В России уже не первый год идет масштабная работа над проектами принципиально новых боевых самолетов. Большая их часть определена тяжеловесно-неуклюжей языковой конструкцией «Перспективный авиационный комплекс авиации»: фронтовой, дальней, корабельной, транспортной. «Лента.ру» свела воедино основную информацию по этим проектам.
Проще всего с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации — пресловутым «истребителем пятого поколения», создаваемым по программе «И-21». Проработки облика самолета начались еще в конце 1990-х годов, техническое задание на проектирование выдали в 2002 году. Машина Т-50, созданная по этому проекту ОКБ Сухого, поднялась в воздух в январе 2010 года и сейчас активно проходит испытания. В 2015 году начались, в частности, испытания вооружения для самолета.
ПАК ФА создавался как тактический аналог американского истребителя F-22 Raptor, в оригинале это тяжелый многоцелевой истребитель, способный как бороться за господство в воздухе, так и применять высокоточное оружие по поверхности. В предыдущем поколении аналогами таких машин были российские Су-30МК (во всем многообразии) и Су-35С, а также американские F-15.
Сроком начала поставок машины в войска обозначен 2017 год. Ранее планировалось закупить до 2020 года 65 единиц Т-50, но недавно военные уточнили, что в названные сроки будет закуплено лишь 12 машин, а остальные — после 2020 года. Это связано со сложностью отработки новой техники, с переносом времени ее разработки, а также с бюджетными сложностями.
У ПАК ФА есть младший брат, предназначенный для морской авиации. Это ПАК КА — комплекс корабельной авиации, новый палубный самолет. Работа в этом направлении еще только началась и по большей части не оформлена. Но точно известно, что гипотетический ПАК КА будет создаваться на базе ПАК ФА, — об этом осенью 2014 года заявил замглавкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук. Источники в отрасли сообщали, что при проектировании ПАК ФА учитывались требования к обеспечению в том числе и палубного базирования — в будущем.
Работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации были запущены в 2009 году. В результате военные хотели получить единый тип дальнего бомбардировщика, который заменит нынешние Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Контракт на разработку выиграло ОАО «Туполев», после чего прошел этап определения облика машины.
Техническое задание на бомбардировщик военные выдали в декабре 2011 года, а к началу 2012 года была завершена научно-исследовательская часть программы и начата разработка аванпроекта.
Считается, что машина будет дозвуковой, выполненной по схеме «летающее крыло»; требования к самолету формулировались исходя из экономичности силовой установки и увеличения времени патрулирования с высокой боевой нагрузкой. В состав бортового вооружения включат значительный перечень управляемого оружия, в том числе перспективных гиперзвуковых крылатых ракет. В корпорации «Тактическое ракетное вооружение» отметили, что дополнительно в боекомплект войдут ракеты типа «воздух-воздух». Двигатели для самолета делает ОАО «Кузнецов» на базе модернизированных НК-32 от Ту-160.
Летом 2012 года возникла довольно примечательная полемика между военными (заказчиками проекта) и вице-премьером Рогозиным (правительственным организатором и контролером исполнения). Рогозин потребовал, причем публично, сделать самолет гиперзвуковым, обосновав это необходимостью прорыва ПВО противника. «Посмотрите на уровень развития противовоздушной и противоракетной обороны: все эти самолеты никуда не долетят. Ни наши к ним, ни их к нам. Надо думать о совершенно нетривиальных вещах», — заявил тогда вице-премьер.
Военные возразили, что самолет им нужен как дозвуковая платформа-носитель дальнего высокоточного оружия (в том числе, естественно, и гиперзвукового), способная долго держаться в воздухе. А лететь «к ним» эти бомбардировщики и не собирались. Проект самолета был в итоге утвержден в марте 2013 года.
Теперь в связи с перезапуском производства бомбардировщиков Ту-160 в Казани и нарастающими финансовыми сложностями принято решение передвинуть сроки разработки ПАК ДА на период после 2021 года, ориентировав его на замену только Ту-95МС и Ту-22М3. Ранее предполагалось, что самолет взлетит в 2019 году, а сейчас, по заявлению разработчиков двигателей, первый полет вряд ли возможен ранее 2024 года.
