Россия
15:05, 25 июля 2015

Кототерапия против кризиса Мода на котокафе пришла в Россию

Тимофей Шевяков
Фото: Waltraud Grubitzsch / ZB / Global Look

Официальная история кошачьих кафе, или котокафе, как их сейчас чаще называют, насчитывает около 17 лет: в 1998 году в Тайбее (Тайвань) открылось первое подобное заведение под названием «Кошачий сад». Однако позже пальму первенства стали оспаривать жители Вены.

Согласно городской легенде, первое кафе, где можно было не только выпить кофе, но и почесать кота, появилось в столице Австро-Венгрии летом 1912 года. Предание гласит, что постоянными его посетителями были такие завзятые фелинофилы, как Владимир Ульянов-Ленин, Густав Климт и Зигмунд Фрейд. А вот Сталин и Гитлер, жившие в то время в Вене, котов не любили и предпочитали другие венские заведения. С началом Первой мировой войны первое кошачье кафе закрылось, а пушистый персонал был пожертвован патриотичным владельцем государству — для изготовления меховых стелек в армейскую обувь.

Спустя семь лет после появления котокафе на Тайване, пользовавшегося большой популярностью не только у местных жителей, но и у японских туристов, в 2005 году открывает двери «Кошачий магазин» в Осаке, после чего Японию накрывает настоящий кошачий бум. Причина проста: жители японских городов, как правило, не имеют возможности завести домашнего питомца, а желание почесать кота за ухом никуда не девается. За прошедшие десять лет в Японии открылось около восьмидесяти кошачьих кафе, причем некоторые из них — специализированные. Есть кафе с черными кошками, есть — с толстыми или породистыми котами. Вслед за котокафе в Японии стали появляться заведения с кроликами, совами и даже козами.

Первое российское (оно же — первое в Европе) кошачье кафе «Республика кошек» открылось в Санкт-Петербурге 8 июня 2011 года, в день петербургских котов. Оно было создано Анной Кондратьевой, ветеринаром «Клуба друзей котов Эрмитажа», и работает по сей день. «Для меня "Республика кошек" — это все-таки не совсем бизнес, скорее социальное приложение к основному бизнесу — ветеринарии, — говорит хозяйка «Республики кошек». — Наше кафе стало альтернативой приюта, витриной, благодаря которой у животных появляется шанс обрести новый дом. Ежегодно мы находим дом нескольким сотням животных». По словам Анны Кондратьевой, кошки и коты — лучшие антидепрессанты.

«На днях мы справляли очередную свадьбу, — молодожены познакомились в стенах нашего котокафе», — рассказывает Анна. Помимо кототерапии в самом кафе, коты-«республиканцы» регулярно выезжают в лечебные заведения — больницы, хосписы, дома престарелых, — и там результат очевиден. Кстати, интересный факт: в «Республике» живут несколько котов из Эрмитажа. Кроме того, совместно с главным российским музеем и «Клубом друзей котов Эрмитажа» котокафе регулярно раздает котят «дворцового» происхождения.

В 2013 году мода на кошачьи кафе одновременно пришла и в Европу, и в Россию: открылись «Кафе Неко» в Вене, «Гатотека» в Мадриде, «Кошачье кафе» в Париже и пять кафе в российских городах. Вторым по «старшинству» среди отечественных котокафе стал саратовский «Мурр-градъ», открывшийся в марте 2013 года. Однако просуществовало оно меньше года, уже в январе 2014 прекратило работу. «Я рассматриваю вариант продажи котокафе "Мурр-градъ": мебель, часть техники, кошки, сайт и группы в соцсетях, база клиентов и партнеров, разработанные логотип, бланки и проч. Всему научу, все объясню», — писал владелец заведения. Увы, желающих за полтора прошедших года так и не нашлось. Той же весной 2013 года релакс-кафе «Кот по соседству» открылось в Казани, но просуществовало лишь полгода. Впрочем, его владельцы не отчаиваются и собираются реанимировать проект уже в сентябре текущего года, на сей раз совместно с владельцами самарского котокафе.

