Культура
09:22, 14 августа 2015

Как не бояться большевиков и Вуди Аллена Главные кинопремьеры недели

Денис Рузаев
Кадр из фильма «Иррациональный человек»

В прокате — новые фильмы Вуди Аллена и Гая Ричи, обаятельная британская комедия о союзе шахтеров и геев против Тэтчер, норвежские стритрейсеры и немецкие хакеры, а также триллер о том, как вредно иногда бывает встречать бывших одноклассников. Все самое главное — в обзоре «Ленты.ру».

«Иррациональный человек»

В маленьком колледже в Новой Англии с интересом ждут нового профессора философии — репутация бабника, алкаша и блестящего знатока Кьеркегора с Хайдеггером намного опережает самого Эйба Лукаса (Хоакин Феникс). По прибытии выяснится также, что Лукаса всюду опережает выдающееся брюхо — а Хайдеггер, Кьеркегор и тяжесть бытия давно прибили его к депрессии, импотенции и дну бутылки. Вот только разве такое когда-то останавливало заинтересованную женщину? А на Эйба запали сразу две — пьющая и недовольная мужем коллега-химик (Паркер Поузи) и его лучшая студентка (Эмма Стоун).

При этом «Иррациональный человек» и персональный кризис интеллигента непременно выльется в ироничную достоевщину. Это классический Вуди Аллен — и прелесть этого фильма, как и отличия от всех предыдущих картин мастера, в деталях. В ловком переходе от фельетона к фарсу. В том, как подбор актеров, от Феникса с его маниакальным взглядом до раздражающей позитивизмом Стоун, превращает анекдот в панегирик всему, такому нелепому человечеству. В том, что Аллена, которому в этом году исполняется 80, преступления и проступки человечества, его иррациональность, по-прежнему сильно задевают за живое. В том, сколь бездонны запасы едкости Вуди.

«Агенты А.Н.К.Л.»

«Проклятый большевик». «Чертов ковбой». Агенты КГБ и ЦРУ Илья Курякин (Арми Хаммер) и Наполеон Соло (Генри Кэвилл) обитают в слегка преувеличенных 1960-х — а значит, их совместная работа в отряде А.Н.К.Л. будет полна взаимных колкостей и мачо-соперничества. В том числе — за внимание их напарницы на миссии по предотвращению ядерного апокалипсиса, немки-автомеханика с внешностью, немыслимой для автомехаников (Алисия Викандер). Дружба народов в рамках отдельно взятой тройки все-таки состоится — лишнее свидетельство того, что в спецслужбах люди поумнее нас.

Это копеечный, конечно, сюжетный материал. Но Гай Ричи знает свое дело — и за два часа ни разу не даст зрителю заскучать, каждый раз выдумывая новый прием (и тут же, как опытный фокусник, раскрывая его механику). У британца всегда находится способ удержать внимание, а порой и вскружить голову — новый ракурс для съемки хука с правой, остроумная монтажная рифма, угарный музыкальный контрапункт. «Агенты» — может, и не лучший шпионский фильм этого года, но точно самый техничный, устраивающий такой экшен-калейдоскоп, что и гэбешники, и ястребы, и холодная война в нем кажутся смешными цветными стеклышками. Редкий терапевтический эффект!

«Гордость»

В Лондоне 1984-го гей-активист Марк Эштон смотрит по телевизору на уволенных правительством Тэтчер шахтеров и видит параллель со своей собственной борьбой. Пара ведерок — и Марк с товарищами уже собирает мелочь для поддержки бастующих пролетариев на марше за собственные права. Собрал несколько сотен фунтов — больше, чем любая другая группа помощи шахтерам в стране. На очереди поездка инициативной группы «Лесбиянки и геи поддерживают шахтеров» в шахтерский поселок в Уэльсе для личного знакомства. Оно получится неловким, грустным и комичным одновременно — но все-таки положит начало прекрасной, долгоиграющей дружбе.

