Воспитание подрастающего поколения — одна из основных проблем современной российской действительности. Актуальна она и для отечественного спорта, где молодежи зачастую в прямом смысле слова вставляют палки в колеса более искушенные в вопросах тактики ветераны. «Лента.ру» решила на конкретном примере разобраться в причинах и следствиях нездоровой тенденции.
Настоящим скандалом обернулся пятый этап чемпионата России по кольцевым гонкам, завершившийся в минувшие выходные в Смоленске. Перед вторым, заключительным заездом 18-летний пилот команды AMG Motorsport Виталий Ларионов, восходящая звезда серии, шел практически вровень с лидером общего зачета, десятикратным чемпионом России Алексеем Дудукало из Lukoil Racing Team. Стартовав со второй позиции, Виталий стремительно обошел конкурента и уже перед первым поворотом стал лидером пелотона. Буквально спустя несколько секунд передние колеса молодого гонщика попали на масляное пятно, оставленное на трассе с предыдущих заездов, и Ларионов снова поменялся позициями с Дудукало. Впереди было еще 18 кругов гонки.
Зрителей ждала напряженная и интересная борьба. Несмотря на юный возраст Виталий (самый молодой пилот отечественного чемпионата) уже приобрел серьезный международный опыт, причем в формульных классах гонок: Formula 2000 Light Italia, Формула Рено 2.0 и Formula Abarth. Два года назад спонсоры Виталия попали под антироссийские санкции, и молодой пилот прервал выступление в Европе. Сумев быстро перестроиться с формулы на кузовной класс гонок, Виталий ворвался в отечественный чемпионат в середине сезона. Выступая тогда за команду Lukoil Racing в классе Туринг-лайт, он имел в запасе всего половину гоночных этапов, но и при этом показал вполне достойный результат. Сменив команду и перейдя в следующем году в самый престижный и старший класс отечественного автоспорта Туринг, Виталий стал особенно «интересен» бывшим коллегам из Lukoil.
На протяжении всего чемпионата борьба за призовые места шла как раз между этими гонщиками. Каждый этап три машины SEAT Leon III Lukoil Racing и BMW 320si Виталия Ларионова отрывались от остальных участников заезда и делили призовые места между собой. Несмотря на различия в мощности двигателей (у SEAT в среднем на 30 лошадиных сил больше, чем у BMW) Виталию практически всегда удавалось приехать на подиум вторым, а иногда и первым. Естественно, что и в этот гоночный уик-энд зрители ждали от гонщиков серьезного сражения. Уверено занимая в общем зачете чемпионата вторую строчку, Ларионов все-таки не сбрасывал со счетов возможность побороться за первое место и с первых секунд гонки навязал борьбу лидеру заезда. Бороться одному против трех опытных гонщиков из одной команды — задача не из простых. Так называемая «командная тактика» не запрещена правилами чемпионата, и партнеры по команде часто помогают друг другу, прикрывая автомобиль лидера от атак соперников, блокируя «чужаков».
Пилоты Lukoil Racing — не исключение. Несколько раз за этот сезон безусловный лидер заезда Алексей Дудукало на подъезде к финишу неожиданно сбрасывал скорость, пропуская на первое место своих партнеров по команде, давая им таким образом дополнительные очки в общем зачете. Однако в минувшие выходные на Смоленском кольце командная работа Lukoil вышла за пределы здравого смысла. На первом же круге пилот Lukoil Racing Рустам Акиниязов практически вышиб с трассы BMW молодого пилота Виталия Ларионова. На 12-м повороте (длинный «тягун», уходящий в гору) Рустам решил пойти на обгон, что на туринговой машине физически невозможно. Опытный гонщик вряд ли мог этого не знать. Между тем Рустам атаковал, и его SEAT толкнул BMW Ларионова в левую заднюю часть бампера. Удар был не самый сильный, но на скорости почти в 100 км/ч справиться с тяжелой машиной после такого контакта практически невозможно. Машину Ларионова развернуло и буквально через доли секунды в него на полной скорости въехал еще один пилот Lukoil Racing Роман Голиков. Удар был такой силы, что обе машины превратились в груду металлолома и продолжать гонку, естественно, не смогли. Виновник аварии Рустам Акиниязов спокойно продолжил заезд и финишировал на второй позиции.
