С начала недели из Крыма потоком идут новости о возбуждении уголовных дел против чиновников высокого ранга. В понедельник, 29 июня, сотрудники УФСБ по РК и Севастополю задержали министра промышленной политики республики Андрея Скрынника, на следующий день — руководителя крымского управления Федеральной налоговой службы РФ Николая Кочанова. В среду, 1 июля, стало известно, что УФСБ возбудило дело в отношении директора филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» Дмитрия Петрова за злоупотребление служебным положением, в результате предприятие недополучило почти 6,5 миллионов рублей доходов от сдачи судна во фрахт. По сведениям наших источников в республиканских эшелонах власти, это не последние прецеденты в сфере борьбы с коррупцией. Есть мнение, что в ближайшее время с полуострова прилетят новости и о других чиновниках крупного калибра, оказавшихся фигурантами уголовных дел.
О задержании главы крымского Минпрома Андрея Скрынника можно было бы снять фильм-экшн. Министр, видимо, предчувствуя интерес со стороны правоохранителей к своей персоне, скрывался в подвале. Правда, неосмотрительно взял туда с собой мобильный телефон. О том, что Скрынника «повязали» силовики, наши источники рассказали еще в минувшую пятницу, 26 июня. Однако официальная информация об этом была обнародована только в понедельник. Министр подозревается в пособничестве хищению государственного имущества, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.
Детали криминальной истории с участием министра сообщила пресс-служба УФСБ. «Установлено, что граждане Российской Федерации Хмилевский Василий Иванович, 1958 г. р. и Карпов Игорь Леонидович, 1970 г. р., действуя путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, с целью незаконного завладения государственным имуществом в особо крупном размере в городе Бахчисарай Республики Крым провели нелегитимные собрания пайщиков самостоятельного юридического лица "Бахчисарайское районное потребительское общество", по результатам которых Карпов избран председателем правления, а Хмилевский — председателем совета указанного потребительского общества, с приобретением прав пайщиков Бахчисарайского РАЙПО», — рассказали в ведомстве.
По версии спецслужб, Скрынник с помощью подложных документов представил в управление Федеральной налоговой службы России по Республике Крым неправомерное требование о перерегистрации Бахчисарайского РАЙПО в частную собственность. В результате изменения в составе руководящих органов и членов Бахчисарайского РАЙПО были зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц, а Хмилевский и Карпов завладели государственным имуществом и имущественными правами общества, являющегося собственностью республики. Размер хищений оценили в более чем 48 миллионов рублей. В отношении министра возбуждено дело по пособничеству в совершении мошенничества.
Не успели на полуострове обсудить скандал вокруг Минпрома, как стало известно о задержании главного налоговика республики — Николая Кочанова. Сотрудники УФСБ «приняли» его с поличным при попытке передачи взятки. «Установлено, что руководитель управления ФНС России по республике, действуя в интересах ООО, осуществляющего добычу пильного известняка, передал правоохранителю 300 тысяч рублей в качестве взятки за сокрытие выявленных в деятельности предприятия признаков преступления и общее покровительство. Однако сотрудник управления ФСБ России по республике, отказавшись от денежных средств, принял меры к пресечению преступных действий», — прокомментировали в прокуратуре. Позже в доме и в рабочем кабинете Кочанова прошли обыски: правоохранители изъяли деньги, телефон и ноутбук. Прокурор Крыма Наталья Поклонская взяла это дело под личный контроль.
Когда эта статья была уже готова, с полуострова пришла новость еще об одном уголовном деле. Директора Ялтинского торгового порта Дмитрия Петрова обвиняют в злоупотреблении полномочиями. «Следствие установило, что Петров как директор национализированного предприятия 31 мая принял его имущество, но вопреки интересам Ялтинского торгового порта не принял должных мер по переоформлению и перерегистрации заключенного в 2012 году договора бербоутного чартера. Согласно договору, теплоход "Петр Лидов", относящийся к основным средствам предприятия, находился во фрахте ООО "НордШипКом" (Санкт-Петербург), однако в период с 31 мая 2014 по 22 июня 2015 года фрахтователь не получил счет за услугу и, соответственно, платежи по договору не вносились», — сказано в сообщении. В итоге, как сообщает пресс-служба УФСБ, в период с 18 июня по 30 ноября 2014 года Ялтинский торговый порт недополучил доходов в сумме 6 414 892 рублей.
