Россия
08:51, 31 июля 2015

Медведь на воеводстве Губернатор Меняйло сменил директора «Херсонеса» с ученого на священника

Георгий Олтаржевский
Сергей Меняйло
Фото: Анна Исакова / пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Прошло всего полгода с того момента, как власти Севастополя попытались подмять под себя национальный заповедник «Херсонес Таврический». И вот адмирал-губернатор Сергей Меняйло предпринял новую попытку — на сей раз в союзе с представителями православной церкви. На пост директора вместо ученого Андрея Кулагина руководитель города назначил благочинного севастопольского округа Сергия Халюту.

Еще месяц назад ситуация виделась иначе. С идеей губернатора об «объединенном музее» в Москве не согласились. «Лента.ру» писала об этом. Заповедник «Херсонес» как уникальный археологический памятник, входящий в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, приказали оставить в покое и даже запустили процесс перехода в федеральное подчинение, на что было специальное поручение президента страны.

После зимних пертурбаций наступила пора если не полного спокойствия, то взвешенного оптимизма. Жить было тяжело материально — сейчас средняя зарплата сотрудников составляет от 6 до 12 тысяч в месяц, но перспектива грядущего перехода на новый уровень согревала. Добавляло позитива и то, что новым директором стал Андрей Кулагин, ранее возглавлявший отдел подводных исследований музея. Свой, разбирающийся в проблемах, перспективный и вроде бы имеющий поддержку в городе: отец и дед были заметными и уважаемыми в Севастополе людьми.

Плитка раздора

Ситуация взорвалась неожиданно. Несколько недель назад губернатор заехал в Херсонес к настоятелю Владимирского собора отцу Сергию. Побеседовав с ним, звонком вызвал руководство музея к собору. Оказалось, что предмет разговора — плитка, точнее, желание настоятеля вымостить ею всю территорию вокруг собора. Возражения музейного руководства о том, что любые работы по закону возможны лишь через публичный тендер и должны быть согласованы с Управлением по охране памятников, а изменение ландшафта памятника ЮНЕСКО и вовсе подлежит особой процедуре, услышаны не были. Более того, губернатор вообще усомнился в том, что «Херсонес» входит в число памятников ЮНЕСКО. Употребляя привычный адмиральский лексикон, Сергей Иванович Меняйло объяснил, что его эта бюрократия не волнует и директор музея должен быть готовым взять на себя ответственность. При этом письменного приказа на работы губернатор не дал. Апелляция руководства музея к министерству культуры не сработала: губернатор немедленно достал телефон, вроде бы набрал номер Владимира Мединского, и министр (по словам Сергея Ивановича) разрешил ему действовать по своему усмотрению.

Однако директор музея проявил твердость, и как только начались земляные работы, написал письмо в Управление охраны объектов культурного наследия. Что и положено по закону. Следующим утром начальник означенного управления Виталий Савинчук и директор музея Кулагин были вызваны на адмиральский ковер. Савинчук на прямое нарушение закона не пошел и тут же написал заявление об уходе. Сейчас он в больнице с сердечным приступом. Директор музея получил письменный приказ, которому вынужден был подчиниться.

Позже, когда выяснились новые факты, удалось приблизительно реконструировать развитие событий. По слухам, гуляющим в городе, представители одного из российских банков, узнав о том, что президент назвал «Херсонес» святыней и «духовными скрепами», решили оказать ему посильную помощь. Пришли банкиры, естественно, к полномочному представителю президента в Крыму Олегу Белавенцеву и попросили его совета. После чего губернатор Меняйло вызвал настоятеля находящегося на территории заповедника Владимирского собора отца Сергия Халюту, с которым его связывают тесные отношения, и представил его как главного тут человека. Вот тогда и возникла идея замостить двор собора ко Дню святого Владимира. Тот факт, что под плиткой оказались трассировки древних памятников и элементы музеефикации, интереса ни у кого не вызвал. Далее представитель президента дал указание губернатору, а тот, взяв под козырек, поехал «строить» музейное начальство.

А потом наступил День памяти святого равноапостольного князя Владимира. Отмечать сей день православная общественность решила концертом звезд эстрады во главе с Ларисой Долиной. Естественно, в празднике участвовали многочисленные церковные иерархи и представители светской власти. Был дан пышный обед, затем публика поехала на концерт в Херсонес. Между делом адмирал-губернатор объявил директору музея Кулагину о том, что он уволен, и завтра сотрудникам музея будет представлен новый руководитель.

Адмирал в посудной лавке

Казалось бы, нельзя увольнять человека только за то, что он отказывается нарушать закон и старается честно выполнять свои обязанности. Но большое удивление вызвало известие о том, что новым директором музея-заповедника будет… настоятель Владимирского собора отец Сергей Халюта.

На следующий день, 29 июля, губернатор лично явился в музей, дабы представить коллективу нового начальника. Около полусотни сотрудников, а также руководители археологических экспедиций, работающие в городе и на хоре Херсонеса, собрались в одном из выставочных залов музея. Адмирала сопровождали помощники, несколько телекамер городских каналов, а также внушительный отряд в рясах. На вопрос о причинах увольнения директора губернатор ответил кратко: «Я так решил, и я имею на это право». Это был единственный аргумент. Зато по адмиральской привычке Сергей Иванович отчитал одного из сотрудников за неподобающую форму: «Я тут перед вами в костюме и галстуке стою, а вы в шортах и руки в карманах!»

