Слухи о грядущей ликвидации Министерства по делам Крыма оправдались. Официальное предложение упразднить ведомство прозвучало из уст премьер-министра Дмитрия Медведева в среду, 15 июля, во время его встречи с президентом Владимиром Путиным в Ново-Огарево. По версии премьера, Минкрыма выполнило свои задачи по интеграции полуострова в российскую правовую систему. «Можно было бы рассмотреть вопрос в целях экономии управленческих средств и рационализации работы федеральных органов исполнительной власти по его упразднению», — деликатно сформулировал Медведев. «Давайте так и сделаем», — лаконично отреагировал Путин.
В ликвидируемом ведомстве решение высшего руководства страны не комментируют: нечего обсуждать. Глава пресс-службы Минкрыма Юлия Чканикова сообщила «Ленте.ру», что по состоянию на 15 июля никаких документов о ликвидации получено не было. «Но, наверное, они появятся, — заметила она. — Как работали, так и работаем в штатном режиме». Чканикова предположила, что сотрудникам будут выданы уведомления о ликвидации министерства в течение двух месяцев, — согласно Трудовому кодексу, именно за такой срок увольняемых необходимо предупреждать о грядущих изменениях (статья 180 ТК). Более оперативная ликвидация возможна только при выплате дополнительных компенсаций. Согласно штатному расписанию, в Минкрыма трудятся 230 человек, однако сколько вакансий занято, сейчас никто точно ответить не может, — не до того.
Минкрыма имеет все шансы стать министерством с одной из самых коротких аппаратных «жизней»: оно было создано указом президента 15 с половиной месяцев назад, 31 марта 2014 года, то есть почти сразу после вхождения полуострова в состав России. Официальная заявленная цель — интеграция Крыма в российскую правовую систему. Заканчивать эту работу будет Минэкономики. Кроме того, Дмитрий Медведев предложил создать правительственную комиссию по делам Крыма и Севастополя. Названо и имя человека, который может ее возглавить в статусе секретаря, — это экс-глава Минкрыма Олег Савельев.
Если отвлечься от эмоций, то предложенную схему лучше всего охарактеризует народный афоризм про «то же ведомство, только в профиль». На фоне Минэкономразвития, численность которого после сокращений в апреле 2014 года составляла 1161 человек, Минкрыма выглядит миниатюрным и скорее соответствующим по статусу какому-то межведомственному органу, нежели «большому» министерству. А Олег Савельев в руководители Минкрыма пришел в прошлом году из кресла замглавы Минэкономразвития — и, конечно, не растерял за это время аппаратных и личных связей с бывшими коллегами. Он наверняка сможет забрать с собой в правкомиссию часть команды.
Однако ликвидация отдельного ведомства — безусловно, знаковое событие. Министерство создали, чтобы подчеркнуть особый статус Крыма как приоритетного для России региона — по аналогии с Министерством по делам Северного Кавказа, а также с Минвостокразвития. Такие ведомства дают также особый статус регионам. В условной Рязанской или Новгородской области региональные отраслевые министерства общаются напрямую с федеральными властями, это некий унифицированный стандарт. Но особые регионы получают особый формат для выработки стратегии развития — и согласования интересов. Недаром первым таким регионом стал Дальний Восток, нуждающийся в ускоренном развитии и особых стратегиях в силу удаленности от «материковой» России, низкого уровня жизни населения и депопуляции. А за Минкрыма последовало Министерство по делам Северного Кавказа, специфичность элит которого очевидна и неспециалисту.
Тезис о том, что миссия по интеграции Крыма в Россию выполнена, мягко говоря, спорен, но с аппаратной точки зрения это так, потому что ведомство написало Федеральную целевую программу развития республики до 2020 года, и программа эта будет реализовываться. Финансирование ее на пять лет составит более 700 миллиардов рублей. Желающих поучаствовать в развитии Крыма за такие деньги — хоть отбавляй. Полуостров присоединился к России только полтора года назад, там предстоит реализовывать масштабные и дорогостоящие проекты — от реконструкций дорог до реставрации археологических памятников. Это превращает республику в своего рода незанятый новый рынок (прежде всего — рынок госзаказов), который привлекает самых разных игроков. Это этап, на котором надо не сворачивать механизмы контроля и принятия решений, а выстраивать их. Чем федеральный центр и занимается.
