Глава ДНР Александр Захарченко и спецпредставитель ЛНР по переговорам Владислав Дейнего заявили о готовности в одностороннем порядке отвести все тяжелое вооружение на 3 километра в тыл от линии фронта, кроме наиболее горячих участков, где это сделать невозможно по объективным причинам. Для ДНР — это дуга вокруг Донецкой городской агломерации, для ЛНР — район у поселка Счастье. То есть речь идет примерно о 500 километрах. Руководство ДЛНР подтвердило готовность вести переговоры и о «проблемных» участках, но только в случае выполнения Киевом своей части технических обязательств согласно «Минску-2». «Лента.ру» разбиралась, к чему это может привести.
Обязательный отвод артиллерии калибром более 100 миллиметров на расстояние до 20-30 километров (в зависимости от вида техники), чего Киев не сделал и не сделает уже никогда, оговаривался «Минском-2». Это старый принцип «развода сторон» при миротворческих операциях, в идеале создающий обстановку, когда противники просто технически не могут «дострелить» друг до друга. Контролировать его выполнение должна была совместная миссия с участием ОБСЕ. Она же и определяла по согласованию со сторонами конфликта место хранения техники.
В ДЛНР честно пытались этот режим соблюдать. В Киеве же его использовали как повод для ротации техники, после чего она, слегка отреставрированная, благополучно вернулась на новые позиции у линии соприкосновения. Интенсивность обстрелов жилых кварталов, конечно же, на время ротации снизилась, если брать за точку отсчета зиму или весну, что объявили большим достижением минского переговорного процесса. Но по большому счету ничего не изменилось, кроме антуража и интенсивности риторики.
Сейчас ДЛНР в одностороннем порядке отводят на 3 километра уже вооружение калибром меньше 100 миллиметров. Осталось автоматы сдать — и Куликово поле получится, даже не Бородинское.
В Донецке, Луганске и Москве из последних сил изобретают способы сохранить хотя бы видимость переговорного процесса в рамках «Минска-2». Но ведь даже специально командированные в Киев высокопоставленные американские чиновники не смогли уговорить Петра Порошенко и депутатов Верховной Рады внести в конституцию необходимые поправки об особом статусе Донбасса. Возникла логическая ловушка: отказаться от положений «Минска-2», да и от всего переговорного процесса первыми нельзя, поскольку это выглядело бы как агрессия. Но, с другой стороны, пытаться реанимировать этот «живой труп» до бесконечности тоже нельзя. Да и пока не будет изобретен новый переговорный формат, просто так выбросить на помойку «Минск-2» было бы неосмотрительно.
Американские представители настаивают на том, что «Минск-2» должен выполняться. В этой позиции тоже есть логика, только очень американская, линейная: двигаться вперед можно лишь после того, как достигнут намеченный заранее промежуточный этап.
Европейская сторона в рамках «нормандского формата» склонна полагать, что «Минск-2» вообще уже исчерпал свой потенциал, но ничего нового не предлагает. С точки зрения Берлина, положения этого перемирия и так были серьезным поражением, поскольку фактически признавали ДЛНР стороной переговорного процесса. Кроме того, «Минск-2», помимо чисто технических пунктов, типа того же отвода тяжелого вооружения, требовал от Киева одностороннего изменения конституционного строя государства. Без этого невозможны переговоры о сути проблемы, но для Европы это было однозначным поражением. Причем не столько дипломатическим, сколько военным.
С другой стороны, ЕС со всеми его «нормандиями» и ОБСЕ оказался не способен повлиять на ситуацию, даже хотя бы просто запугать Киев и принудить к диалогу с Донбассом. Киев всю весну и лето игнорировал политические положения «Минска-2», однозначно занимаясь переформатированием армии, и только ненадолго отвлекся на Закарпатье и «Правый сектор» (деятельность организации запрещена в России —прим. «Ленты.ру»). Все политические инициативы просто игнорировались, включая даже выгодные Киеву. Есть основания полагать, что более активное вмешательство США могло быть согласовано с Москвой.
