Культура
06:31, 10 июля 2015

Смерть из ноутбука и дело Сноудена Кинопремьеры недели в нашем обзоре

Денис Рузаев
Кадр из фильма «Убрать из друзей»

Бекмамбетов и Габриадзе завоевывают Америку с помощью скайпа и страхов современных подростков, миньоны выходят в вольное плавание, а Эдвард Сноуден раскрывает национальные тайны и раскрывается сам, — новинки кинопроката на этой неделе предоставляют несколько очень занятных сюжетов, интриг и персонажей.

«Убрать из друзей»

Старшеклассница Блэр (Шелли Хенниг) открывает ноутбук, включает скайп и медленно расстегивает рубашку — на радость своему бойфренду Митчу, ухмыляющемуся в окошке видеотрансляции. Флирт юных влюбленных вскоре прервет комичное вторжение в групповой чат нескольких друзей пары — правда, вскоре шутникам будет уже не до смеха. В конференц-колл вместе с ними добавится и нечто с куда более зловещими намерениями. Таинственный незнакомец, скрывающийся под ником Billy 227, немного попридуриваясь, начнет вдруг обращаться к школьникам от лица их подруги Лоры. Все бы ничего, но только Лора умерла год назад — покончив с собой после позорного YouTube-видео с пьяной вечеринки. А теперь умирать начнут уже ее бывшие друзья, на глазах у нас и Блэр, — от экрана лэптопа которой фильм так ни на секунду и не оторвется.

Почему никто из тинейджеров не закроет ноутбук, изобретательный (и в США 45 раз окупивший свой бюджет) американский проект продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссера Лео Габриадзе не объясняет — ну, так и классические хорроры не сильно заморачивались тем, чтобы искать ответ на вопрос, почему герои не додумаются сбежать из очередного проклятого дома. В остальном, впрочем, сомневаться в правдоподобии происходящего в кадре не приходится, — Габриадзе и Бекмамбетов ловко эксплуатируют свой остроумный прием с ограничением действия экраном ноутбука, точно отражая подспудную жуть того доверия, с которым мы подстраиваем свою жизнь под технологии.

При этом само паранормальное зло, призрак мертвой подружки, настигающий героев малобюджетным кровопролитием, перестает страшить довольно быстро. Другое дело — шоковые приемы, связанные с взбесившимися приметами цифрового мира: здесь то и дело угрожающе закрываются против воли пользователя окна приложений, заходится в истерике фирменный звуковой сигнал скайпа, служит инструментом устрашения всплывающая реклама. Кажется, еще никто с такой доходчивостью не демонстрировал злую иронию, вложенную в название кнопки Escape. Спасение? Как же — однажды открыв окно в другую реальность, не удивляйся, когда там окажется бездна.

«Миньоны»

Идет 1968-й — как выясняется, год ключевой не только для становления современного мира, но и для самоопределения горстки обаятельных созданий, с которыми нас познакомила франшиза «Гадкий я». Еще не знакомые с горе-злодеем Грю миньоны — очкастые желтые недотепы с габаритами горошины и верностью идеалам злодейства — отправляются на поиски нового хозяина: все прежние (включая Тираннозавра Рекса, пещерного человека и Наполеона Бонапарта) сгинули в небытие не в последнюю очередь по вине крохотных неумех-приспешников. Розыски приведут их на конференцию закулисы мирового зла, — где в качестве своей властительницы миньоны выберут суперзлодейку Скарлетт Оверкилл. Вот только совладать с желтокожими неунывающими непоседами не сможет и она.

Сюжет эффектным сценарным трюком забросит боевую тройку миньонов еще и в Лондон — красть бриллианты британской короны. Этому мультфильму, впрочем, и персонажи человеческого рода, и потуги на полноценную историю нужны лишь для одного — кое-как связать воедино канонаду комедийных скетчей, во всех гранях раскрывающих немалый комический потенциал миньонов, существ, сколь обаятельных, столь же и глупых. Эти сценки, порой столь абсурдные, что они кажутся импровизацией (для мультфильмов качество редкое), — и есть главное содержание «Миньонов» и главная же их ценность. В сущности, миньоны, способные изъясняться только бессвязными несуразицами, наследуют комикам немого кино, — и время от времени режиссерам фильма удается ловко это сходство обыгрывать, как в сцене, где один из коротышек копирует Чаплина из «Великого диктатора». Чаще, однако, приходится довольствоваться нелепыми падениями на банановой кожуре и детсадовской пародией на бондиану.

