История винограда, виноградников и виноградарства насчитывает много тысячелетий. По библейской версии, виноград был чуть ли не первым растением — его ели Адам и Ева до того, как им подсунули яблоко. Сегодня выбор и алкогольной продукции, и фруктов куда богаче. Тем не менее, любителей выпить именно вина — хоть отбавляй. И немало тех, кто хотел бы вино не просто употреблять, но и производить, и жить среди виноградников. «Дом» выяснил, где находится и сколько стоит самая «винная» недвижимость.
У России с виноградниками отношения в последние десятилетия как-то не слишком складывались — то продукт переработки винограда признавался вредным для здоровья нации, то «виноградные» республики вдруг оказывались зарубежными странами. Да и общее отношение к виноградарству, считавшемуся сельхозпроизводством, никак не тянуло на признание стилем жизни и источником вдохновения.
И все же... россияне книжки читают, кино смотрят — а следовательно, не чужды мечтам о собственном доме, собственной винодельне и собственном вине со своим же портретом на этикетке. Понятно, что это «кино не для всех», но тут уж у кого душа к чему лежит: кто-то предпочитает вкладывать деньги в яхты и бороздить моря, кто-то — держать в руках теплую гроздь свежесорванного (своего!) винограда. Иной раз — даже вопреки здравому гастрономическому смыслу.
«Вино — это свой мир, своя песня. У одной моей знакомой есть собственный виноградник, — приводит пример подобного рода Ирина Могилатова, генеральный директор агентства Tweed. — Как-то она похвасталась своим вином. Мягко говоря, мне оно показалось не блестящим. Чтобы получился достойный букет, нужно потратить много времени и сил. И то не факт, что результат будет достигнут. Виноделие — целое искусство. По-хорошему, на винограднике надо жить. Есть два пути: либо вы меняете свой образ жизни и сами становитесь виноделом, либо нанимаете штат дорогостоящего персонала».
Если такие перспективы вас не пугают, самое время посмотреть, где же можно «поселиться на винограднике», и сколько это будет стоить.
Владение виноградником — не новая для россиян тема, но покупались такие угодья до недавнего времени, в основном, за рубежом. «Россияне приобретали поместья с виноградниками, главным образом, как хобби — или вместе с виллой, к которой они прилагались. Среди популярных регионов — Италия, Франция, Испания», — вспоминает руководитель отдела зарубежной недвижимости компании Knight Frank Марина Кузьмина. С начала 2015 года компания перестала получать запросы на такие объекты: в силу всем понятных экономических причин спрос сосредоточился на инвестициях с гарантированной доходностью.
При этом, как говорит эксперт, с началом курортного сезона покупатели снова стали активно рассматривать покупку вилл во Франции и Италии — есть даже надежда, что к следующему сезону возродится и спрос на виноградники.
Если же отвлечься от текущего кризиса и вспомнить, «как оно было и как должно быть», то, по словам председателя совета директоров Kalinka Group Екатерины Румянцевой, наибольший спрос на виноградники наблюдается во Франции и Италии. Это самые известные в мире производители и экспортеры вина. Швейцарию же и Португалию обычно воспринимают сначала как страны для инвестиционных вложений в недвижимость, и только во вторую очередь — как винодельческие регионы.
Стоимость виноградников зависит от многих факторов — она может меняться в зависимости от класса особняка или популярности винодельческого хозяйства, вместе с которым он продается, от региона, сорта винограда, площади плантации. В среднем, цена престижного виноградника колеблется от одного до семи-восьми миллионов евро. Но только не во Франции — здесь стоимость может доходить до 20 миллионов евро, и большую часть суммы зачастую формирует стоимость недвижимости на участке.
По данным Kalinka Group, виноградники сортов каберне и шардоне во французском регионе Лангедок-Руссильон, располагающиеся на площади в три гектара, с роскошным старинным особняком XIX века обойдутся покупателю в 1,5 миллиона евро. В хозяйстве налажено производство, на территории есть все необходимое, море находится в 15 километрах от поместья. Более скромный вариант в том же регионе можно приобрести за 636 тысяч евро. Это два небольших дома с виноградником мерло на площади в два гектара.
Винодельческое хозяйство в итальянской Тоскане, на расстоянии 20 милометров от моря, на площади 41 гектар, с двумя виллами общей площадью 1800 квадратных метров, с полностью оборудованным винодельческим цехом, плодоносящей оливковой рощей можно приобрести за 4,6 миллиона евро.
Покупка виноградника редко является спонтанным решением, говорит Екатерина Румянцева: «Серьезные капиталовложения в этот бизнес, требующий большого внимания, делают крупные фирмы и предприниматели-миллионеры. Они целенаправленно приобретают большие производства и бренды, гарантирующие огромные прибыли. Причем, как правило, самые прибыльные и высокобюджетные предложения находятся в закрытой продаже», — подчеркивает эксперт.
Покупкой виноградников, по словам опрошенных «Домом» экспертов, часто интересуются крупные бизнесмены, рестораторы и отельеры — в целях развития бизнеса. Вино собственного производства всегда можно реализовать в своем же ресторане.