Конечно, подобный случай можно было бы списать на эпизод жесткой борьбы за очки, в которой, как известно, случается всякое. Но этот инцидент был, к сожалению, не единственным в сезоне. На третьем этапе чемпионата России в Сочи Рустам Акиниязов тоже пытался протаранить своего соперника Виталия Ларионова. Тогда ситуация была очень похожая: преследуя лидера заезда Алексея Дудукало и отстаивая вторую позицию в состязании с другим лукойловцем Романом Голиковым, Виталий получил удар в задний бампер от Акиниязова. В тот раз молодому гонщику повезло — машина осталась на ходу, и он смог не только продолжить заезд, но и, собравшись, даже взять призовое третье место. Тогда судьи сочли инцидент обычной гоночной случайностью и никак не наказали виновного. На Смоленском кольце остаться безнаказанным Акиниязову не удалось: результат, показанный им в гонке, был аннулирован. Правда, очки Ларионову это не вернуло, и шансов бороться за первое место в чемпионате не осталось даже математических.
Активные финансовые вливания в российский спорт так и не решили одну из главных его проблем — воспитание подрастающего поколения. Касается она даже такой, казалось бы, демократичной и передовой дисциплины, как автогонки. Едва «засветившиеся» в российских сериях молодые пилоты быстро сталкиваются с подобными проявлениями «дедовщины» и уезжают за рубеж, а в отечественных чемпионатах остаются все те же спортсмены, что были и пять, и даже десять лет назад.
Аналогичное «подростковое воспитание» практикуется и в большинстве других видов спорта. В том же футболе сплошь и рядом встречаются ситуации, когда «молодой» уходит из клуба или вовсе заканчивает карьеру из-за того, что подвергается жесткому прессингу на поле и за его пределами.
Один из наиболее резонансных случаев произошел летом 1993 года: 22-летний нападающий московского «Динамо» Юрий Тишков, в то время восходящая звезда российского спорта, получил тяжелейшую травму. Удар по ногам, который нанес ему в подкате 29-летний защитник Сергей Бодак, до сих пор помнят многие любители футбола. Результатом стал открытый перелом малой берцовой кости, фактически сломавший талантливому футболисту карьеру.
Иногда бывает и так, что травмы умышленно наносят партнеры по команде. Историй, в которых молодежь жалуется на зверства «дедов», не перечесть. Причем случаются они как в любительских клубах, так и в самых известных. В том же московском «Спартаке» заслуженный «дед» запросто мог на тренировке прыгнуть в ноги молодому так, что у последнего искры из глаз сыпались. А что? Пусть терпит!
В стане красно-белых, несмотря на техническое мастерство, жестких футболистов всегда хватало. Взять тех же Дмитрия Хлестова или Сергея Горлуковича, с которыми не то что играть — рядом стоять страшно. Их логику понять можно: почему я должен уступать место в составе какому-то «щеглу», пусть и талантливому? Постоянное место в «основе» — это и почет, и дополнительные премиальные. А главное — пока ты играешь, из клуба тебя никто не выгонит.
Зачастую в результате подобной «педагогики» молодой талант ломается — либо в прямом смысле слова, либо психологически. Неизвестно, какой вариант хуже, — кого-то трудности закаляют, но в российских реалиях обычно случается наоборот. Спортсмен начинает бояться жесткой игры и (или) порицания со стороны старших товарищей и, как следствие, сам тормозит развитие мастерства.
Немало аналогичных случаев и в других командных видах спорта. В отличие от личных дисциплин — к примеру, тенниса или бокса — в футболе, хоккее или баскетболе молодому приходится взаимодействовать с двумя-тремя десятками партнеров, каждый из которых мечтает получить место в основном составе. Ставшему в команде козлом отпущения очень сложно сконцентрироваться непосредственно на спорте.
Бывает и другая ситуация: иногда юным талантам трудно преодолеть недоверие со стороны тренера, которому куда проще и выгоднее поставить в состав ветерана, возможности которого он знает не один год.
Итогом всего вышеописанного становится недоумение зарубежных специалистов по поводу малого числа молодых игроков. Так, Фабио Капелло не раз сетовал на то, что и рад бы заменить престарелых по спортивным меркам Игнашевича и Березуцкого, да некем. Условия для своевременной и качественной подготовки спортивной молодежи у нас до сих пор на первобытном уровне, с его принципом «кто сильнее, тот и прав».