Бывший СССР
14:29, 22 июля 2015

Старожилам здесь не место Зачем Михаил Саакашвили назначил своим замом Марию Гайдар

Геворг Мирзаян
Михаил Саакашвили
Фото: Peter Morrison / AP

Копилка показательных политических акций нового руководителя Одесской областной государственной администрации (ОГА) Михаила Саакашвили недавно пополнилась еще одной, едва ли не самой громкой. Бывший грузинский лидер пригласил на работу в качестве заместителя губернатора по социальному блоку российского оппозиционного политика Марию Гайдар. Эта новость вызвала широкий резонанс как в России, так и на Украине. Причем обсуждение деталей назначения происходит на фоне жестких конфликтов Саакашвили с украинскими чиновниками и стоящими за ними олигархами. «Лента.ру» попыталась понять смысл кадровых инициатив Одесской ОГА.

Второе пришествие

Сообщение о том, что эпатажного общественного деятеля Михаила Саакашвили отзывают с политической пенсии в США работать на Украину, многие посчитали дурной шуткой. Однако все поняли, что шутка удалась, когда одного из самых противоречивых политиков постсоветского пространства назначили губернатором одной из самых перспективных областей Украины — Одесской.

Фактически Порошенко привел своего давнего друга в область своего рода президентским «смотрящим», отстаивающим его интересы. Причем как в Одесской области, так и в украинском масштабе. Порошенко понимал, что в стране есть запрос на политика, способного бесконечно выдвигать популистские идеи, афористично изъясняться и совершенно не связанного с местными олигархами. Ни один украинский политик таким сочетанием качеств похвастать не может — любой украинец легко назовет предпринимателей, стоящих за каждым из живых символов Майдана. В этом смысле Саакашвили, конечно, чист как слеза — ведь он приехал строить либеральную демократию из другой страны.

На Украине Саакашвили попытается повторить то, что он делал в Грузии несколько лет назад: превратить область в витрину и пример для подражания в России. На примере грузинских реформ россиянам пытались продемонстрировать, как может измениться постсоветское государство, выбрав либеральный путь развития.

В Грузии поначалу даже казалось, что у него все получается. Россиян приятно поразила проведенная в стране реформа ГАИ и фактическая ликвидация взяток на низовом уровне. Грузины перестали бояться оставлять на улице машины, а бизнесмены восторгались новыми условиями для малого бизнеса (доходило до того, что компании, например, из Армении переезжали в Грузию). До России доносили мысль о том, что с коррупцией и неэффективностью экономики можно бороться только радикальной либерализацией экономической модели, широкой приватизацией и теплыми отношениями с Западом. И, кстати, созданный образ получился достаточно убедительным.

Однако в конечном итоге грузинский эксперимент провалился. Как по личностным, так и по объективным причинам. Михаил Саакашвили оказался слишком авторитарным и импульсивным для роли образцового реформатора, что продемонстрировала его авантюра в Южной Осетии, а также вскрывшиеся факты ликвидации его соперников и серьезнейшие проблемы в правоохранительной системе. Что же касается экономического роста, то он был достигнут исключительно за счет внешних вливаний и импорта, из-за чего отрицательное торговое сальдо Грузии резко увеличилось, достигнув в 2012 году 5,5 миллиарда долларов. Нулевые пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции фактически убили грузинский агропром, открыв дорогу турецкой и азербайджанской продукции.

Итог эксперимента закономерен — народ возроптал, во избежание утраты влияния на Грузию Запад отказался от поддержки Саакашвили, его партия с треском проиграла выборы, а сам он был вынужден бежать из страны.

Теперь, похоже, история повторяется в Одессе. Саакашвили надо провести в области ряд либеральных реформ (нужна именно область, поскольку успешные реформы для всего населения Украины совершенно нереальны). Собственно, губернатор сам говорит об этом.

«Изменения основных принципов экономики в русскоговорящем регионе дают нам шанс уничтожить коррупцию и подорвать позицию Путина», — подчеркивает он. Глава Одесской ОГА убежден, что «если Украина справится, то все, построенное вокруг него, разрушится».

Поэтому нет ничего неожиданного в том, что новоиспеченный губернатор зовет российских оппозиционных политиков себе в помощь. Логика железная: если у бывшего грузинского президента все получится, члены его команды поднимут и стоимость своих акций, как это уже происходило с бизнесменами и чиновниками, которые успели прикоснуться к «грузинскому чуду» и прослыли выдающимися реформаторами. В общем, в том, что Мария Гайдар оказалась на посту заместителя главы Одесской областной государственной администрации, нет ничего удивительного.

Гайдар впереди

Однако с самого начала все пошло не так, как задумывал губернатор Одесской области. Предполагалось ведь, что Одесса станет местом паломничества российских либералов — так, как в свое время было с Тбилиси. Этот интеллигентский флер вполне мог привлечь в область и кое-какие инвестиции от друзей новоявленного заместителя губернатора и просто сочувствующих бизнесменов. Но реальность быстро расставила все на свои места.

