Официальное начало парламентской кампании совпало с очередными правительственными новшествами. Ликвидировано Министерство по делам Крыма. А антимонопольную службу предлагается объединить с тарифной. «Лента.ру» проанализировала, как эти перемены отразятся на расстановку сил в кабмине.
Дмитрий Рогозин — пожалуй, единственный правительственный чиновник, способный извлечь политические плюсы из социально-экономических минусов. Основанная им «Родина», согласно рейтингу ИСЭПИ, занимает первое место среди непарламентских партий. А «Известия» пишут, что Рогозин вместе с Сергеем Глазьевым собирается возглавить партийный список на предстоящих выборах в Госдуму.
В таком случае вице-премьер должен уйти в отпуск — как минимум на время избирательной кампании. Иными словами, сбои в российской космической программе или неудачи с импортозамещением в ОПК — и то, и другое, к сожалению, нельзя полностью исключить — не смогут отразиться на карьере Рогозина как куратора этих отраслей. Зато на количестве голосов, набранных «Родиной», наверняка, скажется общее ухудшение уровня жизни, вызванное в том числе решениями рогозинских коллег.
Дмитрий Медведев воплотил в жизнь давнюю шуваловскую идею, предложив Владимиру Путину объединить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Поскольку ФСТ до сих пор находилась под патронажем Аркадия Дворковича, очередную перетасовку ведомств можно расценивать как аппаратную победу Игоря Шувалова.
Другое дело, что по мере приближения парламентских выборов тарифный вопрос — особенно стоимость жилищно-коммунальных услуг — перестает быть чисто экономическим. И от того, насколько аккуратно правительство будет подходить к регулированию данной сферы, зависят уже не только динамика ВВП или благополучие инфраструктурных монополий, но также устойчивость самого кабмина.
Патронируемое Юрием Трутневым Минвостокразвития, равно как и «хлопонинское» Минкавказа, ожидаемо избежало участи Минкрыма. Хотя, по данным «Известий», в правительстве задумались о целесообразности всех «территориальных» министерств.
Но дополнительные проблемы «дальневосточному» вице-премьеру создает другая ведомственная реформа — слияние ФАС и ФСТ. Ранее тарифная служба одобрила создание специального фонда поддержки энергетики Дальнего Востока, чтобы покрыть убытки РАО «ЭС Востока», входящего в «Русгидро». Для этого каждая генерация, работающая на оптовом рынке электроэнергии, должна отчислять дальневосточным энергетикам до 2 процентов своей выручки.
Минэкономразвития выступает против данной инициативы, усматривая в ней увеличение неналоговой нагрузки на бизнес. И вряд ли все согласования в правительстве удастся завершить до того, как ФСТ станет подразделением антимонопольной службы. А после такого «обновления» вполне может и диаметрально измениться позиция обновленного тарифного регулятора по отношению к предложенному варианту спасения РАО «ЭС Востока».
Отсутствие окончательного решения по индексации пенсий можно считать тактической победой «социального» вице-премьера. А данные Росстата о падении — на 20-30 процентов — производства автомобилей, мебели и одежды косвенно подтверждают тезис Ольги Голодец о том, что именно малообеспеченные слои населения являются главными потребителями отечественных товаров. И следовательно, сокращение соцвыплат в конечном счете отрицательно отражается на всей экономике.
При этом число россиян с доходами ниже прожиточного минимума в настоящее время достигает 22 миллионов. Голодец не без оснований называет эту цифру критичной и, очевидно, попытается использовать столь неблагоприятную статистику для отражения атак «оптимизаторов» из Минфина.
Правда, отстаивая интересы бедных, Голодец и ее подчиненные, похоже, готовы пожертвовать благосостоянием среднего класса. По сведениям РБК, Минтруд предлагает выдавать социальные пособия (в том числе и по уходу за ребенком) лишь тем, кто попадает в категорию нуждающихся.
При всей логичности данной меры возникает один немаловажный нюанс — граждане, с чьих зарплат выплачиваются взносы на содержание различных социальных фондов, в таком случае будут заниматься принудительной благотворительностью, лишаясь права получить от государства что-либо взамен.
Под Александром Хлопониным в буквальном смысле загорелась земля. Точнее — лес. В Забайкалье стремительно увеличивается площадь лесных пожаров. Поскольку еще очень свежи воспоминания о трагедии в Хакасии, карьера «природоохранного» вице-премьера теперь во многом зависит от того, насколько удачно он справится с очередным буйством стихии.
К тому же благодаря активности подопечного Минприроды Хлопонин не испытывает недостатка во влиятельных недоброжелателях. Неслучайно на вчерашнем заседании кабмина вице-премьер Аркадий Дворкович предложил, во избежание «дальнейших претензий третьих лиц», сначала законодательно оформить критерии и правила, по которым МПР актуализирует лицензии на недропользование. Но Дмитрий Медведев не только фактически отверг это предложение, но и призвал Минприроды не «плясать специально польку-бабочку» вокруг недропользователей.
Иными словами, Александр Хлопонин и его команда получили от премьера карт-бланш на отзыв лицензий. И следовательно — на увеличение числа своих недругов.
Патронируемая Аркадием Дворковичем «нефтянка» рискует стать топливом для очередного инфляционного скачка. По данным Росстата, цены на бензин в начале июля выросли на 0,7 процента, в целом по стране, а в 7 регионах — на 1,5 процента и более.
Новое удорожание топлива опять происходит на фоне снижения мировых нефтяных котировок. Социальный эффект от подобных бензиновых «рецидивов» усугубляется ситуацией с электричками. Ведь сторонники отмены пригородных поездов в качестве альтернативы называют автобусный транспорт. А рост цен на бензин автоматически вызовет повышение платы за проезд. Дворкович заверяет, что по этому году все вопросы с пригородными железнодорожными перевозками решены, а по 2016-му «все необходимые акты будут приняты до сентября». Более того, Минтранс предлагает увеличить соответствующие субсидии на 12 миллиардов рублей.
Но неизвестно, найдутся ли в казне эти средства в случае, если нефть продолжит дешеветь. Что весьма вероятно, в свете отмены антииранских санкций. Зато последствия налогового маневра в нефтяной отрасли и отсутствие у компаний средств на модернизацию НПЗ (вследствие все той же неблагоприятной внешней конъюнктуры) сводят к нулю шансы на то, что цена на бензин в России упадет вслед за баррелем.
Как и ожидалось, Дмитрий Козак остается без Крыма. Вслед за упразднением соответствующего министерства, «крымская» ФЦП перешла в распоряжение Минэкономразвития. А его глава Алексей Улюкаев — подопечный, скорее, Шувалова, нежели Козака.
Правда, строительство Керченского моста пока находится в ведении Козака. Благо интеграция и развитие полуострова остается в списке его вице-премьерских обязанностей. И он же курирует Минстрой, который, что называется, по определению, должен быть причастен к «стройке века».
Правда, по данным «Ведомостей», полпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев некоторое время назад предлагал наделить его должностью вице-премьера. По аналогии с Юрием Трутневым, совмещающим применительно к Дальнему Востоку и полпредство, и вице-премьерство. Если это произойдет — то и самый дорогой проект, связанный с Крымом, выйдет из-под опеки Дмитрия Козака.