Курс доллара преодолел психологически важную отметку в 60 рублей, а днем ранее евро превысил 66 рублей. Продолжающееся падение рубля вызывает беспокойство россиян, ведь зарплаты в пересчете на доллары резко сократились. Однако эксперты отмечают, что нынешний курс возвращает зарплаты и цены к справедливому уровню.
Снижение курса национальной валюты, как правило, выгодно экономике, ориентированной на экспорт, поскольку выручка экспортеров увеличивается при сохранении уровня издержек. Нередки случаи, когда финансовые власти в разных странах стараются искусственно занизить курс своей валюты, чтобы поддержать местных производителей. Типичный пример — Китай. Однако нынешнее падение рубля несет больше минусов, чем плюсов.
«Это невыгодно для российской экономики, — считает директор аналитического департамента инвестиционной компании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. — Это говорит о нестабильности рубля, который с 20 мая упал на 20 процентов, что скажется на потреблении и банковском секторе».
По словам эксперта, банкам в нынешней ситуации придется нести большие расходы на выплаты процентов по валютным вкладам. Это может стать серьезной нагрузкой на кредитные учреждения с учетом того, что вклады в иностранной валюте занимают примерно четверть всего объема вкладов. В то же время спрос на доллары и евро будет расти: граждане захотят обезопасить свои сбережения.
«Снижение реальных располагаемых доходов населения отразится на способности обслуживать кредиты. А это, в свою очередь, приведет к ухудшению качества портфелей. В этой ситуации следует ожидать роста банкротств и отзывов лицензий у банков», — предупреждает Крылов.
Также, по мнению эксперта, следует ожидать увеличения числа безработных в стране. К нынешним четырем с лишним миллионам могут прибавиться еще сотни тысяч. В основном сокращения штатов ждут отрасли, завязанные на импорт: торговля, массмедиа, финансовые услуги. Уже сейчас около четверти общего числа безработных граждан не могут найти место более года, а это довольно тревожный показатель. Дополнительный доход от экспорта не компенсирует потерь, считает аналитик.
Можно ли определить, насколько текущий курс рубля определяется чисто экономическими параметрами? Завышен он или занижен в результате, скажем, неких спекулятивных действий или неоправданных ожиданий тех или иных участников рынка? Российская валюта находится в сильной зависимости от цен на основной экспортный ресурс страны. Поэтому оценить адекватный уровень курса довольно просто: нужно разделить экспортную стоимость барреля нефти в рублях (сегодня это примерно 3600 рублей) на стоимость нефти Brent в долларах (почти 53 доллара). Таким образом получается около 68 рублей за доллар — это и есть справедливый курс рубля к доллару. Получается, что нынешний курс в 60 рублей за доллар, который изрядно взволновал российских граждан, еще не достиг своего настоящего уровня.
«При нынешних ценах на нефть все возвращается на свои места, — отмечает начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. — Лет десять назад зарплата 2000 долларов чистыми в России считалась очень хорошей, а в последнее время за эти деньги кандидаты на работу даже разговаривать с работодателями не хотели. Это при том, что производительность труда в России за данное время совсем не выросла».
Эксперт отмечает, что в странах Европы зарплата 2000 долларов по-прежнему считается вполне приличным доходом. Это, по его мнению, указывает на дисбаланс валютных курсов, возникший в результате высоких цен на энергоносители. «Нынешний курс адекватен уровню нашей производительности труда, — считает Шеин, — в дальнейшем мы можем увидеть курс и 65 рублей за доллар, и даже еще выше».
Скажи мне, сколько добывают нефти, и я скажу, что будет с рублем. Это уже могут сказать не только аналитики, но и простые граждане. А тем временем никаких надежд на сокращение добычи и, соответственно, рост нефтяных цен не предвидится.
На это указывал 27 июля министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Мы видим, что сейчас происходит снижение [цен на нефть]: сейчас 54 [доллара] текущая цена барреля нашей нефти, среднегодовая — 57 [долларов за баррель]. Если динамика [цен на нефть] будет такой же — сохранится 57 [долларов за баррель] или около того, то и курсовые соотношения будут примерно такими, как мы наблюдаем сегодня».
Максим Шеин оценивает перспективы динамики цен пессимистично. «Интересная особенность наблюдается в последнее время: если раньше при падении цен ОПЕК собиралась, ее функционеры проводили некие словесные интервенции и снижали квоты, то теперь руководители стран-нефтеэкспортеров говорят о сохранении, а то и об увеличении добычи». Эксперт отметил, что складывается впечатление, что нефтедобывающие страны пребывают в уверенности, что нефтяные цены вырастут. «Рост экспорта был бы оправдан, если бы намечался какой-то новый источник энергии, способный вытеснить с рынка нефть. Тогда производителям останется только как можно быстрее распродать имеющиеся запасы, чтобы выручить хоть сколько-нибудь», — объясняет он.
Признаков крупных инвестиций в проекты по новым источникам энергии мы тоже не наблюдаем. Так что рассчитывать на укрепление рубля в будущем не приходится. Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка предсказывал шок на валютном рынке в четвертом квартале. То, что происходит сейчас, еще не шок. То ли еще будет.