О том, что кандидат наук и доктор Сорбонны специально приехал с раскопок, чтобы с ним пообщаться, губернатор не задумывался. И тут же заявил, что «религия испокон веков занималась наукой», вызвав неподдельное изумление у собравшихся специалистов. Ученый секретарь музея зачитала открытое письмо, в котором выражалось возмущение происходящим, но Меняйло это не впечатлило. «Это ваше дело», — бросил он. К просьбам одуматься, поступившим от представителей МГУ и «Эрмитажа», Меняйло тоже остался холоден. Отец Сергий молча потел. В итоге Меняйло, Халюта и их свита покидали зал под скандирование: «Позор! Позор!»

Как будут развиваться события дальше, пока неясно. Губернатор в разговоре с сотрудниками и в официальном интервью сайту правительства Севастополя заявил, что назначение согласовано с министерством культуры и Патриархом всея Руси Кириллом. Сам отец Сергий на прямой вопрос, есть ли у него благословение от патриарха, ответил, что нет, а пошел он на новую должность «по послушанию». «Это для вас развлечение, а для меня тяжкий крест», — со вздохом изрек отец Сергий. В Министерстве культуры, как оказалось, о переменах в «Херсонесе» тоже не знали. Министр Мединский в отпуске, а исполняющий его обязанности Владимир Аристархов не в курсе событий.

Скрепы и святыни

Есть немало вопросов к квалификации отца Сергия и законности его назначения. Из его биографии известно, что благочинный севастопольского округа в миру окончил медучилище, а позже — негосударственные религиозные учебные заведения: Одесскую духовную семинарию (экстерном) и Московскую духовную Академию (заочно) по специальности «Богословие». То есть высшего светского образования он не имеет.

В «Квалификационных характеристиках должностей работников культуры, искусства и кинематографии» указано, что директор (генеральный директор) обязательно должен иметь высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое). В том же документе сказано, что на момент назначения на руководящую должность, у кандидата должен быть стаж работы в музее не менее пяти лет. Понятно, что Халюта стажа не имеет вовсе, как и опыта музейной работы. В таких экстраординарных случаях назначение возможно только по рекомендации аттестационной комиссии, но она не собиралась и не проводилась. Очевидно, что это прямое нарушение закона.

Но и это не главное. Музей-заповедник «Херсонес Таврический» — уникальный памятник мирового значения. Это один из двух археологических объектов на территории России, включенных в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, это крупнейший научный центр, в котором работают археологи, нумизматы, реставраторы, антропологи, специалисты по палеозоологии и прочая, и прочая. К архивам музея обращаются ученые со всего мира, сюда приезжают археологи со всей России. Сложно представить во главе этого научного и культурного центра бывшего медбрата, а ныне священника.

Кстати, благочинный не собирается оставлять служение и намерен совмещать пост директора и пост настоятеля Владимирского собора. Здесь уже можно говорить о прямом конфликте корпоративного и государственного интересов. Церковь и музей давно спорят о принадлежности земель и зданий заповедника. Понятно, как будут развиваться события дальше, если Халюта останется директором. Херсонес неизбежно прекратит свое существование как научный и культурный центр, сохраняя лишь свое религиозное значение. Его никто не умаляет, но стоит ли идти на подобные жертвы?

Если священник пока уклончиво говорит о перспективах, то Меняйло и не скрывает, что собирается изменить вектор развития «Херсонеса», да еще и ссылается при этом на главу государства: «Президент Российской Федерации Владимир Путин назвал «Херсонес» сакральным местом для народа нашей страны. «Херсонес», откуда пошло Крещение Руси, письменность, объединение славянских племен, должно быть местом поклонным, паломническим».

Наукой губернатор, похоже, решил пренебречь. Непонятно, по каким причинам Меняйло по своему усмотрению начал распоряжаться судьбой памятника и научного центра мирового значения. Формально музей все еще в ведении города (процесс передачи в федеральное подчинение запущен, но саботируется на местном уровне), и увольнение директора действительно в компетенции губернатора, но здесь идет речь не о смене должностного лица, а о полном пересмотре концепции развития музея. Вряд ли Меняйло и даже Белавенцев вправе по своему усмотрению предпринимать столь радикальные шаги.

В этом есть явная подмена понятий. Получается, что собор XIX века — это святыня «Херсонеса», а находящийся под ним древний храм — нет. Городище, по которому ходили воины Владимира и которое пока не исследовано даже наполовину как археологический объект, тоже в разряд святынь не попадает. Железная палатка-ротонда в честь тысячелетия крещения — святыня, а купель, где, возможно, крестился князь и его дружина вроде как ни при чем, просто старые камни. Ну а античным памятникам на православной святыне и вовсе делать вроде бы нечего.

Хочется верить, что все произошедшее — лишь следствие некомпетентности местных чиновников. «Губернаторская власть хуже царской», говорят в Херсонесе. Похоже, только вмешательство федерального правительства может восстановить справедливость. А пока город бурлит, научная общественность страны в шоке, заграничные коллеги сочувствуют или злорадствуют. Сотрудники музея ждут решения Москвы и готовят публичные протестные акции. Впрочем, есть надежда, что до этого дело не дойдет.

Дозвониться в пресс-службу вечером в четверг, 30 июля, мы не смогли. На сайте правительства города висит новость по поводу назначения. В частности, в ней говорится: «Принятое решение он (губернатор — прим. "Ленты.ру") оценил как самый правильный вариант, учитывая определенные противоречия между музеем и храмом, находящимися на территории заповедника. Сергей Меняйло убежден, что Херсонес является не только музеем. (...) Аналоги, когда исторически значимыми, святыми местами управляют духовные лица, в России есть: Соловецкие острова, Сергиев Посад».

< Назад в рубрику