25 июня состоится церемония вручения премии ТЭФИ. В этом году статуэтки за высшие достижения в области телевизионных искусств во второй раз вручает не Академия российского телевидения, а Комитет индустриальных телевизионных премий. По словам телекритиков, после скандальной смены учредителей в 2013 году ТЭФИ перестала считаться главным событием в телеиндустрии. «Лента.ру» разбиралась, как некогда самая авторитетная среди телевизионщиков премия потеряла былой престиж, превратившись в инструмент пропаганды.
Премия за высшие достижения в области телеискусств была придумана в середине 1990-х. У ее истоков стоял Познер, он стал первым президентом фонда «Академия российского телевидения» (АРТ), который в 1994 году и учредил ТЭФИ.
Миссией фонда было отделить зерна от плевел: оценивать телепродукт не по рейтингу, а по гамбургскому счету.
Отбором работ занимались академики АРТ, сначала их было 12, сейчас — больше 550. Это «люди с безупречной телевизионной репутацией и неоспоримым профессиональным авторитетом». Со временем не всех учредителей ТЭФИ стал устраивать такой подход. В 2007 году от участия в конкурсе отказался холдинг «Газпром-Медиа» (каналы НТВ и ТНТ), в 2008-м — ВГТРК. После этого Владимир Познер оставил пост президента Академии. На его место избрали бывшего министра культуры Михаила Швыдкого.
Саботаж со стороны медиагигантов объяснялся накопившимся недовольством к политике академиков. У ВГТРК были претензии к Познеру лично.
«Претензии к Познеру заключались в том, что он подыгрывал Первому каналу, на котором работает. Его сменил, казалось бы, неангажированный Михаил Швыдкой с лозунгом «Ребята, давайте жить дружно». Но воплотить эту установку в жизнь не удалось. В Академии накопились серьезные противоречия, начиная с личных обид по поводу того, кому премию дали, а кому не дали», — вспоминает телекритик «Московского комсомольца» Александр Мельман.
ТЭФИ для каналов — пиар, и если ты проигрываешь в конкурсе, то теряешь и в репутации, продолжает обозреватель.
«Помимо того, что в Академии произошел раскол, еще и спонсоры перестали давать деньги. Швы разошлись настолько, что вручную по системе Кашпировского их было не соединить. Это уже было не собрать никакому Михаилу Швыдкому», — считает Мельман.
Разногласия в Академии, о которых говорит Мельман, не всегда касались непосредственно премии. Так, в 2004 году 28 из 130 академиков резко отреагировали на закрытие сразу нескольких общественно-политических телепередач, сочтя это цензурой на ТВ. Они выступили с предложением обнародовать письмо с позицией Академии на этот счет. Познер предложил зачитать текст послания на церемонии вручения ТЭФИ, если под письмом подпишутся больше половины академиков. Но этого не произошло, и письмо не опубликовали.
Судьба премии решилась в 2013 году. ВГТРК вышла из состава учредителей АРТ. Вслед за госхолдингом, «ввиду отсутствия конкурентов», выдвигать программы на соискание премии отказался и Первый канал. После такого демарша свой пост покинул Швыдкой. Учредители АРТ заморозили конкурс до выработки новых правил игры. В 2013 году премия не вручалась.
«По мере того, как изменялись требования к телевидению, информации и пропаганде, возникла потребность привести творчество работников к общему знаменателю, — говорит телекритик Юрий Богомолов. — Тогда это дело взял в свои руки Лесин (Михаил Лесин в 2013 году занял пост председателя правления «Газпром-Медиа» — прим. «Ленты.ру»). Он создал новую структуру, по-новому выстроил отбор. В конечном итоге вышло так, что лауреатов теперь не столько выбирают, сколько назначают».
После отставки с поста советника администрации президента в 2008 году Лесин долгое время провел вне медийного поля и успел соскучиться по управленческой работе. Заручившись поддержкой телеканалов, он развернул бурную деятельность. В ноябре 2013 года представители «Газпром-Медиа» (НТВ, ТНТ, «Пятница»), ВГТРК («Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия Культура» и другие каналы), НМГ (Первый канал, «РЕН ТВ» и «Пятый канал»), «СТС Медиа», «ТВ Центр» и Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) учредили некоммерческое партнерство «Комитет индустриальных телевизионных премий». Тогда же совет учредителей АРТ избрал президентом академии Александра Акопова — предправления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, президента кинокомпании «Амедиа».
Одновременно с назначением Акопова было принято решение о передаче Комитету имущественных прав на товарные знаки «ТЭФИ», «Национальная телевизионная премия "ТЭФИ"» и «приз конкурса "ТЭФИ"». В принятом регламенте ожидаемо не предусматривалось участия академиков в отборе претендентов на награду. На откуп Академии Индустриальный комитет оставил конкурсы «ТЭФИ-Регион» и «ТЭФИ-Содружество».
