Только из бюджетов регионов на поддержку некоммерческих организаций, реализующих социальные проекты, выделяются миллиарды рублей. Однако на госпомощь могут рассчитывать не все: наиболее успешны в получении грантов те НКО, руководители которых состоят в «Единой России» и сотрудничают с партией власти. «Лента.ру» изучила, кому государственные деньги достаются в первую очередь.
Свердловская, Самарская области и Санкт-Петербург стали лидерами по поддержке НКО, свидетельствуют данные, собранные Общественной палатой России за 2014 — первую половину 2015 года (есть в распоряжении «Ленты.ру»). Первая за полтора года направила из регионального бюджета в общей сложности свыше 1,4 миллиарда рублей, вторая и третья — по 1,06 миллиарда.
По федеральным округам в лидерах Приволжский (свыше 1,8 миллиарда рублей), Уральский (свыше 1,6 миллиарда) и Северо-Западный (свыше 1,2 миллиарда).
В остальных округах наибольший объем средств на грантовую поддержку НКО из своих бюджетов направили Краснодарский край, который за полтора года предоставил гранты 73-м организациям на общую сумму 131,4 миллиона рублей; Омская область, выделившая 323-м НКО 108,1 миллиона рублей; Якутия — более 100 миллионов в 39 НКО; Воронежская область, которая в 2014 году направила в 104 НКО почти 90 миллионов рублей, и Ставропольский край, в 2014-м и первой половине 2015 года предоставивший в 25 НКО 53,5 миллиона рублей.
В Крымском федеральном округе за указанный период из бюджета гранты не выделялись. Но по линии Минэкономразвития в прошлом году 2,2 миллиона получила одна единственная НКО — «Конгресс защиты прав и свобод человека “МИР”», основанная «с целью защиты прав человека от неправомерных посягательств» (о том, как устроена в России система господдержки некоммерческих организаций, см. врез).
В числе направлений деятельности НКО, которые государство считает приоритетными, профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства, а также людей пожилого возраста, социальная адаптация инвалидов, развитие межнационального сотрудничества, профилактика потребления наркотиков, сохранение объектов культурного наследия, развитие дополнительного образования и массового спорта, научно-технического и художественного творчества и ряд других. Таким образом, некоммерческие организации, которые занимаются этими проблемами, могут в первую очередь рассчитывать на господдержку.
В 2014-2015 годах не остались без внимания государства те НКО, которые готовили мероприятия по празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, следует из справки Общественной палаты. Например, сахалинское отделение «ДОСААФ России» на грант в 400 тысяч рублей отремонтировало технику военных и послевоенных лет, участвовавшую в Параде 9 мая. Поддержали регионы и другие «патриотические» НКО, в том числе майкопский военно-патриотический клуб «Вертикаль», организацию по содействию нравственно-патриотическому воспитанию молодежи «Патриот» (Калмыкия), организацию «Мир дому твоему» (КБР), которой было выделено около полумиллиона рублей на «реализацию практических действий по формированию у молодежи антитеррористических ценностей».
Из «культурных» НКО не остались в стороне от господдержки АНО «Литературный Тамбов» (получил 900 тысяч рублей на «духовное развитие личности») и самарский клуб авторской песни имени Валерия Грушина (800 тысяч рублей).
Однако одних полезных дел недостаточно: залог успешного функционирования некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, о поддержке которых сейчас много говорится на федеральном уровне, — это сотрудничество с властью и лояльность ей. Анализ, проведенный «Лентой.ру», показал, что руководители значительного количества НКО, получивших за последние полтора года гранты из региональных бюджетов, — функционеры «Единой России», лица, тем или иным образом сотрудничающие с партией, а также сами представители власти.
Например, совет тюменского «Общества русской культуры» возглавляет Тамара Трунилова, состоящая в региональном совете сторонников ЕР. Обществу удалось выиграть 10,2 миллиона рублей из областного бюджета на «сохранение русской культуры, обычаев, традиций и языка». Председатель центрального cовета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Галина Маланичева также сторонница партии (состоит в центральном совете сторонников). Краснодарскому отделению ВООПИиК был выделен грант в 3,2 миллиона рублей на патриотическую акцию «Наследникам Великой Победы» (подготовку и издание краевой Книги памяти).
