Среда обитания
16:36, 16 июля 2015

Приказано продать Как будут развлекать посетителей торговых центров в будущем

Мария Перевощикова
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

В последние годы все большее значение в торговых центрах начинает приобретать их развлекательная составляющая — нам уже недостаточно просто магазинов. А в кризис, при возрастающей конкуренции среди комплексов, эта тенденция развивается еще активнее — некоторые идеи для ТЦ кажутся ожившими сюжетами фильмов о будущем.

Сегодня торговый центр — это уже не столько место для покупок, сколько для проведения досуга. Люди приходят сюда за впечатлениями и эмоциями. И привычных фуд-кортов, игровых автоматов и кинотеатров им становится мало, поэтому появляются совершенно новые для России форматы общественных пространств в ТЦ: торговцам приходится придумывать, чем еще, кроме стандартного набора услуг, можно привлечь покупателей.

Так на Западе появилась концепция торговых центров life-style, или «стиля жизни». В них создаются максимально комфортные условия для отдыха и приятного времяпровождения — по сравнению с типовыми центрами, развлекательная зона в life-style гораздо больше. Причем каждый из этих проектов имеет свою собственную «изюминку», объединяет их только цель — полностью соответствовать интересам посетителей. Один из самых ярких и первых мировых примеров подобных комплексов — расположенный в Лос-Анджелесе квартал магазинов и развлечений Bella Terra Huntington Beach Mall, в котором создана атмосфера расслабленности и праздности, идеально сочетающаяся со стилем жителей «Города ангелов».

Что нового

У нас первые торговые центры, похожие на заграничные life-style, появились еще в 2006-2007 годах. Тогда специалисты причисляли к этому формату фешенебельные ТЦ «Времена года» и ТЦ «Барвиха Luxury Village». Такие проекты могли быть только чем-то роскошным, дорогим и изысканным, недоступным большинству.

Сегодня похожие ТЦ уже перестают быть исключительно элитными — практически в любом торговом центре, открытом в 2014-2015 годах, сделан особенный упор на развлечения и дополнительные сервисы, причем и для детей, и для взрослых. Так, модными стали арт-пространства, в которых устраивают постоянные и временные выставки, организовывают арт-галереи: например, регулярные экспозиции в ГУМе или картинная галерея в ТРЦ «Жемчужная Плаза» (Санкт-Петербург). При этом именно площадь развлекательной части больше стандартной делают не всегда — скорее, повышают ее качество.

Однако, по словам Марины Малахатько, директора по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL, пока у нас «настоящих» life-style центров еще нет. «Но они вот-вот появятся: небольшие по площади, рядом с достопримечательностями и дорогими жилыми кварталами, они откроются, например, в районе Красной Пресни, на Новой Риге, Никольской улице», — говорит эксперт.

А пока торговые центры придумывают новые и новые варианты развлечений. Причем все более популярными становятся интеллектуальные виды досуга: вместо стандартных детских развлечений развивается формат edutainment (обучение+развлечение) — так называемые «города профессий» для детей и подростков, например, Kidzania, «Мастерславль», «Город мастеров», «Кидбург», и «города будущего», такие как Minopolis.

По словам Михаила Рогожина, управляющего директора отдела торговых помещений CBRE, сейчас популярны оригинальные семейные парки аттракционов, такие как Happylon, Crazy Park, Funky Town и «Космик», семейные театры (например, «Кураж» в ТРЦ «Атриум»), музеи занимательной науки (например, «ЛабиринтУм» в МФК «Толстой Сквер» в Санкт-Петербурге), концертные пространства, такие как в ТРЦ «Гудзон» или в ТРЦ «Вегас Крокус Сити».

В последнее время в торговых центрах стали устраивать «уголки живой природы», которые привлекательны и для детей, и для взрослых: разнообразные океанариумы и экзопарки, как, например, в ТРЦ «Рио» и ТРЦ «Авиапарк», или даже контактные зоопарки, как в ТРЦ «Водный».

