Россия
14:27, 5 августа 2015

Философия из обрезков бумаги Когда благотворительность расширяет границы свободы

Александр Сидоров
Фото: официальная страница ECOPAD «Вконтакте»

Создание блокнотов из типографских отходов — это начиналось как игра, как созидательный досуг, как добровольное решение без перспектив и обязательств. Спустя годы движение Ecopad стало образом жизни. Те, кто к нему приобщился, точно знают: помощь — это обоюдная ответственность. Рассказом о необычном благотворительном проекте «Лента.ру» продолжает спецпроект «Страна добрых дел».

Цель в том, что ее нет

В 2009 году Алексей Травин, резчик типографии «Идея принт», начал изготавливать блокноты из обрезков бумаги, в изобилии скапливавшейся в мусорных контейнерах. Идея неожиданно оказалась востребованной. Изделия пользовались спросом. Их охотно покупали различные экологические организации и компании, исповедующие принцип бережного отношения к природным ресурсам. И обычные потребители тоже — еще бы, ведь отличный дизайнерский блокнот ручной работы стоил всего 10 рублей.

Постепенно вокруг Травина сложилась группа единомышленников, а блокноты, или экопады, как по аналогии с айпадами их называет Алексей, стали символом целого движения, прочно завязанного на благотворительность. Нет ни устава, ни учредителей, ни филиалов, ни вообще каких бы то ни было организационных форм. Все держится на добровольном участии и личной инициативе.

«Цель проекта заключается в том, что он намеренно лишен цели, — поясняет Травин. — Потому что Ecopad не проект, а образ жизни. Для нас главное — человек, его самоценность и его свобода. У любого проекта всегда есть цель, к которой нужно стремиться, есть задачи, требующие достижения определенного результата, люди же при таком раскладе неизбежно превращаются в средство. А должно быть наоборот».

Алексей Травин - идейный вдохновитель движения Ecopad

Ecopad приносит определенный доход, но он принципиально не ориентирован на зарабатывание денег. Девять из десяти рублей тратятся на благотворительность, а оставшийся рубль поступает типографии, на базе которой все это работает. С благотворительностью тоже не все однозначно. Травин категорически против того, чтобы просто давать деньги, скажем так, нуждающимся, поскольку часто это развращает дающих, но еще больше одариваемых. Заработанные средства, в общем довольно скромные, идут на оплату труда тех, кто принимает участие в создании экопадов и другой сувенирной продукции «из обрезков» — ручек, ежедневников, календарей. Частично — на покупку нового оборудования, но не в дополнение к уже имеющемуся, а вместо изношенного и устаревшего. А еще на персональную поддержку людей, готовых заниматься своими социальными проектами, несмотря ни на какие трудности.

Поводок свободы

«Если у меня бизнес, я использую ваши руки, знания, опыт, но мне все равно, что происходит в вашем сердце. Это допустимо для предпринимательства в социальной сфере, но невозможно для социального предпринимательства. Для меня это принципиально разные вещи. Для первого важна цель, а для второго — путь. Есть и другой момент. Человек должен осознавать ответственность за свою жизнь, он должен сам принимать решение, делать свободный выбор. Например, участвовать или не участвовать ему в проекте. А еще он должен иметь возможность в любой момент изменить свое решение. В Ecopad мы всех держим на таком поводке свободы, и никакие другие поводки здесь невозможны. Человек каждый день, каждый час, каждую минуту делает выбор — идти на компромисс с собой или нет», — говорит Травин.

В мастерскую каждый приходит по собственному желанию. У каждого своя мотивация. Одному нужно заработать немного денег, чтобы перекрутиться в поисках более перспективного места. Для другого это приемлемый, а нередко даже единственно возможный способ социализации. Третий через достижение конкретного результата, каким бы незначительным он ни был на первый взгляд, обретает уверенность в собственных силах. Четвертый просто попал в трудную ситуацию и в данный момент нуждается в психологической поддержке. Каждый работает столько, сколько хочет и когда хочет. Перед сотрудником не ставят никаких производственных норм, не обозначают никаких сроков. Он волен уйти, когда посчитает нужным, когда ощутит, что исчерпал внутреннюю потребность своего присутствия в проекте, решил свои собственные задачи и готов двигаться дальше.

Кто-то работает лишь пару дней, кто-то задерживается на годы. Образно говоря, Ecopad — это время, прожитое вместе, но именно поэтому проект невозможно масштабировать. «Если бы у меня была цель произвести и продать как можно больше блокнотов, я бы стал специально искать пребывающих в нужде — матерей-одиночек, пенсионеров, студентов, бывших наркоманов, сидельцев, бомжей, бесправных гастарбайтеров. Заставлял бы их работать, штрафовал за невыполнение планов, увольнял. А еще расширял бы производство, налаживал дистрибуторскую сеть. Короче, выстраивал бизнес, — поясняет Алексей. — Мне же важно, чтобы люди научились принимать решения. Обездоленным нужно помочь осознать себя. Только так они рано или поздно сумеют выбраться из нужды».

Образ жизни

Социальным предпринимательством нельзя заниматься время от времени, это требует постоянного участия, убежден Травин. Его можно начать, но нельзя прекратить. Ровно потому, что это путь и… служение. В Ecopad не приходят за большими зарплатами, ибо доходы здесь намеренно низкие. Все, что производится, продается по совершенно символической цене, чтобы подчеркнуть дистанцированность от какой-либо коммерческой заинтересованности, и каждый участник движения это знает. Но, может быть, именно это их и сплачивает крепче любых клятв. Сегодня они осознают себя сообществом, которое живет по-экопадовски, которое разделяет общие ценности и транслирует их вовне.

«Люди важнее всего. Невозможно всех мерить одной линейкой, — убежден Травин. — Один активен, другой инфантилен. Один добрый, другой злой. Один щедрый, другой жадный. С каждым надо работать персонально, ибо каждый — личность». Такая вот философия жизни из обрезков бумаги.

< Назад в рубрику