После перемен к ТЭФИ вернулся Швыдкой. В феврале он возглавил совет учредителей Индустриального комитета. По словам руководителя НАТ Эдуарда Сагалаева, Швыдкого как неангажированного телевизионщика предложила его ассоциация. Источники «Коммерсанта» утверждали, что с его кандидатурой поначалу были согласны не все учредители. К согласию удалось прийти только после «определенных гарантий», которые дал Швыдкой. Избранный глава совета пообещал провести открытое голосование и «нормальную процедуру вручения премий».
Телеканалы упрекают в том, что после перехода премии в другие руки процедура отбора победителей стала еще более сомнительной. Решение о вручении награды принимает жюри, в которое входит по 20 человек от каждого учредителя. Победители определяются тайным голосованием.
На манер американской «Эмми» номинации поделены на две категории — «Дневной эфир» и «Вечерний прайм». Как объяснял Павел Корчагин (до прихода Швыдкого — гендиректор Комитета — прим. «Ленты.ру»), это сделано из стремления к справедливости, поскольку развлекательная программа из дневного эфира не может соревноваться с аналогичной передачей в прайм-тайм ни по бюджету, ни по формату.
Для участников есть определенные ограничения, говорит генеральный директор КИТП Майа Кобахидзе. Заявку на конкурс подает компания, производившая передачу для канала. По правилам конкурса, передача должна транслироваться в эфире канала, охват вещания которого составляет более половины субъектов РФ.
Каждый год учредители принимают решение, какой из каналов проведет трансляцию церемонии вручения. В прошлом году ТЭФИ показали по «России 1», в этом церемонию можно будет увидеть по РЕН ТВ. И впредь премию не станут закреплять за определенным каналом, говорит Кобахидзе.
Пересобранную ТЭФИ впервые вручили в прошлом году. Телеакадемики ожидаемо раскритиковали передачу премии в руки Индустриального комитета. Основатель РЕН ТВ Ирена Лесневская в интервью «Новой газете» перед вручением ТЭФИ-2014 высказала мнение, что премия утратила смысл.
«Премия была любимая, долгожданная, все мечтали получить эту статуэтку, хотя все понимали, что все достаточно субъективно и уже давным-давно стало не совсем так, как было вначале, но тем не менее это же единственная телевизионная премия от профессионалов, коллег… А сейчас этот бренд отдан людям, которые не захотели быть вместе. И отдельно от несогласных со многими решениями больших каналов решили разрушить то, что было построено, и сделали нечто новое, свое. Теперь они будут вручать тому, кому они захотят, и распределять между собой эти премии. Это неприятно, противно, скучно, позорно», — сказала Лесневская.
В разговоре с «Лентой.ру» Владимир Познер отметил, что ТЭФИ в ее нынешнем виде ему безразлична.
«Поскольку нет другой общенациональной телепремии в России, эта остается главной. До торпедирования ТЭФИ господами Добродеевым и Кулистиковым при поддержке господина Сенкевича, ТЭФИ, на мой взгляд, была главной и достойной телепремией страны», — сказал телеведущий.
По мнению телеобозревателей, главным событием телеиндустрии обновленная ТЭФИ не стала. Сама церемония проходила в довольно напряженной атмосфере, а главная интрига состояла в том, вручат или не вручат статуэтку Дмитрию Киселеву и Владимиру Соловьеву. В результате награды им так и не достались: приз ушел ведущему программы «Центральное телевидение» на НТВ Вадиму Такменеву, что было воспринято как реверанс в сторону канала, который когда-то первым отказался от участия в ТЭФИ.
В этом году интриг нет. Среди номинантов — программы того же Киселева и Соловьева, пропагандистские фильмы «Президент» и «Крым. Путь на родину», показанные в этом году каналами ВГТРК, говорит кинообозреватель Юрий Богомолов.
«В этом, как мне кажется, есть некоторое лицемерие. Эти люди (Киселев и Соловьев — прим. «Ленты.ру») претендуют на профессиональное достоинство, они даже претендуют на этическое достоинство, которого у них нет и быть не может. В прошлом году они не получили наград, но, думаю, в этом обязательно получат», — говорит Богомолов.
По его мнению, премия превратилась в еще один инструмент пропаганды и продолжит развиваться в рамках политической конъюнктуры, поскольку российское эфирное ТВ становится все более государственным, и то, что происходит с ТЭФИ — лакмусовая бумажка. К тому же жюри, состоящее из представителей каналов-учредителей, голосует по принципу корпоративной солидарности.
«ТЭФИ не является главным событием телеиндустрии. Это видно даже по тому, как подается нынешняя церемония. Хотя анонсы и идут, но создается впечатление, что люди стесняются этого торжества. Никакого торжества, собственно, и не намечается. Все предельно ясно: свои раздают своим. И здесь не предвидится каких-то волнений и страстей. Все понимают, что кому нужно. Для этого в принципе и затевался административный переворот, который произошел полтора года назад», — подытоживает Мельман.