Среда обитания
14:28, 24 июня 2015

Я тебя отвоюю Как застройщики борются за покупателей квартир

Людмила Чичерова
Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Экономический спад — не самое приятное для страны явление, но именно благодаря ему заметно улучшились условия приобретения недвижимости. В борьбе за покупателя застройщики предоставляют рассрочки на длительный срок, компенсируют проценты по ипотеке, предлагают хорошие скидки и подарки. Сэкономить можно не одну сотню тысяч рублей.

Вынужденный стимулятор

Нестабильность в экономике, которая в России началась еще в прошлом году и продолжается сейчас, держит первичный рынок столичной недвижимости в напряжении. В сравнении со средним объемом продаж прошлого года, говорит председатель совета директоров компании «Бест-Новостной» Ирина Доброхотова, спрос на первичном рынке жилья массового сегмента просел на 20–25 процентов. В премиальном сегменте ситуация менее напряженная. По подсчетам Екатерины Румянцевой, председателя совета директоров Kalinka Group, здесь за пять месяцев, по сравнению с прошлым годом, количество сделок сократилось менее чем на девять процентов.

После удорожания кредитов и ужесточения прочих условий выдачи ипотеки в первые месяцы 2015 года многие покупатели заняли выжидательную позицию. Поэтому приобретали недвижимость лишь инвесторы, реализующие свои накопления в валюте, либо те, кому требовалось решить «квартирный вопрос» здесь и сейчас. Некоторое оживление наступило только в конце марта, после того как начала работать государственная программа субсидирования ипотеки, которая позволила существенно снизить процент по кредитам. Уже по итогам первого месяца весны число сделок к февралю выросло более чем на 20 процентов, рассказывает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп». Окончательно укрепилась эта тенденция в апреле: по данным Росреестра, количество заключенных договоров долевого участия (ДДУ) увеличилось более чем на 48 процентов, по сравнению с предыдущим месяцем. «Сегодня более 90 процентов всех заявок в нашей компании подается именно на льготную ипотеку», — признает Литинецкая.

В сложившихся условиях основной объем продаж приходится именно на сегмент жилья массового спроса, где бюджет покупки позволяет воспользоваться ипотекой с господдержкой, так как сумма кредита по этой программе в столичном регионе ограничена восемью миллионами рублей. Кроме того, понимая, что выделенные государством средства скоро могут закончиться, девелоперы «перетягивают одеяло на себя», предлагая еще более низкие, чем по госпрограмме, ставки и компенсируя проценты банкам. Сегодня подобные программы есть у таких крупных игроков, как ФСК «Лидер» (в ряде проектов застройщик предлагает ипотеку по ставке от восьми процентов годовых), «Мортон» (от 10 процентов годовых), «ПИК» (также от 10 процентов годовых).

Приманки для покупателей

По оценке Ирины Доброхотовой, на долю программ субсидирования застройщиком ипотечной ставки приходится около пяти процентов сделок от общего объема продаж. Основными же инструментами привлечения клиентов по-прежнему остаются программы лояльности, скидки и разнообразные бонусы (машиноместо, цокольное помещение в подарок и так далее).

Самой используемой, между тем, «шоколадкой» от девелоперов остается рассрочка. Правда, она может заинтересовать только тех, кто, например, участвует в альтернативных сделках и ожидает поступления денег в ближайшие месяцы. Чтобы привлечь большую аудиторию, застройщики еще в прошлом году стали увеличивать сроки рассрочки и уменьшать процент за ее использование. Как и раньше, на короткий срок — то есть, на несколько месяцев — рассрочка предоставляется без начисления процентов.

Например, программа беспроцентной рассрочки разработана в ЖК «Экопарк Нахабино» (поселок Нахабино, Красногорский район Подмосковья). При оплате 30 процентов от стоимости квартиры, сообщили в «БЕСТ-Новострой», остаток можно выплачивать в течение шести месяцев без начисления процентов. В ЖК «Новые Островцы» (Раменский район) рассрочка распространяется на ряд квартир в корпусах 3, 4, 5, 11 и 12, предоставляется на срок от девяти до 18 месяцев, проценты не начисляются. В квартале «Южный» проекта «Новые Ватутинки» (Новомосковский округ) появилась длительная рассрочка сроком до двух лет под 12 процентов годовых. Там же, в микрорайоне «Центральный», рассрочка предоставляется до конца строительства, то есть до декабря 2015 года.

Кроме того, в большинстве проектов по-прежнему сохраняются стандартные скидки в три-пять процентов при единовременной оплате или ипотеке. Как отмечает Мария Литинецкая, со старта программы господдержки ипотеки прошло не так много времени, поэтому пока застройщики не решаются массово отменять дисконты. К тому же — впереди летний период, который традиционно характеризуется невысокой покупательской активностью. Поэтому распродажа продолжается.

Так, к примеру, по данным «БЕСТ-Новострой», в уже названном ЖК «Экопарк Нахабино», действует пятипроцентная скидка для всех покупателей квартир площадью более 80 квадратных метров (при условии 100-процентной оплаты или ипотеки). Для всех, кто вносит всю сумму сразу, также есть однопроцентная скидка на однокомнатные, трехпроцентная — на двух- трехкомнатные квартиры. В химкинском ЖК «Маяк» в июне трех- или четырехкомнатную квартиру можно приобрести со скидкой в три процента. А если выбрать лот на 29 этаже, то бонус увеличится до семи процентов. Кроме того, застройщик готов уступить 10 процентов от стоимости машиноместа.

