В Москве и Ленинградской области проведена масштабная полицейская операция по задержанию 37 сотрудников журнала «Флирт». Главным фигурантом дела об организации занятия проституцией должен стать Дмитрий Зяблицев — автор схемы, позволявшей ему с супругой зарабатывать миллионы, формально не нарушая законы. «Лента.ру» проанализировала результаты операции, о которой стало известно аккурат в День семьи, любви и верности, а также вспомнила о наиболее интересных эпизодах многолетней охоты за «Флиртом».
Полицейские нагрянули с обыском в московскую квартиру Зяблицева на 2-й Тверской-Ямской улице, расположенные в столице «диспетчерские», предположительно принимавшие заказы на интим-услуги от читателей журнала «Флирт», а также в типографию, где печаталось издание, — во Всеволожске Ленинградской области.
Согласно официальным данным МВД, изъято два миллиона рублей и десять тысяч долларов США, а также некие «учетные записи клиентской базы девушек легкого поведения и притонов». Возможно, были и другие находки, о которых пока в интересах следствия не сообщается. В доказательную базу по делу ляжет и информация, полученная в ходе оперативной разработки.
9 июля в Симоновском суде будет решаться вопрос о заключении под стражу главного фигуранта — Дмитрия Зяблицева, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на его адвоката Станислава Мальцева.
Источник «Ленты.ру», знакомый с ситуацией, отметил, что именно Зяблицев считается автором схемы, благодаря которой до вчерашнего дня процветало, пожалуй, самое скандальное издание России.
По данным источника, Зяблицев уже ранее судим за организацию занятия проституцией (статья 241 Уголовного кодекса РФ). Человек он весьма аккуратный и подозрительный. Оперативники вычислили несколько десятков съемных квартир, в которых он проживал в Москве, стараясь, видимо, усложнить слежку сыщикам. Квартира Зяблицева в центре города, где проводился обыск, обставлена с особым шиком. Чувствуется, что хозяева ни в чем себе не отказывали.
За границу Зяблицев с супругой летали очень часто. Практически за каждой вещью. Это, видимо, станет одним из доводов следствия о необходимости запереть фигурантов в СИЗО, хотя у них на воспитании малолетний ребенок — дочь двух с половиной лет от роду.
Редакторы «Флирта» были застигнуты оперативниками врасплох. Они до сих пор уверены в своей невиновности. Издатели каталога проституток ловко пользовались пробелами в российском законодательстве и сложившейся правоприменительной практикой.
Фигурантами дел об организации занятия проституцией часто становятся администраторы саун — наемные работники, которых хозяева меняют как перчатки. Они вынужденно или по собственной воле идут на поводу у клиентов, жаждущих общения со жрицами любви. Те, что похитрее, предлагают гостям самим ознакомиться с ассортиментом, представленным в журнале «Флирт». Более глупые и жадные приглашают проституток для дорогих гостей за маржу от девушек.
Реже отправляются по этапу сутенеры, крышующие уличные точки и бригады ночных бабочек. И совсем редко привлекают к ответственности тех, кого действительно можно назвать организаторами незаконного интим-бизнеса.
Так, фигурантом громкого дела, связанного с сетью элитных борделей в Москве, прошлой весной стал ректор Института подготовки кадров для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Игорь Латынин, пишет «Новая газета». Бывший сотрудник ГРУ, обладающий связями в правоохранительных органах, передвигался на элитных авто с госномерами 007 и 009.
Зяблицев со своей «флиртовской» бригадой действует в столице уже не первый год. То, что он до сих пор оставался невидимым для правоохранительных структур, наталкивает на мысль о связях в силовых ведомствах. Велика и вероятность того, что хозяин «Флирта» до недавнего времени просто не переступал некой невидимой черты, позволявшей ему выходить победителем в схватках с борцами за нравственность.
По крайней мере, летом 2013 года МВД, проверив журналы «New! Флирт и знакомства» и «Флирт в большом городе», не нашло оснований для возбуждения уголовного дела в отношении учредителей и сотрудников изданий.
Существует и банальная проблема отсутствия единой логики в правоприменительной практике, когда разница в толковании закона порождает конфликты между ведомствами, приводит к прекращению уголовных производств и дисциплинарным наказаниям слишком рьяных сыщиков.
