Приближается отопительный сезон, и в СМИ все чаще мелькают заявления российской и украинской сторон о будущем газовых соглашений, неизбежных и трудных, как сама зима. «Лента.ру» решила выяснить, удастся ли на этот раз «Газпрому» и «Нафтогазу» договориться о поставках топлива до начала холодов, или все пойдет по привычному сценарию.
«Газпром» прекратил поставки на Украину с 1 июля, подчеркнув, что без предоплаты не будет отправлять газ ни при какой цене. Режим, предполагавший оплату авансом, действовал для Украины с апреля 2015 года, после того, как истек срок так называемого зимнего пакета договоренностей.
В июне авансовый режим также истек, и «Нафтогаз Украины» заявил, что прекращает закупки российского топлива из-за отсутствия договоренностей по цене. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин тогда сообщил, что Киев не устроила установленная для третьего квартала стоимость топлива в 247,18 доллара за тысячу кубометров. Власти Украины ожидали, что цена будет определяться по условиям «зимнего пакета» со скидкой не менее 30 процентов и составит около 200 долларов. Тогда же глава Минэнерго России Александр Новак назвал решение Украины прекратить закупку российского газа политически мотивированным. По мнению министра, скидка «Нафтогазу» не должна превышать 40 долларов, поскольку в ином случае цена окажется ниже рыночной.
Состоявшиеся в конце июня переговоры между Россией, Украиной и Евросоюзом, на которых стороны должны были договориться об условиях поставок газа на Украину и транзита в Европу, завершились безрезультатно. Российская сторона отказалась подписать трехсторонний обязывающий протокол, как это было сделано, к примеру, в октябре 2014 года при согласовании зимнего пакета документов.
Спустя немногим более двух недель после прекращения поставок глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин отметил, что живется без российского газа в общем-то неплохо — в основном за счет реверсных поставок и собственной добычи. Но подходить к отопительному сезону с пустыми хранилищами все-таки неразумно и рискованно, добавил он, призвав Россию договориться о принципах формирования цены на газ на весь грядущий отопительный сезон. При этом министр в очередной раз озвучил идею о том, что стоимость энергоносителя для Киева должна быть ниже, чем для Европы из-за меньших затрат на транспортировку.
Начинать отопительный сезон без договоренностей было бы действительно неразумно, особенно учитывая прошлогоднюю историю. Тогда консенсус по поставкам газа на Украину был достигнут лишь в октябре, а до этого страна была вынуждена перейти в режим жесткой экономии энергоносителя: в жилых домах отключили горячую воду, а температуру отопления помещений заметно снизили.
Сейчас, по словам министра, газ в хранилища закачивается, но не в желаемых объемах и не теми темпами — на большее у Киева пока просто нет денег. Ежедневно Украина закачивает примерно 30 миллионов кубометров газа. 14-15 миллионов — из Словакии, 15 миллионов — из собственной добычи, объяснил Демчишин. По его словам, отбор транзитного газа, предназначенного для Европы, не ведется.
Исходя из опыта прошлого отопительного сезона, Украина должна закачать не менее 18 миллиардов кубометров газа. Объем газа в ПХГ Украины на 17 июля составлял 12,49 миллиарда кубометров. Владимир Демчишин 14 июля говорил, что Украине к зиме нужно еще 5-6 миллиардов кубометров газа. Российская сторона считает, что Киеву необходимо накопить в своих ПХГ не менее 19 миллиардов кубометров.
Где их взять? Если не учитывать последнее предложение «Газпрома» (247,18 доллара за тысячу кубометров), которое не устраивает Киев, теоретически ориентироваться можно на реверс, прямые поставки из других стран и собственную добычу.
Что касается реверса из Европы, то, по данным Минэнерго Украины, тут максимум — около 60 миллионов кубометров в сутки. Однако стоит учитывать, что, во-первых, купить в Европе Киев сможет только «лишний» газ, а пока неизвестно, насколько суровой окажется зима. В мае, к примеру, выяснилось, что Польша вслед за Венгрией прекратила реверсные поставки газа на Украину. Во-вторых, глава Минэнерго Александр Новак еще в апреле говорил о том, что Россия может выдвинуть правовые претензии в связи с такими поставками.
В целом же в 2014 году Украина нарастила импорт газа из Европы на 59 процентов — до 5,1 миллиарда кубометров, в основном за счет Словакии. Из Польши и Венгрии на Украину было импортировано 0,9 и 0,6 миллиарда кубометров газа соответственно. «Газ из Словакии, которым сейчас Киев наполняет свои хранилища, по сути, российский реверс, то есть концептуально для Украины мало что меняется, — рассказала «Ленте.ру» старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова. — Этот реверс обходится Киеву на 15-30 долларов за тысячу кубометров дороже, чем если бы газ шел напрямую из России».
