Его сердце будет биться в музыке

Голливуд скорбит по композитору Джеймсу Хорнеру

Джеймс Хорнер
Фото: Eric Charbonneau / Invision / AP

Обладатель двух «Оскаров», двух «Золотых глобусов», автор одного из самых популярных хитов всех времен — My Heart Will Go On ― Голливуд потерял величайшего кинокомпозитора, месяц не дожившего до выхода «Левши», последнего фильма, к которому Джеймс Хорнер написал саундтрек.

В его смерть долго не могли поверить: когда стало известно о катастрофе личного самолета Хорнера, все до последнего надеялись, что за штурвалом был кто-то другой. Личность пилота так и не установили, но гибель композитора подтвердила его ассистентка Сильвия Патриция на своей странице в Facebook.

Джеймс Хорнер родился в Лос-Анджелесе в творческой семье: его отец Гарри Хорнер был известным в Голливуде художником-постановщиком, обладателем премии «Оскар» за работу в фильме «Наследница» Уильяма Уайлера, его брат Кристофер — режиссер документальных фильмов. Джеймс играл на фортепьяно с пяти лет и получил образование в Королевском музыкальном колледже в Англии, после чего вернулся в Калифорнию, где окончил университет. Хорнер написал музыку более чем для сотни фильмов, делал аранжировки для еще полусотни, и его мелодии продолжают использовать в сериалах и телешоу.

Его первым полнометражным фильмом стал боевик «Дама в красном» (1979) , но настоящую славу ему принесла работа над фильмами режиссеров Рона Ховарда и Джеймса Кэмерона. Знакомство с последним началось с фильма «Чужие», после чего Хорнер заявил, что никогда больше не будет сотрудничать с режиссером и назвал весь процесс «ночным кошмаром». Тем не менее именно за «Чужих» композитор получил свою первую номинацию на «Оскар», а «Титаник» Кэмерона, во время работы над которым два Джеймса встретились через десять лет, стал вершиной творчества Хорнера: фильм принес ему сразу два «Оскара» (за лучший саундтрек и лучшую песню), три «Грэмми» и два «Золотых глобуса». Композиция My Heart Will Go On в исполнении Селин Дион возглавила мировые чарты и вошла во всевозможные списки лучших песен всех времен. Среди других работ композитора такие фильмы, как «Балто» Саймона Уэллса, «Апокалипто» Мэла Гибсона, «Мальчик в полосатой пижаме» Марка Хермана. Помимо музыки для кино, Хорнер сочинял для оркестра: в ноябре 2014-го в Королевской филармонии Ливерпуля состоялась премьера его концерта для скрипки и виолончели Pas de Deux, который получил восторженные отзывы и был назван первым настоящим двойным концертом для скрипки и виолончели со времен «Двойного концерта» Иоганнеса Брамса.

В этом году Хорнер написал музыку еще для пяти фильмов: «Тотема волка» Жан-Жака Анно, «33» Патрисии Ригген, документальных «Один день в Освенциме» Стива Пурсела и «Жизни в эпоху самолетов» Брайана Тервиллигера. Его последняя работа — «Левша» Антуана Фукуа с Джейком Джилленхолом в главной роли. Предполагалось также, что композитор будет сотрудничать с Кэмероном для двух сиквелов «Аватара», которые должны выйти в 2017-м и 2018-м годах.

Новость о смерти Джеймса Хорнера ошеломила его друзей и коллег. Рон Ховард откликнулся таким твитом: «Блестящий композитор Джеймс Хорнер, друг и соавтор семи моих фильмов, трагически погиб в авиакатастрофе. Всем сердцем соболезную его близким».

Свои соболезнования семье и друзьям композитора выразил и Рассел Кроу, исполнивший главную роль в «Играх разума», музыку к которому также писал Хорнер.

Селин Дион заявила, что они с мужем «глубоко опечалены трагической смертью Джеймса Хорнера» и что им будет его не хватать.

Потерю одного из самых известных и плодотворных композиторов тяжело переживают не только в киноиндустрии, но и коллеги-музыканты. Французский композитор Александр Депла, автор музыки для фильмов «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Король говорит!» и лауреат премии «Оскар» за «Отель “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона, назвал смерть Хорнера трагедией для всех композиторов: «Мы потеряли одного из самых талантливых и уважаемых коллег. Его музыка навсегда останется с нами». В том, что музыка Джеймса Хорнера переживет своего создателя, сомневаться не приходится. Он оставил после себя огромное наследие, и кельтские мотивы его мелодий будут еще долго звучать с экранов кинозрителей.

Культура00:0716 августа
Слева направо: Анатолий Абрамович, Леонид Никольский, Андрей Зализняк. 1951 год

«Мой патриотизм другим патриотам не понравился бы»

Каким запомнили академика, объяснившего русский язык от бересты до мата