К началу федеральной избирательной кампании в сентябре «Единая Россия» переформатирует систему партийных проектов: закроет непопулярные и обзаведется новыми, востребованными. В качестве ключевых факторов успеха рассматриваются четкая привязка проекта к партийному бренду и медийный эффект. Однако резких ярких инициатив единороссы, скорее всего, постараются избежать: им сейчас важнее не набрать очки, а не расплескать рейтинг.
Смотр реализуемых инициатив состоялся во вторник, 30 июня, на заседании Федеральной экспертной комиссии по партийным проектам (название содержит отсылку к органам госвласти, но это исключительно внутриединоросский орган). Всего в работе около 40 проектов. Партийцы изучили статистику посещаемости страниц каждого из них на сайте ЕР и сделали выводы об их популярности.
На первом месте оказались «500 бассейнов» — абсолютный хит как партии в целом, так и социального блока (название, кстати, не дает представлений об истинных масштабах начинания — в рамках него построен 51 бассейн, к вводу до конца года планируется еще 70). Патриоты могут похвастаться начинанием «Крепкая семья», а либералы — «Гражданским университетом». Среди проектов, которые ни одна из внутрипартийных платформ не курирует на эксклюзивных правах, в лидеры выбились «Новые дороги городов России» — впрочем, в абсолютных числах посещаемости показатели этого проекта соответствуют аутсайдерским.
Минимальным вниманием избирателей на сайте ЕР пользуются «Достойный труд», «IT-прорыв» и проект с длинным названием «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов». Также аншлага не наблюдается на страницах проектов «Открытая власть», «Энергетическая безопасность» и «Российский лес».
Первый замруководителя фракции ЕР Николай Булаев попросил коллег «не позднее сентября» разобраться с проектами и рассортировать их по степени востребованности. «Если какие-то инициативы не пользуются популярностью, надо за их счет дать жизнь другим проектам», — отметил он. В беседе с «Лентой.ру» Булаев упомянул причины снижения интереса к отдельным направлениям: «Не стоит их критиковать, проблемы решаются, и интерес к проекту ослабевает, в этом нет ничего плохого».
С учетом переноса парламентских выборов 2016 года с декабря на сентябрь федеральная кампания стартует этой осенью. Вице-спикер ГД Сергей Железняк напомнил однопартийцам о начале «очень важного политического цикла» (очевидно, имелась в виду избирательная страда) и дал установку: «Важно, чтобы по информационному сопровождению и инструментарию проект был четко связан с партией. Проект должен работать на имидж партии». Это уже заявка на избирательную кампанию.
Правда, оказалось, что специфика некоторых мероприятий не дает достаточного медийного эффекта для имиджа партии. Глава пресс-службы ЕР даже вынужден был попросить своевременно передавать информацию, чтобы пиарщики успевали «вытащить» из не самых зажигательных тем что-то интересное для СМИ. «У нас не всегда яркая картинка, — развел он руками. — В Липецке прошел круглый стол координаторов партийных проектов. Ни один телеканал это не возьмет. Как будто очень интересно людям летом смотреть, как сидит группа людей в костюмах и что-то непонятное обсуждает!» А вот кировские отделение, например, организовало в кинотеатре показ фильма «Сталинград» для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, но «картинки» все равно не хватило: не пригласили ветеранов, не устроили вечер воспоминаний фронтовиков...
При этом Николай Булаев, хотя и с оговорками, признал, что работа в рамках партийных проектов будет учитываться при подборе кандидатов в депутаты на выборах 2016 года. «Когда мы говорим, что кто-то может быть рекомендован партией для участия в выборах разного уровня, то партия отбор ведет с учетом того, что человек делал в этой жизни до выборов, — сказал парламентарий «Ленте.ру». — Пытается ли он наработать авторитет и решать проблемы людей во время выборной кампании, или это система, его образ жизни? В последнем случае мы не можем не замечать таких людей». Работа с проектами будет учитываться и при оценке деятельности депутатов — об этом Булаев сказал прямо. Однако в беседе с «Лентой.ру» он отрицал связь активизации партийных проектов с грядущими выборами.
Почему в партии одновременно требуют медийности и не работают на максимальный результат, не капитализируют с информационной точки зрения круглые столы и показы фильмов подросткам? «Партийные проекты для ЕР — скорее, способ заполнить паузу», — комментирует ситуацию президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — "Единая Россия" борется не столько за электоральную привлекательность, сколько за политическую неприкосновенность. И поэтому партия старается на данном этапе не увлекаться креативностью и яркостью, чтобы не стать для власти раздражающим фактором, а для избирателей — аллергеном».
Именно поэтому подчас круглый стол с людьми в костюмах оказывается предпочтительнее яркой картинки, а проект с названием из восьми слов — лучше злободневного. Так, на вопрос «Ленты.ру», не планирует ли партия запустить проект, посвященный продуктовому эмбарго и развитию отечественного пармезана, Николай Булаев ответил отрицательно: «Вряд ли стоит на потребу дня как пирожки печь какой-то проект. У нас есть "Российское село", в рамках которого такие темы находят отражение». По данным ВЦИОМ, за единороссов и так, несмотря на кризис, готовы проголосовать 60 процентов россиян. Так что это тот случай, когда лучше не искушать политическую судьбу и не трясти рейтинг, чтобы не расплескать его.