«Cat House» в Перми открылся 1 октября 2013 года и продержался меньше года, закрывшись в августе 2014-го. Как пояснили владельцы кафе, причины закрытия — финансовые: проект оказался нерентабельным. По словам хозяйки питерской «Республики кошек» Анны Кондратьевой, котокафе хорошо работает только как приложение к основному бизнесу. Дело в том, что кошачьи кафе работают по модели «антикафе», то есть гости платят лишь за время пребывания, а чай и кофе предоставляются бесплатно. Кроме того, санитарные нормы не допускают присутствия животных в помещениях, где готовится еда. Также нельзя в котокафе продавать алкоголь. Исключение из правил — кафе «Солод» в Москве, которое, однако, никогда не позиционировалось как котокафе, хоть и фигурировало в этой категории в прессе и в телевизионных сюжетах. Впрочем, заведений общепита, по которым бродят прикормленные поварами коты, по России довольно много, но заявлять о себе как о которесторанах, котохинкальных или которюмочных они не торопятся.

Если же вернуться к экономической модели кафе, несложно подсчитать, что умеренная плата за общение с хвостатыми (от 200 до 500 рублей в час в «Республике кошек», 200 рублей в час — в красноярском «Кис-кисе», от трех до семи рублей за минуту в «Котиках и людях») даже при стопроцентной наполняемости дохода принести не может. Кстати, «Кис-кис» в Красноярске, открывшийся в ноябре 2013 года, в отличие от других российских котокафе существует до сих пор, в первую очередь по той причине, что владельцы не рассматривают его как бизнес.

В 2014 году в России открылось лишь три котокафе: «Кошкин дом» в Екатеринбурге принял первых посетителей в январе, самарский «Murzik» — в мае и ижевский «Мяулэнд» — в конце ноября. Впрочем, снижение темпов не означает спада моды, просто сама по себе модель антикафе или тайм-кафе сейчас более понятна в городах-миллионниках, следящих за общемировыми трендами, а в обычных региональных центрах народ чуть более консервативен. Действительно, как это так — платить поминутно, да еще и за то, чтобы погладить Мурку или Ваську, которые бесплатно шастают по дворам. «У нас каждый второй человек дома держит кота или кошку, поэтому люди не понимают, зачем платить деньги за то, чтобы погладить животных. К котам все относятся как к обыденному явлению», — говорит хозяйка екатеринбургского котокафе Алена Смоленцева. Кафе из-за высоких расходов — не в последнюю очередь связанных с декабрьским кризисом — закрылось в феврале текущего года.

Однако, как выяснилось, кризис котам не то чтобы помеха: спрос на заведения, где можно расслабиться и отдохнуть без алкоголя, но в обществе мохнатых антидепрессантов, ощутимо вырос. Первая в стране «Республика кошек» расширила свою территорию и перешла на предварительное бронирование мест, поскольку желающих посетить кафе оказалось слишком много. В марте текущего года открылись «Мурляндия» в Кирове и «Котейка» в Иркутске, в апреле — «Котики и люди» в Москве и «Территория кошек» в Гатчине — первое кафе не в региональном центре. Готовятся к открытию осенью второй «Murzik» в Казани (бывший «Кот по соседству») и «Время котиков» в Томске.

«Антистрессовый эффект от общения с животными известен давно — именно ему мы обязаны появлением иппотерапии, канис-терапии, реабилитационных мероприятий в дельфинариях, даже обычным контактным зоопаркам, которые стали очень популярны в последние годы. Кототерапия — явление того же порядка, и неудивительно, что Россия переняла японскую тенденцию к открытию котокафе», — считает екатеринбургский психолог Елизавета Балабанова. «Почему именно кошки? Причин много — во-первых, кошка является для большинства людей символом тепла и домашнего уюта. В условиях кризиса и растущего социального напряжения у людей вполне может возрастать потребность в ласке, тепле, особых эмоциях, возникающих при контакте с животным. Контакт с кошками — это, разумеется, не лекарство от депрессии, но неплохой способ снять лишнее напряжение и избавиться от стресса», — замечает она.

До японских показателей по котокафе России пока далеко, но владельцы заведений не опускают руки. Осенью они собираются совместными усилиями отметить одну из самых важных для них дат — 270-летие появления в Петербурге казанских котов, ставших официальными родоначальниками придворных котов Зимнего дворца, а позднее и Эрмитажа.

< Назад в рубрику