Учебный год в российских школах уже закончился, однако депутаты, чиновники, общественные деятели продолжают придумывать дисциплины, которые необходимо преподавать детям. Среди последних инициатив — занятия по безопасному селфи, трезвости, земледелию и семейным ценностям. «Лента.ру» составила список самых необычных предметов, которые могут пополнить школьную программу.
Представители молодежной палаты Мосгордумы 23 июня пообещали рассказывать школьникам о работе чиновников. Активисты собираются ходить по образовательным учреждениям и объяснять детям, как работают управы, префектуры и муниципалитеты.
«Рассказывать детям о работе ведомств нужно, во-первых, для того, чтобы они знали структуру органов власти Москвы и понимали, куда могут при необходимости обратиться. А во-вторых, благодаря такому погружению в работу чиновников некоторые школьники захотят устроиться на госслужбу», — считает глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов. Начать эксперимент предполагается именно с этого столичного района.
В начале июня петербургская общественная организация «За безопасность» направила в Министерство образования и науки обращение с просьбой организовать в школах уроки безопасного селфи. Поводом для этого стала серия несчастных случаев, произошедших за последнее время с молодыми людьми при попытке сделать эффектный снимок.
К преподаванию курса хотят привлечь психологов, полицейских и профессиональных фотографов. Ученикам расскажут, как фотографироваться без риска для здоровья, и посоветуют, что делать, если желание сделать селфи превратилось в зависимость.
В петербургских школах с 1 сентября 2015 года инициаторы готовы проводить уроки своими силами, а поддержка министерства им потребовалась, чтобы распространить практику и на другие регионы.
Тем не менее в Минобрнауке посчитали, что школьников нужно учить не только безопасному селфи, а осторожности в целом. Эту задачу решит обновленный курс ОБЖ, который будет внедряться со следующего учебного года.
Ректор МГИМО, академик Роcсийской академии наук Анатолий Торкунов считает, что учителя истории должны разъяснять школьникам политические новости, чтобы они могли разобраться, что происходит в мире. Уроки политинформации он предлагает проводить в формате мини-лекций, при этом организационные вопросы и продолжительность должна определять школа.
Минобороны предложило готовить школьников к армии с 15 лет. Для этого предлагается ввести в школах преподавание военно-прикладных видов спорта. Подростков хотят научить стрельбе, ножевому бою и военно-спортивному многоборью. Заниматься учащиеся будут добровольно. По задумке экспертов министерства, это позволит юношам пройти полноценную военную подготовку еще до призыва. В министерстве бьют тревогу: 72 процента призывников, которые были обследованы с 2007-го по 2014 год, оказались в неудовлетворительной физической форме.
О необходимости школьной подготовки к армии говорили и прежде. В 2013 году депутат Госдумы Алексей Журавлев предложил ввести для старшеклассников специальный предмет, на котором они изучили бы основы военной службы, и обязательные учебные сборы в военной части.
Новый предмет должен подготовить будущих призывников к армейской жизни не только физически, но и морально. Вести его, по задумке депутата, должны были не только педагоги, но и военные.
Журавлев внес соответствующий законопроект в Думу, однако документ был отозван парламентской комиссией по обороне.
Глава партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин считает, что российских школьников необходимо учить земледелию. Он предложил Министерству образования с 1 сентября 2015 года ввести в школах новую дисциплину либо обучать детей сельскому хозяйству в рамках уроков труда. Предмет «Земледелие» предлагают преподавать учащимся с пятого класса.
«Сельскохозяйственный труд необходим российским школьникам, они могут заинтересоваться этой сферой и затем восполнить ряды агрономов, фермеров или садоводов. Таким образом выпускники смогут внести свой вклад в процесс импортозамещения», — говорится в обращении Сурайкина. А для проведения практических занятий коммунисты предлагают выделить школам участки под огороды.
РПЦ хочет дополнить школьную программу курсом «Нравственные основы семейной жизни». По мнению председателя патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова, это должно улучшить нравственное состояние общества.
Рассчитанный на учащихся 10-11классов курс разработали священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина). В описании курса утверждается, что он носит светский характер и дает старшеклассникам знания о семье из разных научных областей. В перечне изучаемых тем — дружба и любовь, патриотическое воспитание в семье, иерархичность семейных отношений, главенство мужа, святые покровители семьи.
Учебник семейных ценностей не включен в федеральный перечень, поэтому школы не имеют права им пользоваться. Тем не менее курс прошел апробацию в школах Санкт-Петербурга, Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей.
Это не первое образовательное ноу-хау протоиерея Смирнова. В 2013 году он предлагал ввести в школах предмет «Смысл жизни», который должен был «поменять сознание» учащихся.
В рамках вариативного урока физкультуры школьников будут учить игре в гольф, борьбе и легкой атлетике. Новые дисциплины предлагаются как дополнение к двум обязательным урокам физкультуры.
Программу по борьбе разработал трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин, а занятия по легкой атлетике, получившие название «Уроки Исинбаевой», подготовили в Международной федерации легкой атлетики. Авторскую программу по фигурному катанию представит Евгений Плющенко.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) предложила ввести новый обязательный предмет «Основы информационной безопасности». Учебные часы для курса в РАЭК рекомендовали позаимствовать у ОБЖ, поскольку угроза ядерного взрыва или химического поражения, по мнению авторов инициативы, сегодня меньше, чем вероятность стать жертвой сетевых мошенников.
На уроках школьникам собираются рассказать о том, как не потерять деньги в интернете, как не стать жертвой травли и какую информацию можно выкладывать в социальные сети. Преподавать кибербезопасность предлагают с пятого класса.
После рассмотрения предложения в Минобранауки решили, что учить безопасности в сети можно факультативно, по решению самих школ и родительских комитетов.
По инициативе депутата от «Справедливой России» Олега Пахолкова, учебная программа школы может пополниться обязательными экскурсиями в города-герои. По мнению парламентария, знакомство с «памятниками истории и архитектуры, историей подвига своего народа» будут способствовать развитию патриотизма у школьников. Бесплатные экскурсии предлагают сделать обязательными для учащихся 5-11 классов.
Член Общественной палаты и глава движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев многократно предлагал ввести уроки трезвости, на которых бы школьникам рассказывали о вреде употребления спиртного. Занятия предлагалось проводить в формате классных часов.
Инициативу поддержал детский омбудсмен Павел Астахов, предложивший «в целях формирования у детей и подростков потребностей здорового образа жизни» включить уроки трезвости в курс ОБЖ. Однако главный нарколог Минздрава Евгений Брюн предположил, что обсуждение темы трезвости привлечет ненужное внимание старшеклассников к алкоголю.