«Гордость» переполнена праведного, почти комсомольского запала — но сколь бы ни была очевидна попытка этой трагикомедии понравиться, это не манипуляция, и трогает фильм по-настоящему. Дело в том, что запал этот направлен вовсе не на борьбу с ксенофобией, боязнью ближнего, которую «Гордость» показывает варварством вроде привычки грызть ногти на ногах. Нет, лучшие силы и традиции британской социальной комедии здесь брошены на то, чтоб призвать к единению — а это месседж куда более рабочий, и фильм получается уровня и обаяния «Мужского стриптиза» или «Билли Эллиотта».

И столичные геи, и с подозрением принимающие неожиданных союзников трудяги одинаково выброшены на обочину общественного процесса выбравшей «жесткую позицию» элитой — властью и подконтрольными ей СМИ. Для чего объединяться, если шахты заново не откроют, а идиоты, унижающие геев, не переведутся? У «Гордости», при всей ее легкомысленности, есть ответ и на этот вопрос — чувство подлинного, построенного на взаимном уважении и общих интересах (а такие есть у всех), народного единства куда долговечнее ненависти и страха. И власти тоже — где теперь та Тэтчер?

«Подарок»

Встреча с бывшим одноклассником — событие вовсе не обязательно невинное. Особенно если живешь в доме почти из одного стекла. Особенно если твоя семья кажется такой идеальной — а на самом деле, жена то и дело пичкает себя прозаком. Особенно если за кадром вот-вот взвизгнут скрипки, а тот самый одноклассник наведается в гости, пока жена дома одна.

«Подарком» в режиссуре дебютирует специализирующийся на негодяях австралийский актер Джоэл Эдгертон (он же играет одноклассника) — и это редкого жанрового достоинства кино. Любой триллер, чей сюжет то и дело примеряешь на себя, — удача. А триллер, который еще и умно снят (Эдгертон изобретательно раскрывает нервирующий потенциал окон в пол) и нешаблонно сыгран, — вообще штучная продукция.

«Кто я»

Сюжет немецкого триллера «Кто я» — один большой флешбэк. Мямля в капюшоне по имени Беньямин рассказывает следователю о том, как стал самым разыскиваемым во всей Германии хакером: девушка, Даркнет, случайное знакомство с мачо от кибервзлома Максом, хулиганский драйв и постепенно нарастающие аппетиты вплоть до надругательств над корпорациями и чиновниками. Интрига соответственно в том, выкрутится ли положительный, более-менее, парень от тюряги?

Режиссер Баран бо Одар бодрится как может — пуская действие по киберпроводам и иллюстрируя хай-тек-театром масок коммуникации в Даркнете. Ему, впрочем, никак не удается нечто посложнее — вызвать хоть какое-то сопереживание героям, так что заявка на локальный «Бойцовский клуб», не столько триллер, сколько бравурный портрет поколения (Одар, как может, подражает раннему Финчеру), не срабатывает.

«Скандинавский форсаж»

В Норвегии, если кто сомневался, тоже есть стритрейсеры. Более того — есть и ветераны уличных гонок на тюнингованных авто. У некоторых даже дети подросли — из этого наблюдения «Скандинавский форсаж» и выстраивает драму, ставя своего героя перед дилеммой, как совместить заезд через всю страну с заклятым противником и дочерью-подростком.

Словом, ставки в этом фильме несколько пониже, чем у «Форсажа» голливудского, но зато есть и возможность почувствовать хоть что-то, кроме головокружения от трюковых успехов и изумления шириной шеи Вина Дизеля. Бывалый «Мустанг» вместо «Ламбо», храпящий штурман с лицом библиотекаря, трудности отцовства — этот фильм полон не только карикатурного норвежского рэпа на аналоговых, в сравнении с Голливудом, сценах гонок, но и обаяния малых родин и семейных альбомов. Неудивительно, что начинается он с ностальгического посвящения классику киношной автопогони Хэлу Нидхэму и отеческой просьбы не превышать.

< Назад в рубрику