В ЖК «Белые Росы» (город Котельники) на все квартиры распространяется ряд скидок, которые можно суммировать, в результате чего покупатель может получить бонус в размере порядка четырех процентов от стоимости жилья. Это акции «Приведи друга», «Скидка в День рождения» и «Скидка 1,2 процента при 100-процентной оплате» (данное предложение не распространяется на однокомнатные лоты). Ряд квартир из ограниченного объема продается с семипроцентной скидкой, благодаря чему можно сэкономить 400-800 тысяч рублей — совсем неплохо. Эта акция действует при покупке одной из 10 квартир в корпусе №2 и не суммируется с другими скидками.

В ЖК «Новый Зеленоград» (Солнечногорский район) при единовременной 100%-й оплате стоимости квартиры предоставляется скидка в размере 5%. А ипотечные заемщики получают дисконт 6%. В ЖК «Город на реке Тушино-2018» (район Покровское-Стрешнево) до 1 июля максимальная скидка – 3% – распространяется на 2-комнатные квартиры площадью более 67 кв. м.В МФК «Лайнер» (Москва) действует базовая скидка 5% на все апартаменты, которая может суммироваться с тремя другими: +5% на вторую покупку; +2% для студентов; +2% для покупателей, живущих в ЖК «Гранд Парк».

В проектах компании Urban Group ЖК «Опалиха О3» и «Солнечная система» (город Химки) сейчас действует сразу несколько интересных акций для покупателей. Леонард Блинов, заместитель генерального директора компании, сообщил, что недавно были выведены в продажу «Детские квартиры» — это однокомнатные квартиры или квартиры-студии, которые родители покупают для своих детей. На покупке такого жилья клиенты могут сэкономить семь процентов и получить в подарок отделку от застройщика. А семьи с двумя и более детьми могут воспользоваться социальной программой «Удваиваем материнский капитал» и сэкономить до 900 тысяч рублей. Также действует акция «На счастье» с восьмипроцентной выгодой для тех, кто приобретает квартиры и вносит всю сумму единовременно. Покупатели же, приобретающие квартиру с привлечением ипотечного кредитования, могут снизить стоимость квартиры на 10 процентов по акции «Ипотека? Мы поможем!». Кроме того, купить машиноместо или кладовое помещение в ЖК «Солнечная система» можно со скидкой 30 процентов по акции «Выгодная формула». А в ЖК «Опалиха О3» с аналогичной экономией — кладовое помещение.

Есть объекты, где застройщики кроме скидок еще и дарят подарки, например — нежилые помещения. В частности, в ЖК «Аристово-Митино» (Красногорский район) люди, выбирающие двух- или трехкомнатную квартиру на первом этаже, в подарок получают цокольное помещение. Покупатели «однушек» на первых этажах могут приобрести цоколь по «специальной» цене, то есть — сниженной. Кроме того, на все студии и однокомнатные квартиры действует двухпроцентная скидка. А семейные покупатели до конца июня могут купить «двушку» или «трешку» со скидкой в пять процентов. Покупателей квартир в ЖК «Панорама Сколково» (Одинцовский район) тоже в июне ждет хороший подарок — машиноместо в подземном паркинге.

Застройщики используют и другие маркетинговые ходы, чтобы «подстегнуть» спрос. Например — открывают продажи на нулевой стадии строительства, что позволяет покупателям приобрести квартиры по минимальной стоимости. Именно так поступил застройщик ЖК «Ривер Парк» в Нагатинском затоне Южного округа Москвы. Продажи первой очереди начались, когда дома были построены на шесть этажей, а вторую вывели на рынок «с нуля». Сегодня во второй очереди самая доступная квартира стоит меньше пяти миллионов рублей.

Лицом к покупателю

Деньги и подарки — это хорошо, но сегодняшнему покупателю хочется большего: высокого качества жилья, удобства планировок, комфортной среды обитания. Поэтому, по словам генерального директора компании «Ферро-Строй» Григория Ваулина, в условиях высокой конкуренции застройщики привлекают потребителей не только дисконтами, но и улучшенными характеристиками объектов. «Те застройщики, которые не готовы тратиться на всевозможные "фишки" проекта, будут дисконтировать», — говорит эксперт. Такие «фишки» — это дополнительные детские и спортивные площадки, обширное озеленение, объекты социальной инфраструктуры, включая детские сады и школы, и другие преференции.

Так, в Urban Group стали проявлять заботу о том, чтобы жители комплексов, возводимых компанией, могли работать рядом с домом: покупатель квартиры может приобрести коммерческое помещение с трехпроцентной скидкой.

В ФСК «Лидер» отдельное внимание уделяется инфраструктуре и обслуживанию. В своих проектах серии так называемых UP-кварталов застройщик предлагает некоторые опции, характерные для бизнес-класса: проекты благоустройства внутренней территории ЖК от известных архитектурных бюро, образовательную, медицинскую и торговую инфраструктуру уровня высокобюджетных жилых комплексов, консъерж-сервис, оперативно работающий с различными заявками жителей, и многое другое.

И все же, как отмечает директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп» Дмитрий Пантелеймонов, в сегменте массового жилья наиболее эффективный способ привлечения покупателей — дисконтные программы. «Лучше денег пока никто ничего не придумал», — уверенно заявляет эксперт. И правда: минус 10 процентов от полной стоимости квартиры в Московском регионе — это, как минимум, пара сотен тысяч «выигрыша». На эти деньги можно сделать ремонт или съездить за границу.

В любом случае, сейчас покупателю — даже с небольшим бюджетом на покупку новой квартиры — есть из чего выбирать, и даже торговаться не придется. «Сами предложат и сами все дадут».

< Назад в рубрику