Безусловно, не факт, что задержания высокопоставленных чиновников закончатся реальными сроками. Тот же Скрынник всего лишь принял участие в следственных мероприятиях и был отпущен на свободу. О мере пресечения в виде заключения под стражу силовики вообще не ходатайствовали. Но сам момент с задержаниями можно назвать не просто звоночком, а настойчивым стуком в дверь для «команды победителей», как величают сейчас представителей республиканской власти. По словам экспертов, хорошо знакомых с ситуацией на полуострове, масштабы коррупции в Крымском федеральном округе беспрецедентные. Однако до сего дня это не сильно смущало местную элиту: после событий Крымской весны и возвращения региона в Россию они относили себя к касте неприкасаемых. Причем Крым на данный момент за явным преимуществом выигрывает коррупционный «забег» у города федерального значения Севастополя. В этой связи заявления спикера Госсовета РК Владимира Константинова о сокрушительной победе над коррупцией выглядят если не издевательскими, то фантасмагоричными. «Основное, что нам удалось сделать, — это развалить все коррупционные схемы. Мы, пережив Крымскую весну, стали совершенно другими людьми, и этот потенциал, который есть в нас, мы должны обязательно использовать», — утверждал Константинов в мае.
Разумеется, сигналы с полуострова в федеральном центре слышат весьма отчетливо. Их невозможно не услышать, когда жалобы от крымчан поступают в Москву тысячами. «После карт-бланша для региональной элиты Крым входит в период усиления внимания федерального центра. Это внимание, судя по всему, сталкивается с неполным пониманием административных и экономических практик, откровенным лоббизмом, как в случае с проектом карьера в Коктебеле. Здесь вопрос не в персоналиях и расследованиях, а в тренде, который формируется перед лицом таких крупных проектов, как строительство мостового перехода, развития инфраструктуры и работы Свободной экономической зоны», — считает крымский политолог Денис Батурин.
Если говорить о лоббизме, то смотреть нужно не только в сторону республиканского правительства, но и в сторону Госсовета. Карьер в Коктебеле, закрытие пляжей — инициатива депутатского корпуса, а точнее, отдельных парламентариев-олигархов из старой украинской команды, которым смена гражданства нисколько не помешала решать свои бизнес-задачи.
В свою очередь глава республики Сергей Аксенов утверждает: «Я неоднократно говорил, что неприкасаемых у нас нет. Если чиновник любого уровня нарушил закон, если его вина доказана, он должен нести ответственность за свои действия. Особенно, если эти действия связаны с коррупцией, которая подрывает авторитет власти и государства. Эти факты можно комментировать и трактовать по-разному, вплоть до политических спекуляций. Но я считаю, что исполнительные органы только выигрывают от гласности и открытости». Это заявление он сделал после задержания Скрынника и Кочанова.
Вместе с тем Аксенов дал понять, что «процесс очищения от коррупционеров» сегодня идет и в силовых ведомствах. «Есть задержанные. Все факты будут преданы огласке, официально обнародованы с конкретными фамилиями. Если противостояние коррупции — это наше общее дело, то бороться с ней должны все. И я как глава республики являюсь и буду являться главным инициатором этой борьбы», — подчеркнул он.
На то, что не за горами новая порция задержаний, намекнул и наш источник в республиканском правительстве. По его словам, на этой неделе, возможно, будет еще не один информационный повод на данную тему. Гадать на кофейной гуще «Кто следующий?» мы, само собой, не будем. Однако можно привести несколько примеров громких незавершенных историй.
