Исследовательская группа дайверов обнаружила в территориальных водах Швеции старую затонувшую субмарину с кириллическими надписями на корпусе. С большой степенью вероятности ее идентифицируют как подлодку «Сом» Российского императорского флота, погибшую в этих водах почти 100 лет назад.
Шведская организация дайверов-любителей Ocean X Team распространила сообщение о том, что у восточного побережья Швеции, в территориальных водах (на расстоянии около 1,5 миль от берега) обнаружена маленькая неизвестная субмарина, на корпусе которой видны кириллические буквы.
Это тут же вызвало приступ паранойи у неосведомленной публики, немедленно связавшей находку с осенними скандалами 2014 года, когда шведский флот активно ловил в своих водах гипотетический российский подводный аппарат.
Однако изучение фотографий лодки, представленных дайверами, неожиданно показало, что с высокой степенью вероятности на дне в шведских водах лежит подлодка Российского императорского флота «Сом», пропавшая в мае 1916 года. На это указывают характерные детали, обводы ограждения рубки и, собственно, та самая кириллическая надпись.
Нынешняя находка — не сенсация: шведские дайверы уже видели этот корпус в 2011 году, и уже тогда предположили, что это «Сом». Однако полученные снимки, где четко видны буквы «…МЪ» на корпусе, позволяют почти уверенно утверждать, что перед нами именно «Сом».
«Сом» — лодка во многом удивительная. Относившаяся к первому поколению строевых субмарин отечественного флота, она к моменту своей гибели безнадежно устарела, несмотря на отличные эксплуатационные характеристики и хорошую мореходность. Зато «Сом» успел послужить сразу на трех российских флотах.
Изначально это американская лодка Fulton, построенная в 1901 году фирмой Джона Голланда в инициативном порядке. Промышленники хотели продемонстрировать лодку и найти на нее покупателя.
С 1903 года к лодке присматривались российские моряки. Но только в 1904 году, сразу после начала Русско-японской войны, Невский завод, представлявший интересы Голланда в России, получил от морского ведомства заказ на постройку пяти подводных лодок. Fulton перевезли в Россию, назвали «Сом», после чего по его образцу в 1904-1907 годах на отечественных верфях построили еще шесть лодок «рыбьей» серии.
«Сома» разобрали, доставили в Кронштадт пароходом в июне 1904 года (для соблюдения секретности груз именовался «паровым котлом»), и к сентябрю собрали и опробовали. В ноябре лодку погрузили на специально сконструированную железнодорожную платформу и отправили на Дальний Восток, где шла война. Торпеды, однако, задержались и попали во Владивосток только к апрелю 1905 года.
После войны с Японией «Сом» вместе с другими малыми субмаринами, перевезенными на Дальний Восток, служил на Тихом океане. В декабре 1914 года в связи со спокойной обстановкой и наладившимися отношениями с Японией подлодку было решено отправить на Черное море. «Сом» ходил в прибрежные дозоры у Балаклавы, потом его перевели в Одессу.
Летом 1915 года флот решил, что заслуженный аппарат (уже сильно устаревший) нужен ему на Балтике. Субмарину опять перевезли на железной дороге — на третий флот, к месту последней службы.
Лодка базировалась в Мариенхамне, на Аландских островах, и с осени 1915 года ходила в дозоры в южную часть Ботнического залива.
В мае 1916 года «Сом» находился на обычном дежурстве в окрестностях Оландсгафа (Аландское море). С апреля 1916 года командовал лодкой лейтенант Хрисанф Бугураев — представитель донского казачества на подплаве. Вместе с ним в тот раз в море вышли еще 17 человек.
В 4 часа утра 10 (23) мая «Сом» встретил в море небольшой пароход Angermanland тоннажем 645 брутто-регистровых тонн, принадлежавший шведской судоходной компании Stockholms Rederi AB Svea.
Дальше версии разнятся. В российских источниках принято указывать, что шведский пароход преднамеренно протаранил «Сома». На чем основано это эмоциональное утверждение, сказать трудно. Скорее всего, это связано с аналогичным случаем, произошедшим чуть позже, 9 июня 1916 года, когда другой шведский пароход попытался таранить российскую подлодку «Волк» и смял ей поднятые перископы.