Социальные НКО участвуют в реализации партийных проектов «Единой России». Так, председатель совета Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Дмитрий Карабанов входит в координационный совет партпроекта ЕР «Старшее поколение» — постоянно действующий орган при президиуме генсовета партии. Как следует из справки ОП, гранты за последние полтора года получили различные региональные отделения организации — например, курганская выиграла 1,25 миллиона рублей. Приморским благотворительным фондом защиты материнства и детства «Мама» руководит координатор партийного проекта «Крепкая семья» Наталья Изотова. А фонд «Башкортостан без наркотиков» и вовсе является региональным проектом единороссов.
Свои социальные НКО есть и у единороссов из федерального парламента. «Союз пенсионеров России» возглавляет глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. По словам председателя правления татарстанского отделения СПР Любови Мишиной, основных проектов, реализуемых Союзом в регионе на республиканские гранты, два: «Университет третьего возраста», который с 2007 года проводит обучение пенсионеров по программам дополнительного образования, и проект по популяризации здорового образа жизни среди пенсионеров, который включает проведение летних и зимних спартакиад, организацию спортивных секций.
Во главе «Всероссийского общество инвалидов» (ВОИ) стоит депутат Госдумы, зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев. Челябинское отделение ВОИ выиграло у Минэкономразвития грант в 2,2 миллиона рублей на социальную адаптацию инвалидов и членов их семей. Эти средства пошли на проект комплексной реабилитации инвалидов области, уточнили в организации.
В числе грантополучателей — региональные отделения общества «Знание», возглавляемое Николаем Булаевым, первым заместителем руководителя фракции ЕР в Госдуме. Председатель высшего совета другой крупной организации — «Российского союза спасателей» — полковник Юрий Воробьев работает вице-спикером Совета Федерации.
Президент «Всероссийского общества глухих» (ВОГ) Валерий Рухледев входит в генсовет «Единой России». «Мы стараемся участвовать во всех конкурсах, организуемых государством, потому что с частными пожертвованиями дела обстоят совсем плохо», — заявил «Ленте.ру» его помощник Вадим Иванченко. По его словам, в основном госпомощь идет на трудоустройство инвалидов по слуху, развитие русского жестового языка (конкурсы, семинары), консультации для глухих (в том числе юридические), обучение и поддержку молодежи из числа инвалидов по слуху.
Молодежный актив партии власти также задействован в процессе получения грантов для НКО. Так, «Союз Оренбургских студентов», которому было выделено более 4,4 миллиона рублей, значится в послужном списке выходца из «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР), ныне председателя молодежного правительства Оренбургской области Сергея Дужникова.
Руководители социальных НКО активно вовлечены в политику. Например, глава ассоциации ветеранов спецназа и участников боевых действий «Спецназ-Русь» Олег Урбанюк по итогам праймериз «Единой России», с помощью которых был определен кандидат в губернаторы Калининградской области, вошел в тройку лидеров. А президент движения «Ямал — потомкам» Эдман Неркаги в ходе последней президентской кампании вступил в региональный «народный штаб» кандидата Владимира Путина. Теперь Неркаги состоит в региональном совете президентского движения Общероссийский народный фронт (ОНФ).
Нуждающиеся в социальной помощи слои населения — потребители услуг социальных НКО — традиционный электорат партии власти, напоминает эксперт Комитета гражданских инициатив (КГИ) Аркадий Любарев: «”Единая Россия” в агитации любит ссылаться на различные свои проекты в социальной сфере. Поэтому партия заинтересована в том, чтобы ими занимались близкие к ней структуры», — говорит он. В конце марта на проводимом единороссами в Ярославле «Форуме социальных работников» вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, ответственный в партии за агитационную работу, говорил, что в новой предвыборной программе, к разработке которой единороссы приступят после сентябрьских выборов, социальная проблематика займет значительное место.
«Крупнейшие грантооператоры, как правило, смотрят не на учредителя, а на проект, представленный НКО, поскольку для них главное — результат, за который потом придется отчитываться, — отмечает заместитель гендиректора Института национальной стратегии (ИНС) Александр Костин. — Поэтому на федеральном уровне я не вижу коррупционных рисков, тем более что речь идет не о таких больших деньгах. Но чем дальше от центра — тем прозрачности меньше».