В Донецке, Луганске и Москве готовы пойти на куда большие односторонние уступки, чем отвод ротных минометов на 3 километра в тыл. Еще на прошлой неделе речь шла об оставлении даже некоторых знаковых населенных пунктов в безумной погоне за стремительно удирающей целью — минским переговорным форматом. Эта утопическая идея не воплотилась в жизнь, но сам факт показателен. Несмотря на бездействие Киева, для ДЛНР и России положения «Минска-2» все еще сохраняют свою формальную привлекательность, и будет сделано все возможное, чтобы их выполнить.
До Киева сообщения о решении об одностороннем отводе тяжелого вооружения ДЛНР дошли удивительно быстро. Не прошло и суток, как какой-то второстепенный чиновник администрации Порошенко довольно сбивчиво сообщил о том, что все «не имеет под собой никакой почвы». Можно счесть это прогрессом, поскольку ранее в Киеве просто-напросто игнорировали любые заявления, сделанные в Донецке. И создавалось впечатление легкой шизофрении, разговора с самим собой.
Киев имитирует переговорный процесс. Согласившись на создание постоянно действующих комиссий в Минске, украинская сторона превратила этот формат в сонную лощину, где не действуют законы логики и окружающего мира. Односторонние инициативы ДЛНР и Москвы (предложения по формату выборов, демилитаризация Широкино, расширение полномочий ОБСЕ и теперь вот отвод минометов) загоняют Киев в дипломатический тупик. Но это только на нашей планете и в нашем времени. А там, где живет Петр Порошенко и иже с ним, в принципе не существует никаких предложений из Москвы или Минска. А политические статьи каких-то там давно забытых договоренностей — просто странная нелепость, которую надо как-то пережить.
Если бы Киев не воспринимался третьими сторонами переговорного процесса, как самостоятельное государство с соответствующими правами, миротворческая операция силами ОБСЕ по лекалам «Минска-2» была бы вполне возможна и даже продуктивна. Достаточно было отреагировать на ротацию техники ВСУ под предлогом ее якобы «отвода», а главное — добиться физического снятия замков с орудий. Но Украина — формально суверенное государство, имеющее право делать на своей территории все что угодно. Поэтому никогда «Минск-2» не будет имплементирован (раз уж нашим европейским и американским партнерам так нравится это слово).
То, что сейчас делает с собой ДЛНР, — край, физический предел допустимых уступок. С военной точки зрения большее невозможно. И с 19 июля возникла серьезная опасность ослабления чисто военных позиций вооруженных сил Новороссии (ВСН) на одном из наиболее опасных участков, в районе Волноваха — Докучаевск. Эта зона не считается «горячей», и там вооружения отведут, хотя этот участок фронта рассматривается в Киеве как идеальное направление для наступления в обход Донецка с большими перспективами. Украинская сторона утверждала, что ВСН чуть ли не предприняли попытку наступления в районе Мариуполя, что выглядит достаточно странно, учитывая соотношение сил там. И отвод минометов и танков на 3 километра в тыл никак не улучшит ситуацию с маневренностью резервов или мобильностью бронетанковых соединений.
Это однозначно исключительно миротворческое предложение, и, видимо, последнее. Дальнейшее игнорирование Киевом инициатив Москвы и ДЛНР категорически недопустимо. Изобрести какой-то новый переговорный формат сейчас крайне сложно, поскольку задействованы уже все возможные в этой обстановке внешние рычаги давления или посредничества. Да и сами эти переговорные форматы упираются в неспособность реализовать что-либо политическое на практике, поскольку, помимо киевских переговорщиков разной степени влиятельности и вменяемости, есть еще президент Украины и совершенно неуправляемая Верховная Рада, которая просто заблокирует все, до чего дотянется. То есть никакого «особого статуса» Донбасса, никаких местных выборов, никакого изменения конституции не будет. Не будет ничего — просто потому что такова сейчас конфигурация власти на Украине.