Наплыв мигрантов, пытающихся из континентальной Европы попасть в Великобританию, спровоцировал локальный гуманитарный кризис неподалеку от французского города Кале. Тысячи беженцев из Африки и с Ближнего Востока живут в антисанитарных условиях в палаточном городке, раздражая местное население и создавая проблемы для стражей порядка. В темное время суток приезжие штурмуют заграждения проходящего под Ла-Маншем тоннеля. Те, у кого есть деньги, пытаются подкупить дальнобойщиков, другие норовят силой и угрозами принудить водителей доставить их на другой берег. Пока Франция призывает соседей по Евросоюзу помочь ей разобраться в ситуации, Лондон анонсировал ряд мер, призванных осложнить жизнь тем, кто незаконно проник на территорию Соединенного Королевства.
«Поскольку уровень жизни в Европе и Африке существенно различается, всегда найдутся миллионы африканцев, стремящихся в Европу. До тех пор пока законы ЕС не изменятся, мигрантам достаточно лишь ступить на европейскую землю, и они уже уверены, что им не придется возвращаться на родину. Это неприемлемо, поскольку из-за этого Европа не может защитить себя, сохранить прежний уровень жизни и социальную инфраструктуру», — с таким заявлением выступил глава Форин-офиса Филип Хаммонд.
Его слова сложно назвать неожиданными. О том, что мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки стали серьезной проблемой для Евросоюза политики говорят все чаще. Причем акцент делается на том, что, если в былые времена в Европу бежали от войн или политических репрессий, то теперь мигрантами движет желание не спасти свою жизнь, а сделать ее более сытой и комфортной. Неудивительно, что их привлекают прежде всего богатые страны с отлаженной социальной системой. Великобритания, старающаяся оградить себя даже от трудовых мигрантов из стран ЕС, наплыву таких гостей не рада. Но еще сложнее Франции, где в ожидании шанса перебраться через Ла-Манш месяцами живут выходцы с Черного континента.
В начале апреля в четырех километрах от Кале стихийно образовался палаточный лагерь, прозванный «Джунглями». Как сообщили в своем докладе правозащитники из Solidarités International, «по европейским меркам условия жизни в лагере ужасающие»: нелегалы располагаются на пустыре, на пять тысяч человек всего 30 кранов с питьевой водой, 60 душевых кабин, 20 туалетов. Кормят их всего раз в день.
Желая помочь мигрантам получить убежище во Франции, волонтеры организовали в лагере школу, где обучают их французскому языку. Местные жители приносят в классы книги, географические карты, учебники. Но вообще-то понаехавшие сильно раздражают коренное население. Криминогенная ситуация в районе резко ухудшилась. Люди стараются обезопасить свои дома: устанавливают видеокамеры, ограды под напряжением. А некоторые и вовсе продают недвижимость, не желая соседства нелегалов.
В основном мигранты проникают в Евротоннель в темное время суток. Как пишет The Guardian, за одну ночь число нелегалов, пускающихся в это рискованное предприятие, может перевалить за тысячу. Проникнув за ограждение, охраняемое несколькими сотнями полицейских, мигранты пытаются преодолеть 51 километр тоннеля пешком или стараются уцепиться за проходящие мимо поезда. С начала июня в Евротоннеле погибли девять нелегалов. Но большинство пытается добраться до Британии внутри фур. Одни незаметно забираются в кузов, другие угрожают водителям, требуя, чтобы те доставили их на территорию Соединенного Королевства.
Процветает и нелегальная транспортировка. Как сообщает The Evening Standard, в последний месяц тарифы контрабандистов выросли в два раза: если раньше доехать на грузовике до Британии можно было за 500 евро, сейчас это обходится в 1,1 тысячи евро. Те, у кого есть деньги и связи, платят по 5,6 тысячи евро за то, чтобы сесть в грузовик в каком-нибудь другом французском городе.
В Британии развернули кампанию по поимке контрабандистов и водителей, подозреваемых в нелегальной перевозке мигрантов. Уже арестовали польского дальнобойщика, доставлявшего в своей фуре мигрантов из Кале. Ему грозит штраф в размере 50,8 тысячи евро.
Вину за происходящее французские и британские власти перекладывают друг на друга. Париж обвиняет Лондон в том, что тот сам потворствует такому притоку мигрантов: сейчас в Соединенном Королевстве людям без документов легче осесть и устроиться на работу, чем в той же Франции и большинстве других стран ЕС. Дело в том, что в Британии нет национальных удостоверений личности (national identity cards), которые обычно требуются для устройства на работу в Европе. Британцы в свою очередь считают, что Париж делает недостаточно для обуздания потока мигрантов.
Компания Eurotunnel, обслуживающая тоннель под Ла-Маншем, обвиняет обе стороны в бездействии и требует от Лондона и Парижа компенсацию в размере 9,7 миллиона евро за то, что в последнее время вынуждена усиливать меры безопасности.
Лондон уже выделил почти 17 миллионов евро на охрану Евротоннеля. Кроме того, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал средства на установку в Кале дополнительных заграждений и видеокамер, а также 200 сотрудников органов безопасности со сторожевыми собаками. Как сообщает The Daily Telegraph, во Франции и Британии обсуждают возможность закрытия Евротоннеля в ночное время.
Хотя вводить национальное удостоверение личности Лондон отказывается, определенные законодательные меры, направленные на борьбу с наплывом мигрантов, там все же примут. Так, осенью британское правительство планирует представить на рассмотрение парламента новый законопроект по борьбе с нелегалами (Immigration Bill), который, как пишет The Times, создаст в стране «враждебную мигрантам атмосферу».
В законопроекте речь идет об ужесточении ответственности не только для самих нелегалов, но и для британцев, помогающих им. Например, тот, кто сдает жилье нелегальным мигрантам, может получить до пяти лет тюрьмы. Предполагается упростить процедуру выселения нелегалов из квартир. Сейчас для этого требуется решение суда.
Накажут и тех, кто нанимает нелегальных мигрантов. За нарушение закона работодателю грозит либо до двух лет тюрьмы, либо штраф (до 28 тысяч евро). С особой тщательностью будут проверять строительные компании, а также фирмы, нанимающие сиделок и уборщиц.