Разработка семейства новых тяжелых и сверхтяжелых военно-транспортных самолетов (комплекса транспортной авиации) началось в 2013 году в рамках проекта «Ермак», или ПТС (перспективного транспортного самолета).
Семейство должно заменить в ВВС самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». Как утверждается, в проекте будет создана целая линейка унифицированных по бортовому оборудованию машин с максимальной грузоподъемностью от 80 до 200 тонн.
В апреле 2014 года были начаты работы по определению вида бортового радиоэлектронного оборудования для «Ермаков»; основные работы начнутся в 2016 году. Серийное производство самолетов развернется в Ульяновске (на заводе «Авиастар-СП») после 2024 года.
Некоторые эксперты утверждают, что базой проекта «Ермак» (ПАК ТА) может послужить нереализованный проект Ил-106. В 1987 году аванпроект этой машины выиграл конкурс ВВС СССР на перспективный оперативно-стратегический военно-транспортный самолет грузоподъемностью 80 тонн.
Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата будет разрабатываться для замены перехватчиков МиГ-31, которые занимают особую нишу в обороне страны от средств воздушного нападения (в том числе от крылатых ракет). МиГ-31 используются для усиления ПВО плохо защищенных участков границы — в частности, до недавнего времени они составляли основу российской арктической группировки ПВО.
Первоначально (в 2014 году) сообщалось, что работа по ПАК ДП начнется после 2017 года, а первые машины передадут в войска после 2025 года. Но недавнее заявление главкома Бондарева отнесло начало работ над самолетом уже за рубеж 2019 года.
Учитывая важность высокоточных неядерных средств воздушного нападения, которые уже давно стали приоритетами развития в крупных странах, повышается и актуальность разработки авиационного комплекса перехвата для борьбы с ними.
В данный момент известно, что ведется проектирование бортового радиоэлектронного комплекса новой машины. Самолеты типа МиГ-31 не зря прозвали «летающими ЗРК»: их радары и система управления огнем (бортовой комплекс «Заслон») дают им весьма солидные возможности по контролю воздушного пространства и перехвату целей (в том числе групповых). У МиГ-31 даже есть возможность работы в режиме самолета радиолокационного дозора и наведения для других машин.
После распада СССР основной производитель штурмовиков Су-25 (Тбилисский авиазавод) остался за пределами России. Линия по выпуску другой модификации этих самолетов (Су-25Т и Су-25УБМ — так называемых «горбатых») сохраняется на Улан-Удэнском авиазаводе, однако крупного заказа на них так и не было.
В данный момент принято решение обновить штурмовую авиацию не только проектом модернизации имеющихся строевых машин в версию Су-25СМ, но и выпуском нового самолета. Судя по публиковавшимся документам, разработка ведется в рамках ОКР «Шершень-ЭП» с формулировкой «Перспективный самолет-штурмовик на базе самолета типа Су-25». Осенью 2013 года ОКБ Сухого получило госкредит на сумму 210 миллионов рублей для создания эскизно-технического проекта машины.
Новый штурмовик по действовавшим ранее планам должен был появиться до 2020 года — во всяком случае, в 2013 году тогдашний главком ВВС Александр Зелин заявлял, что ПСШ включен в план закупок на период до 2020 года. Как они будут скорректированы в связи с усложнением финансовой ситуации (и будут ли) — пока неизвестно.
Сообщалось, что самолет будет создаваться с минимальным конструктивными изменениями относительно базового Су-25. В частности, он, вероятно, получит усовершенствованные двигатели Р-195 и практически полностью сохранит планер. Зато полностью обновят и оцифруют «борт» — бортовое радиоэлектронное оборудование. Машина получит новый прицельно-навигационный комплекс и возможность применять новые управляемые средства поражения (в том числе со спутниковой системой наведения). Также будут проведены работы по снижению радиолокационной заметности самолета.