«Если посмотреть на факты, то наоборот — задачи, которые стоят перед министерством, все увеличиваются, это связано в том числе с санкциями в отношении Крыма, которые не будут отменены в длительной перспективе», — сказал «Ленте.ру» вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин. По его оценке, ведомство пало жертвой борьбы элитных групп — как федеральных, так и собственно крымских — за контроль над регионом. «Есть несколько центров влияния: министерство уже упраздняемое, полпредство президента, руководство Крыма во главе с Аксеновым, есть губернатор Севастополя Меняйло и конфликтующий с ним председатель заксобрания города Чалый», — перечисляет Макаркин. Это без учета бизнес-групп, имеющих интересы на полуострове.
Минкрыма в этой аппаратной борьбе проиграло, а в роли выигравшего может оказаться полпредство. «Министерство — гражданский орган, полпредство ближе к силовикам. Правительственный орган оказался слабее, силовики в выигрыше», — поясняет Макаркин. Полпредство в аппаратном противостоянии могло опираться на федеральные силовые структуры, крымские власти — на поддержку региональных элит. Гражданское министерство не имело ни того, ни другого. Для полпредства это победа, для крымских властей — минус один конкурент в борьбе за контроль над полуостровом. Устранение одного лишнего игрока освобождает остающимся пространство для маневра, поэтому вряд ли кто-то будет протестовать. Возможно лишь спорадическое недовольство тех чиновников, которые ставили в этой игре на Минкрыма и последние 15 месяцев были заняты установлением с ним хороших отношений. А многим, возможно, с силовиками будет даже проще работать.
Ликвидация Минкрыма может в будущем поставить под вопрос существование других региональных министерств. Во всяком случае, газета «Известия» со ссылкой на свои источники уже писала, что 16 июля вместе с таврическим ведомством могут быть упразднены Минвостокразвития и Минсевкавказа. «Территориальные министерства пока не нашли себе полновесной прописки в системе власти, не приобрели статуса, сопоставимого со всеми остальными министерствами, — говорит «Ленте.ру» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — При обсуждении оптимизации и сокращений названия этих ведомств будут звучать чаще других». Эксперт напоминает, что «изначально по Кавказу многие говорили о переходности этой схемы, а по Дальнему Востоку до сих пор существует концептуальный кризис, связанный с поиском модели саморазвития экономики региона, в том числе с учетом транспортных издержек».
Правда, Виноградов признает, что если оба ведомства не ликвидировали одновременно с Минкрыма, то это для них хороший знак. С другой стороны — масштабная реорганизация с упразднением региональных министерств может быть хорошим способом до некоторой степени смягчить крымский конфликт между силовиками и местными властями. Скандал явно вышел за рамки узкорегионального. Напомним, что за полторы недели до ликвидации Минкрыма сотрудниками ФСБ были задержаны глава управления ФНС по Крыму Николай Кочанов и министр промышленности республики Андрей Скрынник. Первый — при даче взятки, второй — по подозрению в пособничестве в хищении государственного имущества в особо крупном размере.
Всего за полгода потеряли должности и попали под следствие шесть крымских министров. Дело дошло до того, что глава Крыма Сергей Аксенов подписал указ о создании некой комиссии по защите прав крымских чиновников от необоснованного уголовного преследования. Правда, указ провисел на официальном сайте правительства республики недолго и к вечеру был удален, однако эксперты успели оценить остроту конфликта по достоинству: региональные власти взялись защищаться от силовиков через создание неких вневедомственных правительственных структур. Выглядит как очень неприглядное столкновение интересов. Но если после этого Минвостокразвития и Минсевкавказа также будут ликвидированы, то это будет выглядеть как административная мини-реформа, вызванная кризисом и другими объективными обстоятельствами, а не межклановой борьбой за распределение крымских финансовых потоков. Если, конечно, внешний политес еще кого-то интересует.
Впрочем, столкновение различных групп интересов в Крыму можно было предсказать с первого дня присоединения полуострова к России. Удержать ситуацию, сохранить какой-то баланс интересов, да еще так, чтобы в республике при этом началось реальное решение накопившихся за 23 «украинских» года проблем — если бы Минкрыма эффективно решало эти задачи, то до арестов и создания непонятных комиссий по защите чиновников дело бы не дошло. Строители знают, что хорошо стыкуются только предварительно подготовленные поверхности. И ничто так не демонстрирует системные сбои в функционировании российской государственной системы, как попытки что-нибудь в неё интегрировать. От экономики Дальнего Востока до недавно присоединенного Крыма включительно.