«Citizenfour: Правда Сноудена»

Главный документальный фильм года — даже если бы у него и не было соответствующего «Оскара». Режиссер Лора Пойтрас была тем человеком, к кому впервые обратился, скрываясь под ником Citizenfour, рассказавший миру о тотальной слежке американских спецслужб за собственными и не только гражданами Сноуден. Ее фильм — история разоблачений, сделанных 29-летним сисадмином после нескольких месяцев работы аналитиком в АНБ, рассказанная не просто им самим, но и, что называется, из эпицентра событий; неудивительно, что картина смотрится как настоящий триллер. Триллер, в котором нужно внимательно следить не только за нарастающей паранойей Сноудена, но и за тем, что именно он говорит. Пойтрас понимает, что о ее герое и раскрытых им секретах более-менее знают все, — но мало кто при этом представляет масштаб его откровения и механизмы, приводящие все это в действие.

Поэтому она, возможно, немного жертвуя доходчивостью, включает в фильм как технические отступления, так и подробный разбор Сноуденом обстоятельств сотрудничества спецслужб с телеком-компаниями и устройства системы по сбору информации о более-менее каждом соединении с интернетом или телефонном звонке на планете. Если следить за Citizenfour внимательно (даже необязательно полностью ему доверяя), то больше всего он напоминает фильм невымышленных ужасов — пусть и с самым храбрым в истории жанра героем (а Сноуден создает исключительно положительное впечатление). Нетрудно сделать вывод о том, что, несмотря ни на какой активизм, любая властная система всегда будет стремиться к порабощению частных свобод. Даже в относительно либеральной Америке. Даже в не знающем национальных границ интернете.

«Этот неловкий момент»

Венсан Кассель — возможно, единственный зрелый французский актер, который был способен не пошло сыграть современного Гумберта Гумберта. Но в «Этом неловком моменте» подобный трюк не удается и ему, — режиссер Жан-Франсуа Рише быстро выворачивает сюжет в сторону топорной комедии положений, да так там и остается, разве что в финале подпуская мелодрамы о глубине отцовских чувств. Кассель и Франсуа Клюзе играют здесь двух 40-летних разведенных папаш, приезжающих в летний отпуск с 17-летними дочерями. Одна из них перед взрослым отцом подруги не устоит, — тот даст слабину, а потом весь фильм будет усмирять слегка съезжающего на этой почве с катушек товарища, боясь признаться в собственной виновности.

Тот же сюжет в одноименном фильме 1977 года раскрыл как не лишенную порочности гендерно-поколенческую панораму абсурда Клод Берри, — ремейк же вместо смеха в основном генерирует мысли о том, как оробела за почти 40 лет французская комедия. Фарсовая история из времен сексуальной революции оборачивается шаблонной, беззубой басенкой о мужской дружбе, которую не испортит ни один неловкий момент.

«Рок Апокалипсис»

В оригинале эта грохочущая документалка Норберта Хейткера называется всего лишь «Вакен 3D» — то есть намного менее эффектно, чем в русскоязычном варианте, зато и куда больше о фильме сообщая. В самом деле, Хейткер снял развернутый репортаж о фестивале тяжелого металла в крошечном альпийском городке Вакен — в 3D, с панорамной аэросъемкой и погружением в самые горячие точки прославленного оупен-эйра.

Его кино — по сути, фильм-концерт на стереометрических стероидах, снятый во время Вакена-2013, столь подробный и размашистый, что одновременно он получается еще и одой всему жанру хеви-метала и разнообразию проявлений тяжести в роке.

Как и в случае с любым концертом, важно понимать список участников. Что ж, в 2013-м Вакен принимал Rammstein, Deep Purple, Элиса Купера, Генри Роллинза, Anthrax и Motorhead.

< Назад в рубрику