Новости партнеров

Трезвый, самостоятельный и светится

О вступивших в силу требованиях к водителям и пешеходам

Фото: Замир Усманов / Russian Look

Вступил в силу ряд новых норм безопасности дорожного движения. Изменились правила оформления ДТП, ужесточилась ответственность для нетрезвых водителей, сформулированы дополнительные требования к пешеходам и кое-что еще. «Лента.ру» проанализировала законодательные новеллы и оценила перспективы практического применения некоторых из них.

За какую «пьянку» светит «уголовка»

Наиболее четко и ясно законодатель выразился в адрес любителей выпить и сесть за руль. С 1 июля водителя, вторично пойманного на «пьянке», ждет уголовная ответственность. Для этого в УК России введена новая статья 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

Под статью попадут также те, кто привлекался к ответственности за отказ от медосвидетельствования.

Однако по общим законодательным правилам человек не может вечно оставаться заложником проступков, за которые он понес должную ответственность. Это положение учли и в данном нововведении.

«Ранее привлекавшимися к административной ответственности будут считаться лица, в случае совершения ими преступления, если они лишены права управления транспортными средствами за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, либо за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, а также в течение года после окончания исполнения наказания за данного вида правонарушения», — разъясняет пресс-служба ГИБДД.

Другими словами, уголовная ответственность за повторную «пьянку» светит лишь тем, кто пропустит пару рюмок в течение года после возвращения водительских прав. Либо тем, кто будет кататься подшофе без оных.

«У таких людей либо сильная алкогольная зависимость, либо проблемы с памятью, ну или они представляют реальную опасность для общества сознательным пренебрежением к правилам безопасности», — отмечает криминальный психолог Виктор Воротынцев.

Согласно полицейской статистике, повторно за управление машиной в состоянии опьянения в 2014 году привлекли 71 человека. Шестерых автолюбителей поймали в третий раз. Повторно отказавшихся от прохождения медосвидетельствования в прошлом году — 756 человек. Четверо отважились на это в пятый раз.

В предыдущей редакции УК России предусматривалась ответственность только за те деяния пьяных водителей, которые имели тяжкие последствия для здоровья или привели к гибели потерпевшего.

Для статьи 264.1 уже никакого ущерба не требуется. Наказание при этом не назовешь суровым — с точки зрения уголовного права. Лишение свободы на срок до двух лет предусмотрено лишь как один из видов наказания. По мнению экспертов, в большинстве случаев будет применяться штраф, размер которого, согласно статье, — от 200 до 300 тысяч рублей. Но уже сама по себе уголовная судимость — большая неприятность, способная, например, сломать карьеру.

Законодатель также ужесточил ответственность для пьяных водителей, чья поездка обернулась гибелью человека. Установлен нижний предел наказания, которого раньше вообще не было, — от двух лет лишения свободы. В случае смерти двух или более лиц — от четырех лет.

Лишение права управлять автомобилем сроком до трех лет для осужденных за данное преступление заменено лишением права «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Российская практика свидетельствует: нетрезвые водители, сбившие насмерть пешеходов, нередко уходят на условный срок. В этом отношении нынешние поправки в УК ничего не меняют, так как верхний предел санкции остался прежним.

Остановись, сфотографируй, позвони в «02» и освободи дорогу

Тем водителям, кто по каким-то причинам не желает вешать на лобовое стекло видеорегистратор, рекомендуется положить в бардачок фотоаппарат. Там же можно разместить планшет для документов, рулетку и криминалистическую линейку. С 1 июля при оформлении ДТП без пострадавших уверенные в себе автолюбители смогут «поиграть» в дорожных инспекторов.

Но предварительно следует изучить правила фотосъемки на месте происшествия, излагаемые в любом учебнике или пособии по криминалистике. По-видимому, теперь их будут преподавать в хороших автошколах. По снимкам, сделанным на месте аварии, должно быть более или менее ясно, где именно она произошла (привязка к местности), как располагались автомобили, в какой части зафиксированы повреждения и каков их масштаб (длина, ширина, глубина).

Эксперты-криминалисты рекомендуют не фотографировать под углом и следить за резкостью.

Затягивать с фотосессией нельзя. Участники ДТП должны как можно быстрее освободить проезжую часть, дабы не создавать заторов, и уже на обочине заниматься дальнейшим разбирательством. С 1 июля нерасторопным водителям грозит штраф в одну тысячу рублей.

Однако здесь не все ясно. Точный период времени, в который нужно убрать машину с дороги, не указан.

«В силу определенных ситуаций соблюсти какие-то сроки невозможно. У одного руки трясутся, у другого фотоаппарат затерялся. Условия могут быть разными. Надо реально оценить обстановку и принимать решение», — отметил замглавы Госавтоинспекции России Владимир Кузин в интервью «М24».

