Библиотека
09:02, 1 августа 2015

Успех — у государств с национальным «ромбом» Книга Майкла Портера «Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран»

Фото: Cai Zengle / Zuma / Global Look

Современная глобальная экономическая система не оставляет странам выбора, кроме как увеличивать свою конкурентноспособность по сравнению с уже развитыми экономиками. Существуют разные «рецепты» успеха, кто-то становится оффшорной зоной, кто-то, как Сингапур, осуществляет радикальные рыночные преобразования. В издательстве «Альпина-Паблишер» выходит книга Майкла Портера «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран». На основе статистических данных и богатого фактического материала автор показывает различные истории экономического успеха.

С разрешения издательства «Альпина-Паблишер» «Лента.ру» публикует отрывок из книги Майкла Портера «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран», в котором рассказывается о причинах успеха японской робототехники.

Почему страна добивается международного успеха в той или иной отрасли? Ответ на этот вопрос заключается в четырех свойствах страны, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы. Эта среда может способствовать созданию конкурентного преимущества, а может и препятствовать этому. Вот эти четыре свойства:

1.Факторные условия, то есть те конкретные факторы (скажем, квалифицированная рабочая сила определенного профиля или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.

2.Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.

3.Родственные (related) и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.

4.Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны: наличие ресурсов и навыков, необходимых для получения конкурентного преимущества в отрасли; информация, от которой зависит, будут ли замечены и использованы возможности получить конкурентное преимущество и направления применения ресурсов и навыков, имеющихся в распоряжении фирмы; цели владельцев, менеджеров и персонала фирмы, участвующих в конкуренции; наконец, самое важное — это силы, заставляющие фирмы вкладывать средства в ту или иную деятельность и заниматься обновлением.

Конкурентное преимущество получают фирмы, базирующиеся в тех странах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки (иногда исключительно за счет большей целеустремленности). Фирмы получают конкурентное преимущество, если в их стране базирования более доступная информация (и притом более точная) о потребностях в товарах и технологиях. Фирмы получают конкурентное преимущество, если благодаря совпадению интересов владельцев, менеджеров и персонала возможны очень целеустремленная работа и постоянные капиталовложения. В конечном счете страны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами задачи одна другой сложнее, заставляет их со временем лучше использовать имеющиеся преимущества и искать новые.

Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где национальный «ромб» (этим термином обозначены детерминанты конкурентного преимущества как системы: стратегия фирм (их структура и соперничество), параметры спроса, параметры факторов, родственные и поддерживающие отрасли) имеет наиболее благоприятный характер. Это, впрочем, отнюдь не означает, что все до одной фирмы страны в этой отрасли добьются успеха, наоборот: чем динамичнее среда в стране, тем больше вероятность того, что некоторые фирмы потерпят фиаско, ведь не у всех фирм одинаковые ресурсы и технология, да и обстановку в стране они используют по-разному — одни лучше, другие хуже. Тем не менее фирмы, выросшие в такой обстановке, будут иметь успех в международной конкуренции.

Национальный «ромб» — это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота конкуренции недостаточна, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других.

Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Удержать такое преимущество, как правило, не удается, так как оно быстро перетекает из страны в страну, а глобальные фирмы легко могут нейтрализовать его, действуя «в обход» с помощью глобальной стратегии. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех составных частях «ромба». Преимущество по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам очень трудно уничтожить или скопировать.

Для того чтобы теория была завершенной, нужно рассмотреть еще две переменные, существенным образом влияющие на обстановку в стране, — случайные события и действия правительства. Случайные события — это те, которые руководство фирмы (а чаще всего и правительство страны) не может контролировать: изобретения, «прорывы» в основных технологиях, войны, другие политические события за рубежом, а также резкие изменения потребностей и спроса на зарубежных рынках. Эти события вызывают момент неопределенности, который может «разморозить» или изменить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой. Во многих отраслях такие «случайности» немало способствовали смене позиций в конкурентной гонке.