Также есть тенденция объединения торговых центров и прилегающей территории: рядом с проектами обустраивают парки и общественные зоны, которые становятся их частью. Например, подобный замысел в ближайшие годы будет реализован в ТЦ «Митино Парк», в ТРЦ «Ривьера».

Безусловно, развиваются и концепции, связанные с модой на здоровый образ жизни. Во многих торговых центрах открывают фитнес-центры и спортивные клубы, прилегающие территории начинают использовать для проведения спортивных мероприятий, как в петербургском ТРЦ «Лето». Почти в каждом проекте открывают так называемые «органические маркеты» (например, LavkaLavka в ТРЦ «Мега Химки») и магазины биопродуктов, фреш- и смузи-бары (напримео, Just juice, Fresh juices, Smoothie Factory).

Марина Малахатько предрекает в скором будущем появление полностью экологических торговых центров — с магазинами, в которых продается одежда и обувь исключительно из экологически чистых тканей и материалов, с супермаркетами органических продуктов и др. «Пионером, надеюсь, станет многофункциональный спортивно-досуговый центр в Лужниках, концепция которого в большей степени основана на пропаганде спорта и здорового образа жизни», — говорит эксперт.

А по словам Дениса Колокольникова, председателя совета директоров RRG, рано или поздно частью жизни посетителей ТЦ станут совершенно фантастические технологии. Например, «умные» тележки со встроенным сканером, считывающим покупки и выводящем на экран информацию о стоимости: покупателю остается только провести оплату с помощью электронных денег, а может быть, биометрии — нажатием пальца или сканированием сетчатки глаза. Вместе с кассирами и очередями исчезнут и бумажные ценники — их заменят сенсорные экраны, с помощью которых можно будет узнать всю возможную информацию о товаре: свойства, дату и место изготовления, состав, калорийность, совместимость с другими продуктами, рецепты приготовления и прочее.

В магазинах одежды и обуви интерфейсы-сканеры будут помогать покупателям подбирать товар по цвету, модели, размеру, сочетанию с одеждой, которая уже есть, составлять комплекты по стилю, сезону и цене.

Ногой в будущем

Один из самых новых и инновационных торговых центров — многофункциональный комплекс «Кунцево Плаза» рядом с метро «Молодежная», который был открыт в первой половине этого года. Здесь практически полностью воплощен классический формат life-style: создана довольно обширная развлекательная зона, которая включает фитнес-центр с бассейном World Class, многоуровневый кинотеатр Mori Cinema, большой развлекательный центр «Космик», арт-пространства (например, художественные выставки, экспозиции ретро-автомобилей). В комплексе проводят модные показы, мастер-классы от ведущих специалистов, например — стилистов, ворк-шопы. Кроме того, комплекс имеет уникальный внешний вид, выполненный в соответствии со специально разработанным архитектурным проектом, что также является одной из обязательных составляющих life-style.

«"Кунцево Плаза", по мнению многих экспертов, опередил свое время. Уникальный дизайн, смелые архитектурные решения и внедрение "зеленых" технологий, направленных на сохранение окружающей среды, — все это говорит о действительно новом для России витке развития торговых центров», — говорит Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank.

Также весьма прогрессивным можно считать ТРЦ «Вегас Крокус Сити», в котором организована огромная мультимедийная зона Times Square. В проекте создана очень удобная навигационная система, есть сервис с информацией о скидках, и, конечно, развлекательная часть здесь развита очень хорошо.

Показателен пример и Центрального детского магазина на Лубянке, торжественно открывшегося после длительной реконструкции этой весной. Здесь представлено множество самых современных развлекательных решений для детей — и игровых, и обучающих («Кидбург», «Волшебная лента», «Виртуальный аквариум», «Иннопарк», «Экспериментаниум», «Дино-парк», музей света, музей советских игрушек, разные интерактивные и кибер-зоны).

В скором времени будет реализована еще одна концепция «из будущего» в цоколе «Башни Федерации» в «Москва-Сити». Здесь на четырех уровнях создадут удобный convenience mall с множеством самых разнообразных развлечений (детские игровые площадки, различные творческие студии, студии персональных тренировок, spa-зоны и wellness-центры, арт-галереи и подвижные инсталляции).

