Экономика
08:53, 31 июля 2015

Не нужен нам рейтинг заморский Россия готовит замену для S&P, Moody’s и Fitch

Марат Селезнев
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В России стартовал новый амбициозный проект в сфере импортозамещения — в течение ближайших месяцев будет создано отечественное рейтинговое агентство. Его запуск был инициирован после того, как S&P, Moody’s и Fitch ухудшили оценки российской экономики. ЦБ надеется, что новая структура будет пользоваться авторитетом во всем мире. От агентства также ждут объективных рейтингов. Эксперты, в свою очередь, сомневаются, что оно сможет проводить независимую от государства политику.

Рейтинговый клинч

О необходимости создания авторитетного российского рейтингового агентства власти заговорили в начале 2015 года. Зимой «большая тройка» — Standard & Poors, Fitch и Moody’s — понизила оценки РФ. До сегодняшнего дня они остаются неизменными: BB+, BBB- и Ba1 соответственно. Все эти рейтинги (за исключением Fitch) — ниже инвестиционного уровня. Иными словами, агентства не рекомендуют вкладывать деньги в нашу страну.

Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что драматизировать ситуацию не стоит. Экономика России, по его словам, обладает сильными сторонами — маленьким госдолгом и крупными резервами. А премьер-министр Дмитрий Медведев вообще назвал решения агентств «политическим инструментом в чистом виде».

В общем, был сделан вывод — нам нужна своя компания, которая была бы в состоянии давать справедливые оценки. Импортозамещение дотянулось и до этой сферы.

Домашний рейтинг

24 июля Центробанк объявил о запуске проекта по созданию нового агентства. Процесс возглавит вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова (ранее работала в Standard & Poors). По мнению регулятора, российский рынок нуждается в сильной рейтинговой компании, которая бы пользовалась авторитетом как у отечественных, так и у иностранных инвесторов. Капитал организации составит 3 миллиарда рублей. Его планируется распределить между банками, страховщиками, управляющими компаниями в равных долях (максимум — 5 процентов). Агентство заработает в четвертом квартале 2015 года.

Примечательно, что в РФ на данный момент действует несколько рейтинговых агентств: RAEX, RusRating, НРА, AK&M. Они присутствуют на рынке уже 10-20 лет и, по сути, занимаются тем же, чем и «большая тройка» — анализируют устойчивость компаний и их возможность исполнять свои обязательства. Тем не менее, было принято решение о создании новой структуры с нуля.

Замминистра финансов России Алексей Моисеев пояснил «Ленте.ру», что новый закон о рейтинговых агентствах (подписан президентом 14 июля) налагает на эти организации «серьезные и дорогие» требования. И пока ни одна из них в полном объеме данные требования не выполняет. При этом документ предусматривает переходный период, чтобы существующие компании могли приспособиться к новой реальности. «Однако в условиях санкций необходимо срочно запустить механизм рейтингования на новом качественном уровне. Для этого и создается новое агентство», — подчеркнул он.

Вполне очевидно, что эта организация столкнется с двумя классическими трудностями. Во-первых, ей будет трудно избежать конфликта интересов (как объективно рейтинговать тех, кто тебе платит?). Во-вторых, ей придется долго и упорно завоевывать авторитет (как можно верить агентству, которое только-только появилось на свет?). Избавиться от перечисленных проблем полностью не получилось ни у кого.

Война за независимость

Готовность войти в капитал новой структуры «Ленте.ру» подтвердили в нескольких банках. В пресс-службе ВТБ сообщили, что финансовая организация примет участие в создании рейтингового агентства. Представитель банка отметил, что актуальным проект стал после того, как западные компании заняли политизированную позицию, которая привела к необъективной оценке российских активов.

Председатель совета директоров Бинбанка Михаил Шишханов сообщил, что группа «БИН» также станет акционером российской рейтинговой организации. «Наша доля будет зависеть от количества участников. При этом доля каждого участника не должна превышать 4,99 процента», — заявил он и добавил, что таким образом снимается вопрос конфликта интересов.

Участвовать в создании агентства планирует и Промсвязьбанк. Рассматривают данный вопрос в Райффайзенбанке, Росбанке и Абсолютбанке.

Руководитель дирекции фининститутов и инвестиционных услуг Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР; вхождение в состав акционеров агентства пока не стоит в повестке) Владимир Зотов считает, что Россия нуждается в сильном игроке с высоким уровнем корпоративного управления, рейтингам которого доверяли бы и Центробанк и инвесторы. «Сейчас таких компаний практически нет», — сетует он.

С ним не соглашаются в уже существующих агентствах. По мнению их представителей, добиться объективных оценок будет сложно, а государственная поддержка только усугубляет ситуацию. Кроме того, число участников на российском рынке близко к оптимальному, явной потребности в новой структуре нет, считает директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. «Создание еще одного игрока при активном участии госструктур воспринимается как субъективное решение, не продиктованное реальной экономической потребностью», — говорит гендиректор RusRating Сергей Абляев. Он ставит под сомнение независимость нового агентства. При этом речь идет не только о конфликте интересов, а о государственной поддержке и использовании административного ресурса. «Вопрос политической "правильности" того или иного рейтинга будет возникать постоянно», — уверен Сергей Абляев.

