Самолет, яблоки и ведро урана

На Урале стартовал шестой «Иннопром» — первый в эпоху импортозамещения

Макет самолета L-410
Фото: Алексей Колчин / РИА Новости

Крупнейшая промышленная выставка России «Иннопром» открылась в Екатеринбурге уже в шестой раз. Наряду с проблемами и достижениями глобальной экономики, российские участники — представители регионов страны — обсуждают вопросы развития отечественного производства. Разумеется, на первом месте — импортозамещение.

«Обогащайся!» — призывает емкость с зеленоватым содержимым, выставленная у стенда закрытого города Новоуральска. Каждому посетителю «Иннопрома», кто фотографируется рядом с ней, представители атомного ЗАТО выдают точно такой же сувенир поменьше — брелок с тем же лозунгом и пояснением: «Ведро урана».

Методы обогащения, представленные на нынешнем «Иннопроме», не столь радикальны, как на крупнейшем в мире Уральском электрохимическом, а по факту — урановом комбинате. Скорее здесь можно вести речь о старом добром антиглобализме — но на новом, конструктивном уровне. Западный мир запрещает UBER? Рекламой опальных таксомоторов заполнен весь первый этаж выставочного комплекса «Екатеринбург-Экспо». Едва придя на Урал, UBER становится официальным партнером «Иннопрома» и в своем духе отчаянного демпинга предлагает торговцам, промышленникам и финансистам бесплатные поездки на пятьсот рублей.

Не ладится диалог с Европой и США? Страной-партнером нынешнего форума избран Китай, приславший огромную делегацию во главе с вице-премьером Госсовета КНР Ван Яном и обширный набор товаров. Ассортимент made in China — от беспилотных вертолетов «для защиты растений сельского хозяйства» и оборудования для, опять же, обогатительных комбинатов до разнообразного автопрома (в том числе стопроцентно «зеленого», на электричестве) и всего, что нужно для высокоскоростных железных дорог.

В следующем году место Китая на «Иннопроме» займет Индия. И если дальше следовать линии БРИКС, строго параллельной нынешнему саммиту в Уфе — и по времени, и по идеологии, то нельзя не отметить, что посланцев ЮАР, а также их соседей по континенту, в Екатеринбурге много уже сейчас. Как и гостей из Латинской Америки. Впрочем, сказанное не означает полного разворота на Восток и Юг. «Сименс», телекоммуникационная «Циско», химики из «Дюпон» и другие гранды не менее ярко представлены на «Иннопроме». Кто стендами, кто собственным руководством на пленарных заседаниях, где топ-менеджеры в компании с политиками излагают и выслушивают суждения о главной теме форума — производственной эффективности. Премьер-министра России Дмитрия Медведева, открывшего основное заседание размышлениями на ту же тему, также встретили и проводили аплодисментами.

Концентрация различного российского начальства здесь, даже несмотря на саммит в Уфе, впечатляет. Вот вице-премьер Дмитрий Рогозин в обществе хозяина площадки, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, осматривает основные экспонаты. Особый интерес — макету самолета L-410: кабина, салон, авионика. Классический для местных перевозок лайнер делают в Чехии на стопроцентной «дочке» Уральского горно-металлургического комбината (УГМК). Нынешняя модификация — укороченные взлет-посадка: девятнадцать мест, неприхотливость, востребованность для межрегиональной авиации. «Сядет на пашню», — сообщает Куйвашев. Впрочем, речь идет уже о следующей модели — L-610, которую собираются производить в Свердловской области.

Глава Минпромторга Денис Мантуров возникает то у одного, то у другого стенда китайских партнеров. Чуть позже под его началом пройдет заседание Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии: льготное финансирование на импортозамещающие проекты — 16 миллиардов рублей. В соседнем павильоне — губернатор Оренбургской области Юрий Берг: приехал подписывать соглашение с Российским фондом технологического развития и договариваться с УГМК — деньги на инновации и поставки в регион соответственно. У стенда с челябинским бульдозером за четыре с половиной миллиона рублей — кооперация с тем же Китаем, перспективная модель — руководитель региона Борис Дубровский.