Также интересны проекты, которые ориентированы, скорее, на молодежь, а не как традиционные проекты на семейства. «Эти центры, в основном, предназначены для молодых людей со средним достатком, которые предпочитают посещать торговый центр не с семьей, а с друзьями или партнерами. К примеру, ТЦ "Цветной" имеет узкую явно выраженную направленность: его основная аудитория — это молодые горожане, следящие за модой. Поэтому здесь регулярно проходят модные показы, диджей-сеты, "гаражные распродажи", кинопоказы и светские вечеринки. В ТРЦ Vegas часто организовывают концерты популярных исполнителей, что тоже привлекает больше молодежи», — рассказывает Александр Ошурко, заместитель генерального директора компании Praedium.

Жить или не жить

Конечно, жить рядом с такими интересными торговыми центрами привлекательно. Но в этом вопросе есть свои подводные камни — не слишком ли много рядом с ними суеты и не дороже ли здесь квартиры?

По словам Владимира Богданюка, руководителя аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet, крупные торгово-развлекательные центры обычно строят в обжитых и густонаселенных районах. В таких местах, как правило, уже существует довольно развитая инфраструктура, поэтому появление хорошего торгового комплекса чаще становится просто приятным дополнением к ней — стоимость квартир от этого практически никак не зависит. При этом очень близкое соседство с таким ТЦ, наоборот, превращается в минус — здесь всегда большие людские и автомобильные потоки.

Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость», приводит данные изменения стоимости жилья в локациях рядом с открытыми недавно крупными торговыми проектами: «В период с декабря 2013 года по июнь 2015 года средняя цена в локации вблизи ТРЦ "Авиапарк" увеличилась на 18 процентов (на восемь процентов больше, чем в среднем по Москве), в ТРЦ Columbus — на семь процентов (на три процента меньше, чем в среднем по Москве), в ТРЦ "Рио" — на 19 процентов (на шесть процентов больше, чем в среднем по Москве)».

Таким образом, недалеко от хороших торговых центров (главное, не в непосредственной близости), которые дают возможность круглый год интересно и активно проводить досуг всей семьей, квартиру можно выбрать по средним ценам, в том числе в новостройках.

По данным Дмитрия Голева, руководителя департамента развития компании Welhome, больше всего новостроек — в районе самого крупного в России торгово-развлекательного центра «Авиапарк» на Ходынском поле, который открылся в конце 2014 года. Рядом с другим интересным проектом — ТЦ «Олимпик Парк» у метро «Нагорная» недавно достроили ЖК «Вершинино» и возводят ЖК V-House.

«Рядом с ТРЦ Columbus, в 15 минутах ходьбы от него, находится ЖК М-House. Но в нем в продаже от застройщика осталось всего шесть квартир (минимальная стоимость — 16,8 миллиона рублей за двухкомнатную квартиру). Также в 15-20 минутах ходьбы от торгового центра строят ЖК "Чертаново-Северное", микрорайон 7Б (стоимость оставшихся квартир начинается от 7,6 миллиона рублей). Примерно в 15 минутах ходьбы от ТРЦ "Клен" находится ЖД эконом-класса “МПИ”. Чуть ближе к центру строят клубный дом на Менжинского (минимальная стоимость квартиры — 4,5 миллиона рублей)», — рассказывает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».

По данным Инны Игнаткиной, директора отделения компании МИЦ-Недвижимость на Пресне, рядом с МФК «Кунцево Плаза» на первичном рынке продают квартиры в ЖК «Рублевские Огни», ЖК «Академика», на вторичном — в ЖК «Солнце», ЖК Oxygen, ЖК «Изумрудная долина». Недалеко от ТЦ «Тиара» на первичном рынке реализуется ЖК «Мосфильмовский», также рядом находится микрорайон «Мичуринский», но в нем практически все квартиры распроданы.

< Назад в рубрику