Бывший СССР
15:46, 23 июля 2015

В ожидании кредита Почему МВФ не торопится с финансированием Украины

Сергей Фареник (профессор кафедры «Государственного управления и права» МГИМО (У) МИД России, посол Украины в Германии в 2003-2005 гг)
Фото: Алексей Вовк / РИА Новости

24 июля Украину ждет технический дефолт, если она не выплатит купон на 120 миллионов долларов по еврооблигациям. Однако только 31 июля МВФ может рассмотреть вопрос о выделении второго транша кредита, так необходимого стране. С чем связано столь пренебрежительное отношение кредиторов к Украине? «Лента.ру» разбиралась в особенностях взаимоотношений Украины и МВФ.

Переговоры о предоставлении Украине очередного транша кредита МВФ, к сожалению, пока никак не улучшили ситуацию в стране. Проблема в том, что политические и экономические реформы, которые навязывает МВФ, служат интересам не кредитуемого государства, а интересам государств, контролирующих МВФ (США, Германии, Японии, Великобритании, Франции). Уже сейчас преобразования в налоговой, социальной, образовательной и других сферах становятся причиной усиления недовольства населения Украины и вызывают массовые беспорядки.

По данным Государственной службы статистики Украины, номинальный ВВП за І квартал 2015 года составил 367 577 миллионов гривен. Реальный ВВП по сравнению с I кварталом 2014 года (в постоянных ценах 2010 года) — 82,8 процента, а по сравнению с ІV кварталом 2014 года, с учетом сезонного фактора — 94,7 процента. Индекс промышленной продукции в январе — июне 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года — 79 процентов. Упал и объем сельскохозяйственного производства — одного из основных источников экспортной выручки Украины. Его индекс в январе — июне 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года — 90 процентов.

Значительно снизилась и покупательная способность населения. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года составил всего 74 процента.

На Украине официально зарегистрированы 443,9 тысячи безработных, из которых лишь 352,9 тысячи получают пособие средним размером в 1221 гривну. Эти данные не учитывают латентную безработицу, трудоспособных учащихся и студентов, индивидуальных предпринимателей, женщин, находящихся в декретном отпуске, и других фактически безработных украинцев.

Кредитное ярмо

Украине для преодоления кризиса необходимы значительные средства. МВФ в свою очередь не планирует превышать порог в две трети от общего объема обещанной финансовой помощи Украине из-за значительной угрозы дефолта, обострения военного конфликта и увеличения военных расходов. Выдвигаемые же МВФ требования к Украине как к заемщику носят скорее политический, нежели экономический характер. План по предоставлению помощи был заменен с программы stand by на программу расширенного финансирования, рассчитанную для стран с более устойчивой экономикой. Суммы этого кредита явно недостаточно для восстановления экономики страны. Такой кредит — это не помощь, а скорее инструмент усиления зависимости Украины от источников внешнего финансирования.

Получая от МВФ средства, Украина принимает на себя обязательство выполнять достаточно жесткие условия. МВФ получает контроль над экономической политикой страны и направляет ее в интересах своих главных кредиторов. Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, улучшит ли Украина свое экономические положение или будет вынуждена просить очередной кредит. Как показывает опыт Греции, реальные последствия использования кредитов МВФ и навязываемых им реформ значительно отличаются от декларируемых.

Уместно в данном случае будет вспомнить и драматичную историю взаимоотношений МВФ и России. Начиная с 1992 года, Россия воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 миллиардов долларов. Первая программа помощи России при поддержке МВФ, принятая 1 апреля 1992 года, не была реализована полностью, поскольку не были выполнены главные условия этой программы — удержание дефицита госбюджета в пределах до 5 процентов ВВП и темпа инфляции менее 10 процентов. Аналогичная судьба постигла и «токийский пакет» помощи России, принятый МВФ в июле 1993 года.

В марте 1996 года МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов, который подлежал использованию в течение трех лет. В качестве условий кредитования были выдвинуты сверхжесткие условия: сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2 процентов ВВП; снижение инфляции — до 6,9 процента в год; ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; введение пониженного таможенного обложения импорта; снятие ограничений на импорт алкоголя. Результатом использования этого кредита МВФ и попыток России выполнить его кабальные условия стали события 17 августа 1998 года, когда страной был объявлен дефолт по внутреннему государственному долгу и установлен 90-дневный мораторий на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков. Произошла обвальная девальвация рубля и кредитный пакет помощи России от МВФ был в очередной раз заморожен.

Учитывая современное состояние украинской экономики, нарастающий политический кризис, усиление расслоения украинского общества и увеличение военных расходов, нет уверенности в том, что предоставление кредитов от МВФ и других международных финансовых организаций помогут справиться с бюджетным дефицитом, предотвратить фиаско программы помощи МВФ и спасти Украину от дефолта.

Это понимают и многие украинские политики. Не зря Верховная Рада в последнее время так затягивала принятие законопроектов, касающихся внесения изменений в нормативно-правовые акты в сфере коммунальных услуг, о снятии моратория на принудительную реализацию имущества должников «Нафтогаза», об изменениях в банковском секторе и других, несмотря на риск неполучения второго транша программы МВФ и бюджетных кредитных линий Всемирного банка и связанных с ними средств.