Кузин сказал журналистам, что штрафовать за промедление никого не будут. Однако такое право у инспекторов теперь есть.

Напомним, что речь идет о ДТП без пострадавших.

На обочине игра в инспектора продолжается. Если между участниками ДТП возникли разногласия, надо записать имена и телефоны очевидцев. Наконец, сбудется чья-то мечта крикнуть прохожему: «Эй, гражданин! Ваше ФИО и номер телефона!» Правда, трудно сказать, что именно вы услышите в ответ.

Для тех, кто сомневается в своих познаниях и не имеет особо желания проявлять инициативу, совет один: после аварии сразу же остановиться и позвонить в полицию. Если только нет пострадавшего, которому требуется ваша помощь!

«Участники аварии могут позвонить в полицию, и сотрудник, выслушав обстоятельства столкновения, даст им рекомендацию: самостоятельно оформить аварию при помощи извещения системы ОСАГО или дождаться приезда автоинспектора», — поясняет главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Коваленко.

А еще вам могут предложить прибыть на ближайший пост ДПС, где оформление возьмут на себя полицейские. Но положение автомобилей и повреждения вам все же придется зафиксировать самостоятельно.

Узаконен и совсем простой вариант — разобраться во всем самим, без возни с документами и страховыми компаниями.

«Если повреждения незначительные и виновник ДТП согласен оплатить стоимость ремонта на месте, то теперь это можно сделать на вполне законных основаниях. После чего можно со спокойной совестью разъезжаться по своим делам», — отмечают в МВД.

Меньше пробок, больше давления

Изменения в правилах оформления ДТП во многом продиктованы физической нехваткой сотрудников ДПС и необходимостью борьбы с заторами, образующимися после аварий. Однако у этого упрощения есть и свои минусы.

Если раньше обязательное присутствие или само ожидание сотрудника ДПС хоть как-то уравнивали фактические права участников аварии, то теперь кто помешает трем двухметровым лбам, вылезшим из джипа, «упросить» пенсионера на «москвиче» решить вопрос без участия органов внутренних дел?

Слепо упирать на обязанность вызвать полицию могли раньше жертвы хитрых и наглых автоподставщиков, умеющих не только грамотно инсценировать ДТП, но и запудрить мозги потерпевшим так, что они сами охотно верили в свою виновность. Как правило, прибывшие на место гаишники быстро дают верную оценку таким ситуациям — с их-то опытом.

Слишком инициативные, но не слишком грамотные автолюбители могут столкнуться с неприятностями в страховой компании и пенять на неаккуратность стражей порядка уже не получится. За правильность оформления придется расплачиваться самому, а страховщикам ничто не помешает цепляться к каждой неверной запятой. Ведь, скорее всего, появятся и жулики, которые будут оформлять «левые» ДТП, чтобы получить деньги от страховых компаний.

Не светишься — плати штраф

С 1 июля введен новый вид ответственности для пешеходов. 500 рублей штрафа полагается тем, кто в темное время суток выходит на проезжую часть вне населенных пунктов без светоотражающих элементов.

Здесь весьма неопределенные два момента: что считать темным временем суток и что — светоотражающим элементом.

«Необходимо отметить, что в пункте 1.2 Правил дорожного движения установлено понятие "темного времени суток" — это промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек», — поясняет пресс-служба МВД России.

Время начала этих самых сумерек в итоге будет определять сотрудник ДПС.

Со светоотражающими элементами тоже не все понятно. Строгих требований к ним нет, кроме того, что они должны быть видны участникам дорожного движения. Сотрудники ГИБДД регулярно проводят занятия со школьниками, раздавая детям светооотражающие брелоки в виде игрушек. Их можно вешать на одежду или рюкзаки. Судя по всему, приобрести такой брелок будет удобнее и дешевле всего. Не нашивать же светоотражающие полосы на куртки, шубы и пиджаки?

Раньше применение светоотражателей носило рекомендательный характер.

«По данным научных исследований, светоотражатели снижают риск наезда на пешехода в 6,5 раз, — благодаря световозвращающим элементам водитель может увидеть пешехода со значительно большего расстояния», — отмечают в МВД.

Человека с катафотом водитель в темное время суток может увидеть уже на расстоянии 150 метров при ближнем свете фар и на 400 метрах — при дальнем. В обычной же ситуации пешеход ночью различим только с 30-50 метров.

Следует ожидать, что в скором времени полиция начнет проводить специальные операции по выявлению и наказанию несветящихся пешеходов, так что с приобретением соответствующего брелока любителям погулять ночью вдоль трассы за городом лучше не затягивать.