Например, незаконная миграция. Потребовалось некоторое время после того, как появилась соответствующая законодательная норма, чтобы по ней стали возбуждаться уголовные дела. Причем только в определенных местах. В Москве пионерами выступили зеленоградские правоохранители, научившиеся правильно (то есть так, как этого хотят в местной прокуратуре и суде) составлять материалы, чтобы они имели судебные перспективы. К ним зачастили коллеги из других округов, и так постепенно искусство привлекать к ответственности организаторов переправки, размещения и трудоустройства гастарбайтеров распространилось на всю столицу.
Под организацией занятия проституцией часто понимается именно создание притонов или непосредственное командование отрядом девушек легкого поведения. Об этом твердят многие комментарии к УК. Но ведь само определение «организация» шире.
В случае с «Флиртом» организация выражается в создании эффективной инфраструктуры для связи клиентов с проститутками, грубо закамуфлированной под рекламное издание. Снять этот камуфляж Роскомнадзору, работающему только с легальной документацией, не под силу. А вот оперативным органам нетрудно задокументировать тот или иной разговор, либо встречу, доказывающую, что издатели в курсе истинного содержания публикуемого контента и что они в доле.
Победоносное шествие «Флирта» началось в 2012 году. Тогда сестра задержанного Зяблицева Анастасия зарегистрировала два журнала — «New! Флирт и знакомства» и «Флирт, романтика и любовь», впоследствии закрытые Роскомнадзором.
Уже в следующем году «Флирт» восстал из пепла. Регулятор выдал Казаковой свидетельство о регистрации рекламных изданий «Флиртим» и «Флирт мини». Впрочем, «Флирт и знакомства» и «Флирт, романтика и любовь» продолжили выпускаться. К ним прибавился широкоизвестный «Флирт в большом городе», свидетельство о регистрации которого Роскомнадзор долгое время безуспешно пытался аннулировать.
Охота за журналом со стороны правозащитников, а следом — и правоохранителей, развернулась почти сразу.
«Флирт» с самого начала вел агрессивную политику распространения в Москве. Львиная доля тиража раскладывается под дворники автомобилей, остальное раздается в местах особенно массового скопления людей: у метро, в пробках, на тротуарах. Пожалуй, каждый житель столицы, ни разу не листавший журнал, знает о его существовании. «Фишкой» «Флирта» стали чернокожие молодые люди, которые, как правило, занимаются раздачей журнала.
Заявленные тиражи журналов линейки «Флирт» были баснословные — 500 тысяч экземпляров. В реальности они, разумеется, гораздо ниже. У «Флирта» есть собственная рекламная служба. Как рассказывал «Известиям» один из офицеров МВД, один номер с рекламой сексуальных услуг приносил владельцам около пяти миллионов рублей. А номеров в месяц выходило как минимум шесть.
Некоторое время журнал воспринимался как уличный спам, однако его распространение вблизи школ и других ареалов обитания детей и подростков, приводило в ярость их родителей. В 2013 году Роскомнадзор и правозащитники объявили «Флирту» войну.
Формально издание закон не нарушало: зарегистрировано в Роскомнадзоре, на обложке — маркировка «18 плюс», запаковано в полиэтиленовый пакет. Даже самые ярые борцы с журналом — Лига безопасного интернета — это признавали. В 2013 году Лига, заявившая, что «Флирт», в сущности, занимается организацией проституции и нарушает закон о защите детей, потребовала от Роскомнадзора запретить распространения преступного журнала.
Роскомнадзор и сам до этого пытался бороться с «Флиртом», убедить суд признать право на регистрацию изданий недействительным. Представители регулятора жаловались на обман со стороны учредителей журналов линейки «Флирт» — «Флирт и знакомства» и «Флирт в большом городе»: при регистрации они умолчали о явном сексуально-эротическом содержании.
Дальше выигрыша в первой инстанции дело не заходило. Учредители каждый раз подавали апелляцию, которую последующие инстанции удовлетворяли. Когда в 2013 году Роскомнадзор объявил в Twitter, что Волоколамский городской суд признал свидетельство о регистрации журнала «Флирт в большом городе» недействительным, администратор микроблога «Флирта» с уверенностью ответил: «В течение месяца мы подаем апелляционную жалобу об отмене судебного решения! Вы прекрасно понимаете, — она будет удовлетворена!».
Прессинг «Флирта» со стороны регулятора, как правило, оборачивался появлением все новых клонов. Теперь, после задержания Дмитрия Зяблицева, Роскомнадзор намерен вновь подать в суд иск о закрытии журнала. А пока журнал, сайт «Флирта» все еще функционируют и помогают гражданам скрашивать одиночество в обществе девушек на платной основе.