На прошлой неделе большая часть этих законопроектов была принята депутатами, однако это вызвало новый раскол среди украинских политиков.

Гадалок не нужно, чтобы предсказать негативные последствия очередного навязанного МВФ законопроекта о лишении налоговых льгот производителей сельхозпродукции. Из-за климатических условий сельскохозяйственная деятельность на Украине и без того является высокорисковой. Крупный бизнес, задействованный в этой сфере, позволяет распределять риски между различными сегментами отрасли, между различными игроками. Согласно данным Государственной фискальной службы Украины, около 3 процентов предприятий обрабатывает половину площадей сельскохозяйственных угодий. Без льгот производить сельскохозяйственную продукцию будет просто невыгодно, крупный бизнес перейдет в другие, более выгодные отрасли, и стране придется покупать еду у своих европейских соседей, лишенных российского рынка из-за эмбарго.

Греческое зеркало для Украины

Ситуация в Греции наглядно показывает, к чему приводят навязанные МВФ реформы. Всего за несколько лет из страны, экономика которой показывала устойчивый рост, Греция превратилась в жалкого банкрота-попрошайку, лишенного права на собственное мнение.

Всего Греции было предоставлено международных кредитов на сумму около 240 миллиардов евро, не считая процентов. Условием кредитования Греции, как и Украины, было обязательство проводить выгодные основным контролирующим МВФ странам, а не Греции, структурные реформы, направленные на увеличение доходной части бюджета без учета потребностей реального сектора экономики и интересов населения. Результат реформ — значительное ухудшение экономической ситуации, многократное снижение уровня жизни населения, увеличение государственного долга до 175 процентов ВВП.

Попавшись на финансовую удочку МВФ, Украина рискует повторить судьбу Греции с еще более пессимистическим сценарием. У Украины нет таких историко-культурных политических и экономических связей с Европой и устойчивого среднего класса с высокой деловой активностью, как в Греции. Ну а в Греции нет такого политического кризиса и гражданской войны, как на Украине.

Предлагаемые МВФ реформы разрушают сложившиеся экономические и политические связи Украины, лишают ее основных покупателей производимой в стране продукции, в частности России и других стран постсоветского пространства, а также имеющихся конкурентных преимуществ в своем сегменте. Достаточно сказать, что за январь — май 2015 года основными покупателями украинских товаров были по-прежнему Россия (экспорт на сумму 1 868 629,3 тысячи долларов США), Китай (экспорт на сумму 1 140 379,8 тысячи долларов США) и Турция (экспорт на сумму 1 150 509,8 тысячи долларов США). Для сравнения — экспорт украинских товаров в США составил лишь 209 887 тысяч долларов США.

Невыполненные обещания

Украина сотрудничает с международными финансовыми организациями с 1993 года, когда стартовала программа МВФ «Механизм финансирования системных преобразований». И еще ни одна обещанная ей программа не была полностью выполнена. Уже второй раз за последние 15 лет активизируется процесс реструктуризации внешнего долга. Вина же за невыполнение условий МВФ полностью возлагается на Украину, где навязанные МВФ нововведения не приживаются — просто не работают в силу исторических и культурных особенностей украинского общества.

Подписанная Украиной в 2015 году программа МВФ EFF (после фиаско программы stand by 2014 года) на 17,5 миллиарда долларов рассчитана на четыре года. Украина получает кредит в 25 миллиардов долларов и возможность облегчить платежный баланс за счет экономии на выплате внешних долгов на сумму около 15 миллиардов долларов.

Украина покорно выполнила практически все требования Международного валютного фонда для получения второго транша в рамках программы расширенного финансирования. Однако ни кредитов, ни улучшения экономической и политической ситуации на Украине пока не видно.

В начале июля президент Украины Петр Порошенко издал указ №398/2015 о признании утратившими силу некоторых актов, касающихся вопроса интеграции Украины в ЕС, подписанных с 1996 по 2011 год. Была утверждена Стратегия устойчивого развития «Украина-2020» и Стратегия национальной безопасности Украины, в очередной раз закрепившие стремление Украины к интеграции с Евросоюзом.

Однако эти новые стратегии не учитывают тот факт, что страна начала испытывать значительные экономические трудности задолго до гражданской войны в Донбассе. Население утратило доверие к национальной валюте, теневая экономика расширялась.

Глубокие структурные проблемы привели к обострению политического и экономического кризиса, негативным социально-экономическим показателям даже для стран с переходной экономикой. В связи с этим направленная на преодоление текущего кризиса на Украине программа правительства страны обязательно должна предусматривать необходимые и эффективные меры для развития реального сектора экономики, борьбы с бедностью населения.

Необходимо инвестировать не в братоубийственную войну, а в развитие образования, науки и здравоохранения. Однако подобных программ МВФ Украине не предлагает. Полученные от МВФ деньги способны лишь продлить агонию украинской экономики на непродолжительное время.

< Назад в рубрику