С особой программой на «Иннопроме» появился глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. Республику не отнесешь к промышленным гигантам, однако своя программа импортозамещения — прежде всего в агропроме — здесь принята и выполняется. «Уже в этом году мы можем говорить о довольно серьезных масштабах производства яблок, — сообщил Юнус-бек Евкуров «Ленте.ру». — И не только: еще черешня, абрикосы, слива». Фруктовые сады как бизнес — по итальянской интенсивной технологии — республика запустила в прошлом году. «Даже если бы Польша со своими яблоками не отвалилась от нашего рынка, нужно понимать, что экология у нас лучше, а продукты чище», — отмечает Евкуров. В перспективе на следующий год — рыбное производство, чеснок и лук в промышленных объемах, а также консервы: по ФЦП в прошлом году в республике построили завод «Атлас» — соки, пюре, детское питание. Среди уже имеющихся направлений — традиционная для региона картошка, поставки мяса для нужд оборонного ведомства (говядина, баранина) и несколько производств, в том числе сборка корейских автобусов на территории Ингушетии.
«Вот это — для Европы, а это — для США, — показывает сотрудник компании «Евраз» на полутонные железнодорожные колеса. — А то, что в центре — для "Уралвагонзавода", у них теперь инновационный вагон».

Свердловская область, хозяйка «Иннопрома», — редкий для промышленности случай, когда под рукой можно найти абсолютно все: руда, металл, производство колесных пар и, собственно, вагонов расположены на территории одного субъекта Федерации. Этим специфика региона не ограничивается. Как напоминает региональный министр промышленности Андрей Мисюра, основные крупные заводы и комбинаты здесь провели модернизацию перед кризисом, за последние пять лет — «с тем, чтобы предложить рынку свою актуальную продукцию задолго до того, как это стало федеральной задачей». По словам Евгения Куйвашева, работа по импортозамещению в регионе «идет в восемнадцати направлениях» — от традиционного машиностроения до аддитивных технологий: к примеру, уральская корпорация «ВСМПО-Ависма» объявила на «Иннопроме» о намерении создать титановый порошок для 3D-печати — новый продукт, дающий выход от сверхпрочных деталей для авиации до сменных человеческих позвонков.

Нынешний этап реального импортозамещения по-уральски обеспечивается не только, к примеру, местной моцареллой — хотя легкий молодой сыр в итальянском духе от Новоуральского молочного завода весьма неплох; не ураном единым. Так, биомедицинский кластер, ведомый депутатом Госдумы Александром Петровым, представил на «Иннопроме» российскую инсулиновую помпу — миниатюрную и управляемую с мобильника, значительно дешевле западных аналогов; в случае серийного производства (а здесь к нему готовы) — прорыв в качестве жизни для диабетиков. Кому-то — как в случае с вагонными колесами — удается решить вопрос не только с импортозамещением, но и с импортоопережением (судя по разговорам на «Иннопроме», последнее вскоре может стать самостоятельным трендом, вызывая к жизни парную идеологему в духе классического «догнать и перегнать»). А на УВЗ — том самом, где «Армата» и прочий российский танкострой, — как и ранее, нуждаются в серьезной поддержке, когда речь заходит о продукции гражданского назначения. Об очередных проблемах знакового предприятия стало известно в ходе выставки: один из основных покупателей «Уралвагонзавода» накопил долг в 70 миллиардов рублей и от дальнейших закупок уральских вагонов воздержится.

Впрочем, глава региона Евгений Куйвашев, благополучно переживший период турбулентности (слухи о возможной перемене участи губернатора Свердловской области циркулировали около года), ныне проявляет живое участие во всех вопросах, связанных с уральским производством вообще и с УВЗ в частности. Так, сошли на нет трения между «Уралвагонзаводом» и «Альфа-банком» из-за просрочки по кредиту. Цена вопроса — около полумиллиарда рублей, весомая сумма. В крупном бизнесе же, как указывает Куйвашев, «это примерно как мы друг у друга пачку сигарет берем». Напряженность между заводом и финансистами, на пике запомнившаяся арестами счетов, угрозами судебных процессов и разрыва отношений, кажется, ушла в прошлое — в том числе и после вмешательства областного руководства. Что же касается рынка сбыта для вагонов, то губернатор Куйвашев попытается убедить руководителей РЖД присмотреться к новинкам «Уралвагонзавода»: железнодорожных топ-менеджеров ждут на «Иннопроме». «Следует исходить из того, что гражданскую составляющую УВЗ необходимо сохранить и развить, — подчеркивает Куйвашев. — Закрывать глаза на существующие неровности в экономике предприятия не надо. Нужно просто всем сосредоточиться и понять, где следует помочь».

Последнее пожелание можно распространить едва ли не на всех российских участников «Иннопрома» — и отнюдь не в региональном масштабе. Хотя бы на том простом основании, что у каждого из них есть готовый отечественный продукт.

Екатеринбург — Москва