На прошлой неделе на полуостров прибыл заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Игорь Астахов и рассказал о строительстве дорог в Крыму. Цифры, которые привел федеральный чиновник, удивили даже не особо впечатлительных. По словам Астахова, Минстрой республики не смог предоставить проверяющим документы о целевом назначении средств на сумму 368 из 582 миллионов рублей… По результатам проверок исполнения программ строительства и реконструкции дорог выяснилось, что работа выполнена только на 60 процентов, а капитальный ремонт затронул лишь 110 километров дорог из 198 запланированных. Также Астахов отметил, что ряд заключенных с подрядчиками соглашений не соответствуют договору между правительством Крыма и Росавтодором. Однако, несмотря на все это, ни к одному заказчику не были применены штрафные санкции. «Ситуацию, когда на федеральных дорогах или в субъектах Российской Федерации дорожники выполнили бы программу на 60 процентов, я с трудом могу себе представить», — отметил он. 368 миллионов из 582 — это две трети.
Следующая история связана с министерством имущественных и земельных отношений Крыма. В пятницу, 26 июня, Сергей Аксенов отстранил от должности руководителя Минимущества Александра Гордецкого на период расследования обстоятельств заключения договоров аренды на имущество южнобережных здравниц. Главу республики возмутили детали продления договора аренды на корпус специализированного санатория им. Н.А. Семашко в Симеизе (Большая Ялта) чиновниками профильного министерства. «У нас вчера был выезд группы в санаторий Семашко на Южном берегу Крыма. Поднимаем договоры аренды, смотрим — наше министерство имущественных и земельных отношений продлевает договоры аренды запорожской компании, которая с 2006 года заключила договор. Корпус у моря на 1200 квадратных метров отдают в аренду на 25 лет за 113 тысяч рублей в месяц. Чуть меньше двух долларов за квадратный метр в корпусе на берегу моря. Там за день такие деньги зарабатываются… Мне просто интересен умысел. Кто из ваших должностных лиц принимал участие в этом процессе?» — обратился Аксенов к Гордецкому. Министр пообещал «внимательно разобраться». Однако глава республики заявил, что разбирается пусть ФСБ, причем без участия Гордецкого, который на время расследования отстранен от должности.
Еще один эпизод. Новость вечера пятницы, 26 июня. На сайте республиканского информагентства появилась публикация о сомнительных итогах тендера ГУП РК «Черноморнефтегаз» на охрану своих объектов, который был размещен на сайте госзакупок. Тендер выиграла ялтинская охранная компания «Патриоты России» (по некоторым данным, охранники — вчерашние ополченцы, представители так называемой самообороны Крыма — прим. «Ленты.ру»), связанная, как выяснили журналисты, с первым вице-премьером республики Михаилом Шереметом (его теща Анна Хоречко — совладелец частной охранной организации «Патриот Крыма-АА», расположенной по тому же адресу, что и победитель торгов, — Ялта, ул. Свердлова, 3, офис №6).
«Заказчик выставил требования по охране 65 круглосуточных и 6 посуточных стационарных постов, 6 посуточных автопатрулей в период с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года. В обязанности охраны входит предотвращение незаконных проникновений, осуществление пропускного и внутриобъектового режима, патрулирование, досмотр транспорта на контрольно-пропускном пункте, охрана магистральных газопроводов и прочее. Участники тендера должны были подтвердить наличие достаточного количества охранников, восьми автомобилей повышенной проходимости, служебных собак для охраны…. Охранять объекты «Черноморнефтегаза» изъявили желание семь частных охранных предприятий и организаций из различных регионов России», — говорится в публикации.
Победителем тендера признана компания «Патриоты Крыма». Хотя их предложение было самим дорогостоящим — 91,2 миллиона рублей. А заявки остальных претендентов на тендер отклонили как не соответствующие требованиям.
Это лишь самые свежие примеры. Так что правоохранителям при желании будет где развернуться.