Изобретать велосипед российскому агентству не придется. Чтобы оставаться свободными, организации используют дифференцированную схему собственности — в их капитал входят множество участников. Существует еще несколько важных факторов: независимый совет директоров, коллективное принятие решений, участие зарубежных экспертов. Пока нет оснований думать, что новая российская компания не сможет воспользоваться этими методами управления.

Вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, отвечающая за создание агентства, сообщила «Ленте.ру», что структура собственности организации будет очень размытой. Кроме того, коммерческие функции отделят от аналитических служб. А их, в свою очередь, — от методологических подразделений. «Контроль качества будет проводится постоянно. Этим займутся независимые службы под контролем специально закрепленных членов совета директоров. И все это под жестким надзором ЦБ», — уверяет она.

Но сомнения вызывает именно риск давления на агентство со стороны государства. Особенно если учесть тот факт, что компанию начали создавать сразу после того, как один за другим участники «большой тройки» понизили суверенный рейтинг России.

Вопрос веры

Вторая проблема после конфликта интересов — борьба за авторитет. Согласитесь, присвоенная самому себе оценка выглядит, мягко говоря, не совсем объективно. Агентству придется доказать, что ему можно верить. Для этого необходимы годы безупречной работы.

«Большая тройка» зарабатывала авторитет не один десяток лет. История Standard & Poor’s, к примеру, отсчитывается с 1860 года, когда Генри Пур опубликовал цикл исследований железнодорожной и водной инфраструктуры США. Впоследствии данными воспользовались инвесторы из Европы. Постепенно, шаг за шагом, S&P превратилась из локальной компании в одно из самых влиятельных агентств на планете.

Сегодня процессы протекают побыстрее, но не стоит рассчитывать на то, что российская рейтинговая организация сразу станет «убийцей» S&P, Moody’s и Fitch. Более того, международные инвесторы вряд ли вообще будут принимать во внимание ее оценки. Даже если агентство присвоит России и отечественным компаниям высшие рейтинги, деньги не потекут в страну рекой. На первых порах результаты его деятельности останутся скорее для внутреннего использования.

Гендиректор НРА Виктор Четвериков полагает, что с «большой тройкой» новое агентство может потягаться только на российском рынке и постсоветском пространстве. «Для того, чтобы ее потеснить может потребоваться не один и не два десятка лет», — прогнозирует он. По оценке Станислава Волкова из RAEX, созданная с нуля рейтинговая компания сможет конкурировать с S&P, Moody’s и Fitch не ранее, чем через 7-10 лет. При этом он подчеркивает, что основной актив агентства — его репутация.

Не без греха

Даже «большая тройка» ошибается. Стоит вспомнить хотя бы ипотечный кризис в США в 2007-2008 годах. Крах на американском рынке недвижимости стал одной из причин мирового финансового кризиса. Тогда к коллапсу привели фатальные ошибки рейтинговых агентств.

В двухтысячных сберегательные ассоциации (именно они занимаются выдачей ипотеки в Соединенных Штатах) предоставляли деньги даже неплатежеспособным людям. Затем инвестиционные банки с Уолл-стрит (например, обанкротившиеся впоследствии Lehman Brothers и Bear Stearns) с удовольствием выпускали ценные бумаги под эти кредиты. В основе ипотечных облигаций лежали низкокачественные жилищные займы. Но агентства присваивали им высокие рейтинги, тем самым подталкивая инвесторов к их покупке. Есть два объяснения данному явлению.

Первое — низкое качество экспертизы в рейтинговых агентствах. Ценные бумаги, попавшие под оценку «большой тройки», были непростым финансовым продуктом. В них были «вшиты» как и хорошие кредиты, так и грозящие вот-вот превратиться в просроченные. Так удавалось спрятать «мусор» среди нормальных займов. Инвестиционные банки называли эти бумаги диверсифицированными. Рейтинговать облигации, в основе которых лежали тысячи отличающихся друг от друга кредитов, было слишком сложной задачей. На эти облигации также выпускалась страховка — так называемые дефолтные свопы. Все это создавало иллюзию надежности бумаг, и агентства верили инвестиционным банкирам на слово.

Второе — рейтинговые компании были в сговоре с теми, кто «заказывал музыку», а именно — с крупными банками. В 2011 году специальная американская комиссия, созданная для расследования причин кризиса, сообщила, что именно действия «большой тройки» способствовали финансовому краху — с их одобрения выпускались ипотечные облигации. Высокие рейтинги способствовали раздуванию пузыря. В докладе комиссии также отмечалось, что одна из причин странного поведения агентств — влияние финансовых корпораций, которые были их клиентами. В конечном счете, власти США пришли к очевидному выводу — работу рейтинговых компаний нужно строже регулировать. При этом департамент юстиции до сих пор занимается делом о завышении рейтингов.

История показывает, что создать независимое агентство, пользующееся непререкаемым авторитетом, невозможно. «Большая тройка» работает больше века. Несмотря на это, ее деятельность вызывает сомнения и по сей день. Но все-таки, в основном международным агентствам верят. И пока отечественная рейтинговая компания не заработает аналогичный кредит доверия, и российским, и зарубежным инвесторами придется оглядываться на мнение S&P, Moody’s и Fitch.

< Назад в рубрику