Вторая категория покупателей, которую выделяют в Kalinka Group, — приверженцы определенного стиля жизни: просыпаться в поместье, окруженном виноградными лозами, выпивать за обедом бокал вина собственного производства, наслаждаться жизнью. В данном случае получение прибыли не является целью покупки. Расходы на содержание поместья и выращивание винограда могут оказаться выше доходов. Так, говорит Румянцева, виноградник можно считать рентабельным, если его площадь — не менее 20 гектаров, а производство вина — минимум 130 тысяч бутылок в год. Есть, конечно, исключения: регионы с особенно дорогим вином: здесь дороже сам участок, но и прибыльность винного бизнеса куда выше среднего.
Но что же Россия? У нас есть теплые регионы, где и вино получается неплохое, и ландшафт красивый. А вот чтобы россияне покупали там виноградники, переезжали из города, делали частные винодельни, выпускали свое вино и гордились им — такого нет.
Хотя несколько лет назад московской публике представили проект в Краснодарском крае (Анапа), который планировалось реализовать по интересной «почти французской» бизнес-модели. Предполагалось, что уже существующий виноградник или участок, пригодный для высадки винограда, продается в собственность частным лицам — любителям жизни на природе и хорошего вина. Строятся хорошие дома с погребами и условиями для винопроизводства. При этом девелопер предлагал услуги по обслуживанию действующих виноградников — от ухода и сбора урожая до розлива и хранения готовых вин.
Как говорилось в материалах презентации: «После приобретения винодельческого хозяйства клиент не останется без внимания со стороны управляющей проектом компании. При производстве авторского вина собственники всегда могут рассчитывать на поддержку опытных энологов и виноделов. Услуги могут варьироваться в зависимости от пожеланий и включать в себя как полное сопровождение производства вина: от ухода и сбора урожая до розлива и хранения готовых вин, так и участие в отдельных его процессах».
Собственнику оставалось только наблюдать из окон дома за тем, как растет виноград и рождается вино. Возможно было развитие и иных видов бизнеса — от агротуризма до «винных спа» столь популяных в винодельческих регионах мира. Но сегодня судьба проекта неизвестна. Похоже, что благое начинание закончилось ничем.
Возможно, роль Франции и Италии в деле развития частного виноделия может сыграть Крым. Но, замечает директор департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Андрей Кройтор, во-первых, Крым только недавно стал территорией России, а во-вторых, там никак не приведут в порядок дела с реестром недвижимости.
«В перспективе есть потенциал, что экономика Крыма начнет расти. Сейчас уже есть такие предпосылки, в связи с тем, что ликвидировали министерство по делам Крыма, и функции его были переданы в Минэкономразвития. Если экономика Крыма придет в себя, то, конечно, и тема виноградников будет более популярна», — полагает эксперт.
Пока же в стране есть лишь крупные винные производства или небольшие личные винодельни для «домашних нужд», почти ничем не отличающиеся от подмосковных дач, где из яблок только ленивый не делает сидр, а из смородины – наливку. И это при том, что, помимо уже упомянутых Краснодарского края и Крыма, в России есть области, вполне пригодные для производства вина и развития частного виноделия.
В целом, как сообщает нам сайт «Дар Диониса», помимо нового-старого Крыма, основным сосредоточением зон отечественного виноделия являются четыре больших региона страны — Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Дагестан. Самые интересные с точки зрения привлекательности для инвестиций — территории близ Ростова и Краснодара. Наибольшее число российских виноградников — порядка 60 процентов — расположено в Краснодарском крае. Тут растут такие сорта красного винограда, как «Каберне», «Совиньон», «Гранатовый», «Саперви»; белые — «Подарок Магарача», «Шардоне», «Алиготе», «Ркацители», «Рислинг» и другие. И именно здесь работают крупные производители — «Абрау-Дюрсо», «Мысхако», «Кубань-вино», «Фанагория» и «Русская лоза».
Для частных хозяйств это место могло бы стать идеальным и за счет очень красивого ландшафта: почти все виноградники Краснодарского края расположены на высоте почти 800 метров над морем. Рельеф тут самый разнообразный — от холмов до равнин, так что виды из окон потенциального дома могут конкурировать с лучшими долинами все той же Франции.
О ценности видовых характеристик говорят и эксперты. «Видовые характеристики — это основная часть успеха проекта. Стоимость дома с виноградником повышается и вдали от моря: более благоприятный климат плюс собственный виноградник, сливающийся с красивым видовым ландшафтом. За такую особенность придется раскошелиться», — видит перспективу развития формата девелопер, сооснователь корпорации «Строймонтаж» Артур Кириленко. По мнению специалистов, частные виноградники в этой зоне вполне могут заинтересовать бизнесменов из двух столиц и «нефтеналивных» регионов.
Интересной для «частников-виноделов» может стать и Ростовская область. Здесь успешно работают и производят 30 процентов всего российского сырья винодельческие зоны Задонье (на левом побережье расположено основное количество региональных винодельческих хозяйств) и Дон (склоны правобережья). Это самая северная область отечественного виноградарства и производства российских вин. Здесь растут такие сорта винограда, как «Алиготе», «Каберне Совиньон», «Цимлянский», «Сибирьковый», «Красностоп Золотовский». Ландшафт, правда, тут менее красивый, так что заинтересоваться развитием частного виноградарства могут, пожалуй, лишь местные бизнесмены.
Как, пожалуй, местных же бизнесменов могут заинтересовать Ставропольский край и Дагестан, где производят вина и коньяк. Потенциальных виноделов из Москвы сюда не заманишь: окрестности здесь не особо живописные, да и слава «неспокойных» регионов, откровенно говоря, отпугивает.