Очевидцы с борта шведского судна говорят, что лодка шла параллельно курсу парохода на дистанции около 150 метров, а потом пошла наперерез. Полагая, что подводники готовятся остановить и досмотреть судно на предмет контрабанды (то есть грузов, перевозимых в Германию), капитан отдал приказ остановиться. Лодка убрала перископ, поднырнула под судно, после чего шведские моряки почувствовали удар о подводную часть корпуса.
Сразу после Второй мировой войны лодки, бывало, поднимали, чтобы перезахоронить экипаж, но сейчас подводные лодки тех времен, обнаруженные на морском дне, без особых причин трогать не принято. Нередко их объявляют братскими могилами, устанавливают на их корпусах памятные таблички.
Скажем, осенью 2009 года шведы нашли возле острова Готска-Санден на глубине 100 метров еще одну жертву Первой мировой войны — российскую субмарину типа «Барс». Было объявлено, что лодку поднимать не станут, но в будущем подумают о том, не снять ли с нее торпеды, представляющие потенциальную угрозу. В том же году у Аландских островов группа шведских и финских дайверов обнаружила советскую лодку С-2. Ранее, в 1998 году, шведы нашли С-7, торпедированную финскими подводниками в 1942 году.
В любом случае подъем лодки считается компетенцией страны-собственника или хотя бы требует его одобрения и сотрудничества. Исключения делались тогда, когда лодка затапливалась в узостях, на фарватерах и мешала судоходству, а также при попытках заново ввести лодку в строй или изучить ее. Естественно, по возможности поднимались лодки, затонувшие в мирное время из-за аварий и инцидентов на море — для проведения расследования.
Бывали и особые случаи. Скажем, в июне 1919 года на Балтике эсминцы Красного Флота «Азард» и «Гавриил» повредили британскую субмарину L55. Лодку снесло на минное поле, где она подорвалась и затонула. В 1926 году ее случайно обнаружили при тралении, и в 1928 году подняли.
Представителям Великобритании были переданы тела 34 (по иным источникам — 38) британских подводников и их личные вещи. Форин-офис заявил протест, но тот повис в воздухе. Лодку изучили, отремонтировали и ввели в состав Балтфлота.
Или, например, гибель советского дизельного ракетоносца К-129 у Гавайских островов в марте 1968 года. В 1974 году США предприняли уникальную засекреченную операцию по подъему этой лодки (носителя стратегического ядерного оружия) с глубины 5,6 километра, для чего было задействовано специальное судно «Гломар Эксплорер». Поднять субмарину целиком не удалось: она разломилась, и «в руках» американцев осталась только носовая часть: первый, второй и часть третьего отсеков. Остальное легло обратно на грунт.
После подъема части корпуса лодки оттуда были извлечены тела шестерых советских подводников, которых похоронили в море со всеми почестями, включая исполнение гимна СССР (соответствующая кинопленка находилась в архивах ЦРУ и была официально показана на телевидении в 1992 году).
Советская дипломатия тогда заявила протест в связи с операцией «Гломар Эксплорера». СССР указал на факт «разорения братской могилы» и возмутился тем, что тела не были переданы на Родину. Ответ американцев был выдержан в лучших традициях крючкотворных пикировок холодной войны: а вы вообще признавали факт гибели своей лодки в море? Нет? Тогда вы тут ни при чем, лодка эта — ничейное имущество, а людей мы похоронили согласно морской традиции. На это Москве, не пожелавшей признать факт катастрофы, возразить было нечего.
Но это именно особые случаи. Скорее всего, если «Сом» и рискнут поднять (несмотря на внешнюю сохранность корпуса, говорить о состоянии металла преждевременно), останки членов экипажа передадут России. Несмотря на все перипетии XX века у подводников Российского императорского флота наверняка остались на родине родственники и потомки.
Сама же лодка — объект уникальный, памятник истории техники, и если ее состояние позволит — было бы правильно поднять ее в сотрудничестве со шведскими властями, отреставрировать и выставить в российском музее. Средства, которые на это потребуются, составят малую часть общих трат на «военно-патриотическое воспитание» и принесли бы в этом деле большую и несомненную пользу.