В конце осени 2014 года авторитетные французские издания — Le Monde и Liberation — распространили настоящую сенсацию. Они сообщили о том, что пятью годами ранее президенты Франции и Казахстана были активно заняты спасением от бельгийской тюрьмы малоизвестного бизнесмена узбекско-казахско-российского происхождения. По мнению уважаемых изданий, Николя Саркози посвятил этому целый визит в Астану в октябре 2009 года, результатом которого стало ни много ни мало… изменение бельгийского законодательства в интересах некоего Патоха Шодиева. «Лента.ру» разбиралась в биографии уникального бизнесмена.
У совладельца и сооснователя крупнейшей в Казахстане горнодобывающей компании ENRC Патоха Шодиева много обличий. Выпускник МГИМО, успешный бизнесмен, миллиардер, богатейший гражданин Бельгии (с состоянием свыше 3,7 миллиардов долларов), филантроп, президент Всемирного фонда за демократию, доктор политических наук и многое другое — перечисление всех регалий грозит не поместиться на одном экране.
Сам Шодиев позиционирует себя как человек, имеющий дружеские отношения с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, бывшим президентом Франции Николя Саркози, премьер-министром России Дмитрием Медведевым — да что там, едва ли не со всей элитой делового мира. Со страниц иностранной прессы он предстает могущественным «серым кардиналом» постсоветского пространства. Интересно, кроется ли за этим что-то кроме слов самого Шодиева?
О блестящей карьере уроженец бедного Узбекистана поначалу и не помышлял. Свою карьеру он начинал корректором газеты «Сырдарьинская правда», затем поступил в МГИМО, а после окончания института уехал в Японию, где работал в торговом представительстве СССР. Как и у многих других олигархов постсоветского пространства, истоки благосостояния Шодиева берут начало в «благословенных» 90-х. После развала Советского Союза он переезжает в Казахстан, где начинает активно заниматься бизнесом. Его партнерами стали будущие сооснователи Евразийской национальной ресурсной корпорации Александр Машкевич и Алиджан Ибрагимов. Всех вместе их принято именовать «Евразийской тройкой».
Путь от миллионеров к миллиардерам у обозначенной троицы включал, помимо прочего, сотрудничество с бельгийской компанией Tractebel. В середине 90-х годов малоизвестная европейская компания не просто «зашла» на казахстанский рынок, но и получила от государства несколько активов по бросовым ценам — при активном посредничестве предприимчивой троицы. К примеру, в 1994-1995 годах Минэнергоуглепром Казахстана подписал с бельгийцами соглашение о создании ряда совместных предприятий, так и не созданных, — однако Tractebel в результате приобрел всего лишь за 5 миллионов долларов ресурс, который можно назвать стратегическим: компанию «Алматыэнерго».
Но это было только начало. Уже в 1997 году бельгийская компания получает в концессию ни много ни мало казахстанские магистральные газопроводы. Вознаграждение «евразийской тройке» от Tractebel составило 55 миллионов долларов, официально — «за консультационные услуги». Эти деньги впоследствии приведут всех троих на бельгийскую скамью подсудимых и породят громкое дело, названное в европейской прессе «Казахгейт».
В том же 1997 году Шодиев получил бельгийское гражданство — и сразу стал фигурантом расследования об отмывании денег, о котором писала вся бельгийская пресса. Вдобавок коллеги из Tractebel через два года следствия признались, что оплата консультаций на самом деле была взяткой, и подали иск к «евразийской тройке».
Дело тянулось более десяти лет, в течение которых к обвинениям добавилось приобретение недвижимости в Бельгии на деньги, которые в СССР было принято называть «нетрудовыми доходами» в самом криминальном их понимании. Вскоре «всплыл» и открытый Шодиевым на островах Кука оффшорный банк International Financial Bank Limited, который усилил подозрения бельгийских правоохранителей в том, что казахстанский бизнесмен отмывает нелегальные доходы.
Однако в конце «нулевых» удача вновь улыбается Шодиеву со товарищи. Бельгийские власти приняли закон, по которому уголовное преследование может быть заменено на денежное возмещение. В соответствии с новыми правилами бизнесмен в июне 2011 года заключил соглашение с судом и выплатил 23 миллиона евро — с тем расчетом, что прокуратура Бельгии закроет затянувшееся дело.
На этом громкая история могла бы и завершиться, однако ей суждено было вновь всплыть осенью прошлого года. В октябре французская пресса распространила информацию о том, что в спасении казахского олигарха от бельгийского правосудия принимал участие не кто иной, как бывший в ту пору президентом Франции Николя Саркози.
Как сообщали издания Le Monde и Liberacion, парижская прокуратура еще с 2013 года расследует дело о коррупции в ближайшем окружении Саркози. Речь идет о получении взятки в размере 300 тысяч евро бывшим советником президента и чиновником по особым поручениям Жан-Франсуа Этьеном де Розе. Утверждалось, что эти деньги ему перечислил Шодиев — в благодарность за влияние Саркози и его помощников на бельгийский суд.
По версии французских изданий, во время визита Саркози в Казахстан 6 октября 2009 года Назарбаев попросил французского президента защитить интересы казахских предпринимателей (в первую очередь Шодиева) в Бельгии. В тот период Шодиев якобы активно встречался с представителями крупного европейского бизнеса, обсуждая с ними готовящиеся сделки между Казахстаном и Францией.
«Согласно информации Этьена де Розе, компания Eurocopter пыталась также "продвинуть начальный контракт с Россией, касающийся примерно 50 боевых вертолетов"», — цитирует Liberacion секретный документ, подготовленный Этьеном де Розе для Саркози. Поскольку Шодиев «очень близок и к Медведеву», его фигура «незаменима для поддержки, в частности, этого проекта», — утверждается в нем.
