Экономика
18:48, 3 августа 2015

В свободном падении Рубль начал неделю обвалом к доллару и евро

Дмитрий Мигунов
Фото: Александр Земляниченко / AP

Не успела начаться новая рабочая неделя, а рубль снова обвалился. К 15:00 по московскому времени российская валюта потеряла на бирже почти 90 копеек к доллару и около 70 копеек к евро. По сути, сейчас все факторы играют против рубля и непонятно, когда новый этап свободного падения закончится.

Август в России традиционно считается месяцем катастроф, войн и чрезвычайных происшествий. В том числе и на финансовом рынке. В этот раз, впрочем, обвал рубля начался еще в июле, после нескольких месяцев стабилизации. С 22 июля основные валюты растут к российской почти ежедневно, с перерывом только на 29-е число. 3 августа темпы роста доллара и евро ускорились: подъем составил почти целый рубль.

Учитывая текущую ситуацию, нет оснований полагать, что рубль быстро вернется в исходное на середину июля положение. Тому есть несколько причин, каждая из которых в некотором роде связана с другими.

Во-первых, цена на нефть. Как известно, это первый и самый главный фактор, влияющий на состояние здоровья российской валюты. За последние несколько недель нефть сбросила свыше 12 долларов и вполне может потерять еще больше. В основном удешевление нефти объясняется намечающимся экономическим спадом (точнее, серьезным замедлением роста в Китае). Обвал на фондовом рынке второй экономики мира уже превысил 30 процентов, что является показателем глубокого кризиса.

Разумеется, корреляцию между индексами бирж развивающихся стран и широкой экономикой нужно проводить с осторожностью. Биржевой обвал в КНР в 2008 году был еще масштабнее, однако ВВП страны замедлился лишь на полтора процентных пункта. Тем не менее инвесторы, догадывающиеся о низкой прозрачности китайской экономики, все-таки закладываются на будущее и прогнозируют падение спроса на нефть. Принцип «покупай (акции) на слухах, продавай на новостях» в случае нефтяных котировок инвертирован, но работает точно так же неумолимо.

«Сейчас один из факторов, который приводит к давлению на российскую валюту и на цены на нефть, — опасения по поводу экономического спада в Китае. Если положение там начнет выправляться, это может несколько развернуть ситуацию. Но пока опасения остаются достаточно значительными, что будет продолжать оказывать давление на развивающиеся рынки, в том числе на российский», — объяснил главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик в интервью каналу «360 градусов».

С другой стороны, есть опасения, что Иран, с которого могут в скором времени снять санкции, нарастит добычу. Не очень понятно, на сколько именно: фигурируют оценки от 500 тысяч до миллиона баррелей в сутки через год. Хотя эта цифра выглядит не слишком большой, при нынешнем затоваривании рынка вклад в новое снижение цен может стать решающим. Оптимизма нефтетрейдерам не добавляют и стагнирующее, но до сих пор не снижающееся производство нефти в США и решение стран ОПЕК держать добычу на текущих уровнях квот (которые все равно нарушаются всеми игроками, включая крупнейших).

Во-вторых, существуют и чисто российские факторы, негативно влияющие на рубль. К примеру, ЦБ продолжает снижать ключевую ставку: в ходе заседания на прошлой неделе регулятор опустил ее еще на половину процентного пункта. Делается это на фоне замедления инфляции, которая прогнозируется уже на уровне 7 процентов в следующем году. Таким образом ЦБ старается поддержать экономический рост в тяжелых условиях, но облегчение доступа к рефинансированию должно неизбежно повлечь выход банков и компаний на валютный рынок, как это уже происходило в прошлом году.

Кроме того, ЦБ в течение двух месяцев подряд активно скупал валюту. Результат был предсказуем: возник дополнительный спрос на доллары и евро. Сейчас их, так или иначе, придется выбрасывать на рынок, хоть в виде валютных кредитов банкам, хоть в виде прямых интервенций на бирже.

Наконец, существует проблема оплаты корпоративных долгов. Очередной локальный пик придется на сентябрь, когда российские компании должны будут вернуть за рубеж около 14 миллиардов долларов. Несмотря на то что сумма небольшая в сравнении с тем, что пришлось выплатить прошлой зимой, однако как дополнительный фактор, давящий на рубль, она вполне сработает. Нормального рефинансирования из-за рубежа, которое ранее помогало безболезненно оплачивать долги, сейчас нет и в обозримом будущем не будет. А задолженность по-прежнему превосходит 500 миллиардов долларов.

Таким образом, можно констатировать, что основные валюты продолжат расти. По мнению Лисоволика, ситуация может измениться в течение года: решающим фактором поддержки для российской валюты станет рост цен на нефть. «Но серьезных предпосылок для такого поворота дел в августе мы пока не видим», — констатировал он.

< Назад в рубрику