И дело здесь даже не в том, что Гайдар собственноручно загубила свою украинскую карьеру на первой же пресс-конференции, «аполитично» отказавшись проговаривать ряд важных для украинского истеблишмента тезисов — таких, к примеру, как «война с Россией» (Киев традиционно обвиняет Москву в причастности к конфликту в Донбассе, Кремль эти обвинения отрицает, ссылаясь на отсутствие доказательств).

Как первый руководитель области Саакашвили должен был понимать, что сама специфика региона (а принадлежность к Одессе ставится выше украинской идентичности) не сулит модели прихода «команды управленцев» со стороны ничего хорошего. Если назначение самого Саакашвили воспринимается с большим раздражением, то появление российского, пусть и оппозиционного политика никого не обрадует.

Да и в масштабах всей Украины действия одесского губернатора вызвали некоторое удивление. Это видно по ехидным комментариям в украинских СМИ, смакующих неуверенные объяснения гражданки России Гайдар отказа сменить паспорт и обсуждающих детали президентского гранта, который отрабатывал ею возглавляемый благотворительный фонд. Подобные нюансы — а их на пресс-конференции новоиспеченного замглавы Одесской ОГА было достаточно — сильно бьют по имиджу самого Саакашвили, а стало быть — и по позициям президента, доверившего своему другу область, на которую претендовали многие финансовые и политические группы Украины.

Губернатор может оправдываться как угодно (сейчас Саакашвили уверяет, что взял Марию Гайдар для повышения лояльности русскоязычной части Одессы). Проблема в том, что российский чиновник — чужой вообще для всех. Нового заместителя не приняла региональная элита, и так с большим подозрением относящаяся к натурализовавшемуся бывшему президенту Грузии и его инициативам. Но важнее, что действия Гайдар не одобрили и в России — даже ее соратники.

«Переход на работу к людям, отношение которых к нашей стране и нашему народу известно и является резко отрицательным, воспринимается как противопоставление себя не просто власти, но и всем россиянам», — озвучил мнение либеральных россиян губернатор Кировской области Никита Белых. Вал критики, к слову, уже привел к тому, что Саакашвили изменил свое решение — он объявил, что Гайдар не будет заниматься социальной сферой, и даже дал ей три месяца испытательного срока.

Борьба под ковром

Кадровая ошибка Саакашвили накладывается на сложности, связанные с темпераментом грузинского губернатора. Он уже нажил себе кучу врагов на пустом месте — в диапазоне от отраслевых чиновников (например, в гражданской авиации) до региональных политиков. На днях против главы ОГА выступил даже мэр Одессы Геннадий Труханов (демонстративно взявший себе в заместители Андрея Котляра — сотрудника разогнанного Саакашвили департамента по борьбе с коррупцией). Уже осенью Труханов пойдет на выборы, и если он на них победит, конфликт только усугубится и распространится на всю региональную элиту.

А если противоречия продолжат нарастать, можно забыть и о повышении уровня жизни в Одессе, чего так ждут от Саакашвили и его команды. От губернатора в первую очередь требуется обеспечить стабильность вверенного региона, а она напрямую зависит от местных авторитетов. В этом, кстати, коренное отличие грузинского варяга от бывшего губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, который вел в регионе бизнес и был кровно заинтересован в сохранении стабильности.

Первое же, что делает Саакашвили, — демонстративно усиливает границу с Приднестровьем и выступает с рядом воинственных заявлений. Да, при этом он пытается перекрыть каналы контрабанды, что, наверное, хорошо, но он решительно ничего не предлагает взамен, старательно и последовательно углубляя конфликт с местными криминальными авторитетами (а у портового города тут весьма богатые традиции). Нужно ли объяснять, чем может закончиться попытка передела рынка контрабанды по примеру Закарпатья? Причем губернатор Одесской ОГА пошел гораздо дальше, и конфликт, соответственно, будет куда масштабнее. Любой управленец знает, что жесткое реформирование в незнакомом регионе должно сопровождаться хотя бы формальными договоренностями с местной элитой. В противном случае усиление сепаратизма гарантируется.

А ведь это еще не все. Саакашвили предстоит война за одесские портовые активы, которыми владеет олигарх Игорь Коломойский. Стороны сделали ряд громких заявлений, и, как показывает практика, одной только риторикой в публичной сфере дело обычно не ограничивается. К слову, экстремистская организация «Правый сектор» (запрещена в России решением суда), которую связывают как раз с Коломойским, уже потихоньку раскачивает ситуацию, призывая к неповиновению и выдвигая украинским властям политические требования.

Как будет действовать в ситуации тотального обострения новая команда Михаила Саакашвили, решительно непонятно, особенно если учесть, что своими кадровыми решениями глава ОГА выставляет Петра Порошенко в глазах украинских патриотов едва ли не предателем интересов Украины. Помимо этого, есть насущная проблема: креатуры одесского губернатора трудно назвать опытными переговорщиками, способными найти точки соприкосновения в реальных политических конфликтах. Впрочем, судя по всему, бывший грузинский лидер такую задачу перед собой не ставит. Во всяком случае попытка назначения Марии Гайдар заместителем губернатора по социальному блоку (то есть на должность, где нужен человек, знающий реальные настроения одесситов) — очень показательная акция, по которой можно судить о том, в какую сторону качнется маятник политики на сей раз.

< Назад в рубрику