После этого в Елисейском дворце была создана специальная «команда» с единственной целью — спасти Шодиева в Бельгии. Именно она начала лоббировать идею спасительных законодательных изменений через бельгийского политика Армана де Декера, который одновременно был и адвокатом Шодиева, и председателем бельгийского Сената.
После успешного завершения операции все ее участники получили денежные вознаграждения от казахского бизнесмена. Шодиев при этом якобы уверил Этьена де Розе в благодарности за спасение и обещал поддержать контракты Eurocopter (сейчас Airbus Helicopters — прим. «Ленты.ру») в России.
Журналисты Le Monde считают, что именно в благодарность за услуги Саркози Казахстан заключил в 2010 году контракты на сборку в Астане вертолетов EC145 производства компании Eurocopter и закупку другой продукции во Франции на сумму два миллиарда евро.
В истории, рассказанной двумя уважаемыми французскими газетами, есть масса удивительных в своей очевидности нестыковок. Во-первых, вызывает серьезное сомнение невесть откуда взявшаяся способность казахско-бельгийского олигарха как-то повлиять на заключение контракта на покупку 50 французских вертолетов. Ни до, ни после этой скандальной истории Шодиев не был замечен в прямых контактах с председателем правительства России Медведевым, и уж совершенно точно он не входит в его окружение.
Аналогичные вопросы возникают и к версии о том, что олигарх мог быть причастен к лоббированию интересов Eurocopter в Казахстане. Одно дело — продвигать интересы иностранцев в мутных водах бизнеса 90-х, со слабыми государственными институтами и нищей казной. Совсем другое дело — сейчас, когда сферы влияния давно поделены, а сам Казахстан превратился в одного из крупнейших региональных игроков Средней Азии. Более того, есть информация из заслуживающих доверия источников о том, что Шодиева как фигуранта многочисленных международных скандалов сегодня попросту не пускают не только в Казахстан, но даже и в родной Узбекистан.
Зато специалисты обратили внимание на то, что история о коррупции в окружении Саркози и его влиянии на соседнюю Бельгию появилась очень вовремя. Скандальные публикации увидели свет вскоре после того, как бывший президент заявил о своих намерениях вновь баллотироваться на пост главы государства. В связи с этим некоторые эксперты склонны расценивать содержащуюся в них информацию как элемент внутриполитической борьбы, призванный скомпрометировать потенциального кандидата в президенты Франции.
Несмотря на все это сам Шодиев опровергать версии о своем спасении с участием «самого» Саркози не спешит. Действительно — зачем, ведь версия, по которой президент Казахстана просит президента Франции заступиться за него, играет на руку казахско-бельгийскому миллиардеру. В конце концов, с имиджем «серого кардинала» межгосударственных сделок, вхожим к президентам трех стран, намного проще вести переговоры с деловыми партнерами. И над укреплением образа всемогущего «серого кардинала» бизнесмен активно работает.
В рамках работы над образом большое внимание уделяется приобретению разнообразных регалий и госнаград: в статье Википедии, посвященной Шодиеву, в числе прочих перечислены орден Почета — «За заслуги перед государством, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны» и орден Барыс III степени, полученный по случаю 20-летия независимости Казахстана. А то, что обладателей таких наград в Казахстане несколько тысяч, сочинителей героической биографии нисколько не смущает.
Другая часть имиджа — членство в престижных общественных и научных организациях. Шодиев представляется как доктор наук, академик казахстанской Национальной академии естественных наук и автор более 30 научных трудов. Вдобавок он возглавляет Всемирный фонд развития демократии и является основателем благотворительного фонда, который скромно назвал в свою честь. Одним словом, классический пример «собирателя статусов» — почетного члена множества неизвестных организаций и «академий».
Все это в совокупности с поддерживаемыми слухами о близости к Назарбаеву, Саркози и другим лидерам должно создавать в глазах потенциальных партнеров образ незаменимого человека, чьи услуги стоят очень дорого. Столь упорная работа над репутацией немного напоминает историю основателя биржи Nasdaq Бернарда Мэдоффа, чьим основным активом до одного прекрасного момента считалась репутация. Закончилась эта прекрасная сказка банальной финансовой пирамидой: безупречный фонд Мэдоффа оказался банальной уловкой, в общей сложности поглотившей 65 миллиардов долларов.
Привычка давать взятки уже сыграла злую шутку с основными акционерами ENRC, — в Европе оказалось принято наказывать за подобное, и два года назад «евразийцам» пришлось распрощаться с имиджем прозрачной компании, торгуемой на престижной Лондонской фондовой бирже (LSE).
Делистинг происходил на фоне скандала: выяснилось, что при подаче документов на включение в котировальный список в отчетности ENRC были выявлены нарушения, несовместимые с листингом на LSE. Однако по каким-то причинам компанию все-таки зачислили, что вызвало серьезные вопросы у британских властей.
Вдобавок неправительственная организация Global Witness передала специальный отчет в английский парламент, в котором уличила казахстанскую компанию в подкупе лидеров некоторых стран Африки. В докладе утверждалось, что казахстанцы через оффшоры выплачивали миллионы долларов доверенному лицу президента Республики Конго Джозефа Кабилы ради получения доступа к ресурсам и покупки нужных активов. Сам Шодиев утверждает, что его бизнес только выиграл от делистинга. Что ж, наверное, это так и есть, ведь после ухода с LSE деятельность горнодобывающего гиганта стала и вовсе непрозрачной. Создателям «мыльных империй» обычно только это и нужно.