По неофициальным данным, в вооруженных силах США в настоящий момент служат порядка 15 500 трансгендеров. В то же время в армии действует правило «Не спрашивай, не говори» (Don't ask, don't tell), согласно которому от представителей «третьего пола» требуется скрывать свою принадлежность к гендерным меньшинствам. 28-летний Шейн Ортега — редкое исключение из правила: ему удалось не таить своей сути и при этом остаться в рядах ВС. «Лента.ру» изучила интересную историю и не менее увлекательный Instagram-аккаунт сержанта.
Есть мнение, что США — настоящий оазис толерантности и равенства. Но и в Америке права сексуальных меньшинств пока соблюдаются не в полной мере: трансгендеры не могут служить в вооруженных силах, если открыто объявили себя таковыми. В ближайшее время правило может быть изменено — так же, как это произошло в 2010 году в отношении других секс-меньшинств — геев (представители нетрадиционной ориентации уже пять лет как служат в ВС, не таясь).
В США проведут исследования, по результатам которых положения, препятствующие службе трансгендеров в вооруженных силах, могут быть отменены. Об этом 14 июля заявил министр обороны страны Эштон Картер.
Шейн Ортега ничем не выделяется в рядах сослуживцев: развитая мускулатура, короткая стрижка, белозубая улыбка, татуировки, на «гражданке» ждет любимая подруга.
В венах Ортеги течет кровь африканцев, латиноамериканцев и чероки.
Он обожает открытые майки, видеоигры и свою девушку — бывшую модель и подающего большие надежды врача.
Вот только раньше он сам был девушкой.
Когда у него берут интервью, Ортега отказывается вспоминать жизнь до смены пола и даже не хочет называть имя. Он лишь упоминает, что жизнь в женском теле была невероятно неестественной для него: «Я знал правду о себе с детства».
История начиналась вполне обычно: после школы средний балл аттестата позволял Шейну поступить в неплохой колледж, однако у него не было денег на дальнейшее обучение. И Ортега оказался в армии, как всегда и хотел. Вначале служил в военно-морском флоте, затем — в сухопутных войсках, побывал в Ираке и Афганистане. Теперь его служба проходит на Гавайях, он пилот военного вертолета.
У руководства Шейн на хорошем счету: отличная физическая форма, инициативный, сообразительный. Ему во многом идут навстречу.
По стандартам ВС США транссексуальность и трансвестизм до сих пор относятся к психическим расстройствам наряду с вуайеризмом и педофилией, хотя гомосексуализм из данного списка уже пять лет как выбыл. Гендерная дисморфия же по-прежнему делает американцев негодными к строевой службе.
После того как в апреле 2015 года Шейну Ортеге посвятила большой материал The Washington Post, он стал негласным лицом кампании за права американских солдат-трансгендеров.
«Так всегда учил меня мой отец, — объясняет Шейн.— И я определенно хочу являть собой эту перемену».
Ортега из семьи военных: служили и отец, и мать, и оба дяди. Молодой человек никогда не мечтал о другой карьере, хотя и желал бы получить высшее образование — но пока не получилось.
Шейн начал менять пол четыре года назад. В течение нескольких лет он готовил и почву для кампании по борьбе за права солдат-трансгендеров: общался с лояльно настроенным военным руководством, с экспертами из мира медицины, с простыми американцами — посредством выступлений в разных городах. Он говорит, что бороться за права неких абстрактных людей невозможно.
«Люди становятся более понимающими, когда видят меня лично, говорят со мной», — объясняет Ортега.
В последние годы Шейн оказался где-то посередине между военнослужащими-женщинами и солдатами-мужчинами. Вопрос о трансгендерах в ВС находится пока в подвешенном состоянии, таково и положение Ортеги на службе.
Официально в вооруженных силах Шейн, конечно, все-таки числится как женщина и даже вынужден надевать соответствующую униформу. Пока молодой человек виртуозно пытается избегать неудобств, связанных с проживанием с сослуживицами женского пола и другими ежедневными моментами бытия. Большинство обращается к нему как к мужчине, но есть и те, для кого он по-прежнему женщина.
Известность, обретенная благодаря СМИ, стала для Шейна волшебным щитом: едва ли ему теперь грозит увольнение, хотя в прошлом такой момент был. Вместе с тем он по-прежнему находится на работе своей мечты на птичьих правах. Однако мужчина полон надежд.
«С людьми надо быть терпеливым. Они не поймут то, что ты пытаешься им объяснить, в одночасье», — говорит Ортега.