Культура
09:00, 7 августа 2015

Пятый том Круза и вся правда о телевидении Главные кинопремьеры недели

Денис Рузаев
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Племя изгоев»

Том Круз празднует очередную победу над законами физики и здравым смыслом, а Джейк Джилленхол идет по головам, чтобы попасть на телевидение. Российский прокат на этой неделе не радует количеством премьер, но компенсирует численный недобор качеством. Главные фильмы уик-энда — в традиционном обзоре «Ленты.ру».

«Миссия невыполнима: Племя изгоев»

Когда мы в последний раз видели Итана Ханта (Том Круз), он, среди прочего, оставлял за собой выжженный Кремль. «Племя изгоев», пятый фильм в растянувшей уже почти на 20 лет шпионской франшизе, без красот бывшего СССР тоже не обходится. «Минск, Белоруссия», — гласит открывающий картину титр. Круз тут как тут — бегом догоняет разгоняющийся на безымянном аэродроме бомбардировщик, цепляется руками за обшивку, взлетает вместе с самолетом ввысь.

Рассказать о том, понравилось ли ему в вотчине Лукашенко, Хант, впрочем, не успеет — слишком много других дел. В Вашингтоне расформировывают отряд «Миссия невыполнима», в Лондоне показала голову гидра мирового терроризма под названием «Синдикат». Впереди схватка в Венской опере прямо во время третьего акта «Турандот», сложносочиненная шпионская операция на ГЭС в Марокко, приключения со сверхсекретной флешкой, погони, перестрелки, традиционная игра в поддавки с неизвестно на кого работающей красоткой (Ребекка Фергюсон). До разговоров ли тут?

Пятой «Миссии» и в самом деле толком нет дела ни до диалогов, ни до драматургии сюжета, ни до психологии персонажей (много ли мы знаем о характере Итана Ханта?) Нет, этот фильм прекрасно отдает себе отчет, в чем его сила — и снова отправляет 53-летнего Круза на сражения не столько с мировым терроризмом, сколько с законами физики, пределами возможностей собственного тела и элементарным здравым смыслом. Все испытания актер выдерживает с показательной легкостью — кажется, новые серии «Миссии» снимаются лишь для того, чтобы доказать человечеству: живым мемом заслуживает быть не только Чак Норрис. Поэтому и идеальная рецензия на «Племя изгоев» должна бы звучать как-то так: когда Том Круз взбирается на взлетающий самолет, тот производит экстренный выброс боеприпасов. От страха.

«Стрингер»

Джейк Джилленхол радует новыми гранями своего таланта уже, похоже, каждую неделю. В прокате еще идет «Левша», для которого актер накачался и освоил боксерские приемы, а теперь до наших кинотеатров добрался, наконец, вышедший в США еще год назад «Стрингер» — и Джилленхола в нем вновь не узнать. Здесь он уже не миловидный юноша времен «Горбатой горы» и «Донни Дарко», а один из самых убедительных за последние несколько лет экранных плутов. Причем обретается этот не знающий морали и сочувствия герой не где-нибудь, а на телевидении — более того, в его криминальном, а-ля «Дорожный патруль» или «Чрезвычайное происшествие», сегменте.

Пройдоха по имени Лу Блум (Джилленхол), начинает фильм обычным лос-анджелесским воришкой, который тащит цветмет со строек и из железнодорожных депо. Прозябание на социальном дне не будет, впрочем, долгим. Случайное знакомство с работой фрилансеров, снимающих ДТП, пожары и места преступлений, поможет Блуму осознать: его место именно там, на одержимом скандалами и расследованиями телевидении. Сказано — сделано: куплена видеокамера, нанят помощник, очарована директор одного из телеканалов (Рене Руссо). И будьте уверены: даже в полной хищников пищевой цепочке телевизионного мира Блум займет место большой белой акулы.

«Стрингер» построен режиссером Дэном Гилроем как триллер — интрига заключается прежде всего в том, останутся ли безнаказанными злодеяния героя (передвинуть ради лучшего кадра труп на месте ДТП — самое невинное из них). Законы плутовского жанра подразумевают однозначный ответ — и фильм оказывается, конечно, не моралистской басней о преступлении и наказании, а едкой, циничной и блестящей сатирой. Сатирой редкого достоинства — смотреть «Стрингера» не столько смешно, сколько страшно. Слишком правдоподобно.

«Парни из Менильмонтана»

Ветеран французского кино Оливье Маршаль положил более-менее всю карьеру на тот подвид криминального жанра, который у него на родине называют «полисьер», — не только сыграл десятки жандармов и преступников в чужих фильмах, но и снял несколько собственных (вполне недурных — взять хоть «Набережную Орфевр, 36»). В «Парнях из Менильмонтана» актер умело примеряет классический криминальный типаж. Он играет вышедшего после долгой отсидки уголовника Джо, за годы неволи ухитрившегося сохранить и верность принципам, и определенное благородство. Они, однако, не уберегут его от разборок с уже новым, куда меньше озабоченным понятиями бандитским поколением.

«Парни» из такого сюжета выжимают не столько боевик, сколько мелодраму. Не меньше внимания, чем интриге со схроном, который после освобождения выкапывает Джо, режиссер Ален Минье уделяет его взаимоотношениям с бывшей женой и толком не знающим горемычного папашу подростком-сыном. Те складываются с трудом — но к финалу обнаруживаешь, что сцены с семейной драмой здесь напряженнее. чем вся криминальная линия. Строго говоря, фильм только выиграл бы, если преступного подтекста в нем бы вовсе не было — но старые привычки (а Маршаль здесь все же дает позднего Бронсона) похоже, неисправимы.

< Назад в рубрику