Полузащитник «Зенита» Андрей Аршавин покинет клуб после окончания контракта, срок действия которого истекает 30 июня. 34-летнему игроку предложили перейти в клуб Футбольной национальной лиги «Тосно», но футболиста не устроили условия личного контракта, а сам он заговорил о завершении карьеры.
Дальнейшая судьба Аршавина в «Зените» была под сомнением еще в конце апреля, когда главный тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш во всеуслышание объявил о том, что переговоры о продлении истекающего контракта с игроком не ведутся. Сам футболист до последнего надеялся, что вопрос, как в старые добрые времена, решит глава «Газпрома» и неформальный патрон клуба Алексей Миллер. По всей видимости, не решил.
Без вмешательства Миллера шансы футболиста остаться в клубе были равны нулю. Двухлетнее соглашение, которое Аршавин подписал летом 2013 года, содержит пункт, согласно которому футболист мог задержаться в команде еще на год только в том случае, если бы принял участие как минимум в 70 процентах матчей чемпионата РФПЛ. Личная статистика Андрея по итогам сезона-2014/15 до требуемых показателей не дотягивает: 14 игр (четыре из них в стартовом составе), 440 минут, один забитый мяч.
У тренера не раз возникали сомнения по поводу того, что предоставленные ему шансы Аршавин использовал по максимуму. В марте Виллаш-Боаш предложил полузащитнику и его закадычному приятелю — нападающему Александру Кержакову перейти в молодежную команду. Сообщалось, что португальского специалиста не устраивали игровые кондиции футболистов. И с Кержаковым, и с Аршавиным наставник провел отдельные беседы, по итогам которых спортсмены заверили Виллаш-Боаша, что проблем с мотивацией у них не будет.
Что касается возможного завершения игровой карьеры, то подобное развитие событий Аршавин не исключал еще в декабре минувшего года. Уже тогда Виллаш-Боаш намекнул футболисту, что с подобным отношением к делу его шансы остаться в команде минимальны. В концовке сезона игрок вроде бы одумался, провел несколько запоминающихся матчей, но поезд к тому моменту, по всей видимости, уже ушел. Как только стало известно, что португальский тренер решил остаться в Санкт-Петербурге (у специалиста была пара интересных предложений из-за рубежа), Аршавину тут же указали на дверь. Уже известно, что полузащитник не поедет на первый тренировочный сбор команды в Австрию.
Еще одной возможной причиной расставания стали проблемы клуба с соблюдением правила финансового fair play, из-за которых «Зенит» уже уплатил УЕФА 12 миллионов евро штрафа. Держать на балансе балласт с окладом в 2,5 миллиона евро с некоторых пор в Петербурге считают задачей нерентабельной.
Немалую роль в судьбе Аршавина-футболиста в последнее время играл Аршавин-бизнесмен. После возвращения из Англии игрок не раз попадал на страницы прессы, причем отнюдь не благодаря своим заслугам на футбольном поле. Последняя новость и вовсе оказалась из разряда шокирующих. В начале июня Выборгский районный суд Санкт-Петербурга арестовал часть имущества футболиста за долги его обанкротившегося компаньона Петра Тиньгаева — генерального директора салонов по продаже иномарок, открытых в городе несколько лет назад. Аршавин был соучредителем предприятия.
«Существует судебный процесс по взысканию денег с Петра Тиньгаева — делового партнера Аршавина. В этом процессе спортсмен выступал только как поручитель, который понес убытки от деятельности Тиньгаева. Сумма арестованного имущества с точки зрения бизнеса незначительная, в пределах пяти миллионов рублей», — сообщил источник «Интерфакса».
Оказалось, что футболист был поручителем по одному из кредитов в размере 104 миллионов рублей, который Сбербанк предоставил Тиньгаеву. В связи с этим суд наложил арест на часть имущества футболиста — на ту самую сумму в пять миллионов рублей. В рамках разбирательства Аршавин подал жалобу в городской суд Петербурга, по итогам рассмотрения которой стороны выразили намерение заключить мировое соглашение.
В настоящее время банк рассчитывает обратить взыскание на зарплату игрока в «Зените». «Если ее не хватит, то с 1 октября 2015 года у кредиторов возникнет право обратиться в суд с требованием о признании Аршавина банкротом и перейти к распродаже его имущества», — сообщил источник.
Судебные процессы в петербургской жизни Аршавина идут один за другим. В марте по итогам двухлетней тяжбы футболист уступил бывшей гражданской супруге, телеведущей Юлии Барановской, трехкомнатную квартиру. Переход права собственности был зарегистрирован в рамках выполняемых Аршавиным условий мирового соглашения.
Футболист согласился отдать жилье в обмен на обеспечение троих общих детей дорогостоящим имуществом. В свою очередь, Барановская в рамках сделки переписала квартиру на Крестовском острове, когда-то подаренную ей Аршавиным, на детей в равных долях.
Долг Аршавина перед бывшей гражданской супругой по алиментам оценивался в 3,3 миллиона рублей. В июле 2014 года мировой суд Приморского района Петербурга утвердил соглашение футболиста с Барановской, согласно которому спортсмен должен перечислять ей на содержание общих детей половину всех своих доходов. Предполагалось, что деньги до наступления совершеннолетия детей будут храниться на специальных счетах.
Сам футболист, впрочем, содержать детей не спешил, в связи с чем Барановская пригрозила ему новыми разбирательствами, от которых Аршавин откупился квартирой.
В декабре Аршавин оказался проигравшим по итогам еще одного процесса. Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил иск футболиста к газете «Известия». Спортсмен просил признать несоответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию сведения, содержащиеся в статье газеты от 4 марта 2014 года «Аршавин закрыл бизнес по автоматической продаже чипсов».
Как заявил истец, фирма, которой он владеет совместно с Петром Тиньгаевым, никогда не занималась продажей чипсов. В своем иске футболист требовал выплатить ему сумму в один рубль.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, заявляя, что в статье нет сведений, которые порочат деловую репутацию истцов, и информация о продаже или непродаже чипсов никак не может нанести вред репутации. Сам Аршавин и его компаньон не предоставили доказательств, что статья причинила какой-либо вред их фирме.
В итоге Арбитражный суд Москвы отклонил иск. Суд указал, что достаточных и достоверных доказательств, которые должны представить истцы в подтверждение порочащего характера сведений, представлено не было.