Последний элемент, необходимый для полноты картины, — действия правительства. Государственные учреждения любого уровня могут и усилить, и ослабить конкурентное преимущество страны. Особенно четко это видно при анализе влияния политики правительства на каждый из детерминантов. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции на внутреннем рынке, законодательные акты могут повлечь изменение спроса на внутреннем рынке, ассигнования на образование могут изменить положение некоторых факторов производства, а государственные закупки — стимулировать родственные и поддерживающие отрасли. В целом государственная политика, проводимая без учета ее влияния на систему детерминантов, с равным успехом может подорвать конкурентное преимущество страны или усилить его.

Чтобы понять, как образуется конкурентное преимущество страны, за основную единицу анализа надо взять отдельную отрасль экономики. Однако страны добиваются успеха не в отдельных отраслях, а в группах отраслей, соединенных вертикальными и горизонтальными связями. Экономика страны — это набор таких групп. Их состав и источники конкурентного преимущества (или причины отсутствия такового) отражают уровень развития национальной экономики.

Чтобы понять длительную роль факторов в создании конкурентного преимущества, становится все более необходимым различать типы факторов. При этом выделяются два важных принципа различия факторов. Первый — деление факторов на основные и развитые. Основные факторы — это такие, как природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и дебетный капитал. К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры (инженеры с высшим образованием, специалисты по компьютерам и т. п.) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными дисциплинами.

Очень немногие факторы производства достаются по наследству, почти все приходится развивать длительное время и с помощью капиталовложений, и потребное время и затраты в разных отраслях сильно различаются. Различие между основными и развитыми факторами относительно, но деление факторов на основные и развитые имеет целью попытаться ухватить реально существующие различия. Основные факторы достаются стране даром, или же создание их требует лишь сравнительно небольших частных и государственных капиталовложений. Такие факторы либо не имеют большого значения для конкурентного преимущества страны, либо создаваемое ими преимущество нестойко.

Значение основных факторов снижается или из-за сокращения потребности в них, или из-за их возросшей доступности, или же потому, что глобальные фирмы свободно получают к ним доступ за счет перевода деятельности за рубеж или поиска сырья на международном рынке. По этим же причинам при- быль от основных факторов низка, независимо от их размещения. Так, неквалифицированный рабочий все более уязвим для сокращения зарплаты, будь он даже американец или немец. Основные факторы еще могут служить каким-то объяснением торговли внутри фирмы, отражая размещение некоторых видов деятельности в определенных странах с целью выгадать на более дешевых факторах, но выбора страны базирования для большинства отраслей они никак не объясняют.

Основные факторы сохраняют свою важность в добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством (например, лесная промышленность или выращивание сои), а также в тех отраслях, где требования к технологии и навыкам рабочих невелики, а применяемая технология широко распространена. Пример тому — строительство гражданских объектов (жилья, школ и т. п.), где не требуется особо сложных проектировочных работ. В строительстве таких объектов международным успехом пользуются корейские фирмы, отчасти благодаря дешевым и дисциплинированным корейским рабочим. Однако страны с еще более дешевой рабочей силой теснят корейские фирмы, а конкуренты из более развитых стран (например, Италии) используют дешевую рабочую силу на месте (в странах, с которыми они заключили контракты) или же в развивающихся странах (например, Индии), чем сводят на нет преимущество корейских фирм.

Это в сочетании со спадом интереса в строительстве на Ближнем Востоке привело к тому, что корейская строительная индустрия оказалась в глубоком кризисе, что ясно показывает, как непрочны преимущества, основанные только на основных факторах.

Следовательно, для конкурентного преимущества наибольшее значение имеют развитые факторы. Именно они нужны, чтобы получить конкурентные преимущества более высокого порядка, такие как дифференциация продукции или патентованная технология. Они не так распространены, как основные факторы, потому что для их развития требуются значительные и зачастую продолжительные вложения и человеческих усилий, и капитала. Средства, необходимые для создания действительно развитых факторов (например, образовательные программы), сами требуют высококвалифицированных кадров и/или высокой технологии.

< Назад в рубрику