Вариант покупки энергоносителя напрямую у независимой стороны на Украине также обсуждался. В частности, глава Минэнерго сообщал о заинтересованности Киева в закупках газа у Казахстана. Но признал, что этому придется вернуться позднее, поскольку есть сложности с транзитом топлива. Аналогичная ситуация и с проектом транспортировки газа из Туркмении через Казахстан.
В настоящее время на казахстанской территории действуют два магистральных газопровода: Казахстан — Китай и Туркмения — Китай. В 2007 году представители Москвы, Астаны и Ашхабада подписали совместную декларацию о строительстве Прикаспийского трубопровода для перекачки туркменского газа через Россию в Европу. В 2010 году проект был заморожен до тех пор, пока в европейских странах не вырастет спрос на топливо. Кратчайший путь для поставок газа из Казахстана на Украину пролегает через Ростовскую область.
Глава Минэнерго Украины, ссылаясь на информацию профильных компаний, сообщал о возможном увеличении собственной добычи газа на миллиард кубометров за два года. Сейчас на Украине добывают около трех миллиардов кубометров в год. Причем добыча, по словам министра, «близка к убыточной».
Учитывая эти обстоятельства и богатый опыт обеих сторон в решении газовых вопросов прошлых лет, с большой вероятностью можно предположить, что ситуация с соглашением о поставках будет развиваться по прошлогоднему сценарию. Те же разногласия по цене, заявления о покупке газа из других источников, взаимные претензии сторон по вопросам, касающимся транзита и оплаты. И, скорее всего, потребуется не один раунд переговоров, прежде чем стороны найдут компромисс. Украинская сторона вряд ли откажется от требований снизить цену. Россия стоит на своем. Так, 1 июля глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что холдинг не вносил и не будет вносить изменений в механизм ценообразования для поставок на Украину до конца 2019 года. Обоснование украинской стороны своего желания зафиксировать цену вполне адекватное, только оно запоздало на два-три года, говорит Анна Бодрова. «Отношения между сторонами слишком напряжены — поэтому привлекается третья сторона, но даже это вряд ли поможет выбить существенный дисконт на газ», — уверена она. «Газпром», по ее мнению, готов продавать топливо по цене 247 долларов за тысячу кубометров, и в эту стоимость входит скидка в 40 долларов — за год энергоносители изменились в цене. Киев хочет покупать газ не дороже 200 долларов за тысячу кубометров, то есть настаивает на дисконте более чем в 30 процентов. Такие цены не позволит установить даже текущая рыночная конъюнктура, считает эксперт «Альпари». «Скорее всего, "Газпром" будет настаивать на своей цене, потому что очередное снижение ставки может больно ударить по финансовому состоянию российского газового монополиста», — подытожила Бодрова.
«Если рассуждать логически, у Киева есть основания требовать скидку, в том числе с привлечением третьей стороны. Действительно, транспортировка газа в Украину намного дешевле, чем в ЕС, но цена на газ для Киева выше, чем для некоторых европейских стран, покупающих российское топливо», — отмечает член независимого экспертного центра «Общественная Дума», адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. Однако эксперт считает избыточным украинское требование урезать цену до 200 долларов за тысячу кубометров.
В целом же эксперты ожидают долгого переговорного процесса с привлечением европейских посредников, взаимных обвинений, громких заявлений и все, что обычно сопутствует обсуждению Россией и Украиной цены на газ. А ближе к отопительному сезону или сразу после его начала стороны придут к соглашению и могут установить цену на уровне второго и третьего квартала этого года (247,18 доллара). «Маловероятно, что Украина добьется большего, если не увеличит объемы закупок газа у России. Но пока нет оснований полагать, что Украина на это пойдет», — считает Сергей Литвиненко.
Теоретически усложнить и без того непростые переговоры могут судебные тяжбы между «Газпромом» и «Нафтогазом», ведущиеся еще с прошлого года. Однако эксперты считают, что вероятность этого невелика. «Тут нужно, чтобы для одной из сторон была угроза какого-либо невыгодного для нее судебного решения. На данном этапе это не предвидится, хотя и не исключено», — считает Сергей Литвиненко.
Пока же, судя по последним заявлениям украинской стороны, Киев разыскивает миллиард долларов, с которым, как сообщил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, можно будет достичь «нормальный уровень запасов газа в ПХГ». «За эти средства мы сможем купить порядка 4 миллиардов кубометров. Тогда параллельно с внутренней добычей и теми ресурсами, которые есть у "Нафтогаза", мы должны выйти на уровень, близкий к целевому», — цитирует главу украинской компании «Прайм». По словам министра энергетики страны, ресурс в объеме 1 миллиарда долларов на закачку газа в ПХГ может быть предоставлен под гарантии государства. «В бюджете такая гарантия была запланирована. Все инструменты для этого есть, вопрос — получить ликвидность», — сказал министр. Впрочем, вся эта ежегодная газовая эпопея как раз в ликвидность и упирается.