного судьи. Это решение амнистированный обжаловал в Верховном суде. Но там в январе 2015-го посчитали справедливым довод квалифколлегии о том, что «совершив уголовно наказуемое деяние, Коровинских перестал отвечать требованиям, предъявляемым к судьям в отставке».