Россия
13:00, 14 августа 2015

В обойме единой Какие НКО получают гранты из региональных бюджетов

Дина Ушакова

Только из бюджетов регионов на поддержку некоммерческих организаций, реализующих социальные проекты, выделяются миллиарды рублей. Однако на госпомощь могут рассчитывать не все: наиболее успешны в получении грантов те НКО, руководители которых состоят в «Единой России» и сотрудничают с партией власти. «Лента.ру» изучила, кому государственные деньги достаются в первую очередь.

Свердловская, Самарская области и Санкт-Петербург стали лидерами по поддержке НКО, свидетельствуют данные, собранные Общественной палатой России за 2014 — первую половину 2015 года (есть в распоряжении «Ленты.ру»). Первая за полтора года направила из регионального бюджета в общей сложности свыше 1,4 миллиарда рублей, вторая и третья — по 1,06 миллиарда.

По федеральным округам в лидерах Приволжский (свыше 1,8 миллиарда рублей), Уральский (свыше 1,6 миллиарда) и Северо-Западный (свыше 1,2 миллиарда).

В остальных округах наибольший объем средств на грантовую поддержку НКО из своих бюджетов направили Краснодарский край, который за полтора года предоставил гранты 73-м организациям на общую сумму 131,4 миллиона рублей; Омская область, выделившая 323-м НКО 108,1 миллиона рублей; Якутия — более 100 миллионов в 39 НКО; Воронежская область, которая в 2014 году направила в 104 НКО почти 90 миллионов рублей, и Ставропольский край, в 2014-м и первой половине 2015 года предоставивший в 25 НКО 53,5 миллиона рублей.

В Крымском федеральном округе за указанный период из бюджета гранты не выделялись. Но по линии Минэкономразвития в прошлом году 2,2 миллиона получила одна единственная НКО — «Конгресс защиты прав и свобод человека “МИР”», основанная «с целью защиты прав человека от неправомерных посягательств» (о том, как устроена в России система господдержки некоммерческих организаций, см. врез).

В числе направлений деятельности НКО, которые государство считает приоритетными, профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства, а также людей пожилого возраста, социальная адаптация инвалидов, развитие межнационального сотрудничества, профилактика потребления наркотиков, сохранение объектов культурного наследия, развитие дополнительного образования и массового спорта, научно-технического и художественного творчества и ряд других. Таким образом, некоммерческие организации, которые занимаются этими проблемами, могут в первую очередь рассчитывать на господдержку.

В 2014-2015 годах не остались без внимания государства те НКО, которые готовили мероприятия по празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, следует из справки Общественной палаты. Например, сахалинское отделение «ДОСААФ России» на грант в 400 тысяч рублей отремонтировало технику военных и послевоенных лет, участвовавшую в Параде 9 мая. Поддержали регионы и другие «патриотические» НКО, в том числе майкопский военно-патриотический клуб «Вертикаль», организацию по содействию нравственно-патриотическому воспитанию молодежи «Патриот» (Калмыкия), организацию «Мир дому твоему» (КБР), которой было выделено около полумиллиона рублей на «реализацию практических действий по формированию у молодежи антитеррористических ценностей».

Из «культурных» НКО не остались в стороне от господдержки АНО «Литературный Тамбов» (получил 900 тысяч рублей на «духовное развитие личности») и самарский клуб авторской песни имени Валерия Грушина (800 тысяч рублей).

Однако одних полезных дел недостаточно: залог успешного функционирования некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, о поддержке которых сейчас много говорится на федеральном уровне, — это сотрудничество с властью и лояльность ей. Анализ, проведенный «Лентой.ру», показал, что руководители значительного количества НКО, получивших за последние полтора года гранты из региональных бюджетов, — функционеры «Единой России», лица, тем или иным образом сотрудничающие с партией, а также сами представители власти.

Например, совет тюменского «Общества русской культуры» возглавляет Тамара Трунилова, состоящая в региональном совете сторонников ЕР. Обществу удалось выиграть 10,2 миллиона рублей из областного бюджета на «сохранение русской культуры, обычаев, традиций и языка». Председатель центрального cовета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Галина Маланичева также сторонница партии (состоит в центральном совете сторонников). Краснодарскому отделению ВООПИиК был выделен грант в 3,2 миллиона рублей на патриотическую акцию «Наследникам Великой Победы» (подготовку и издание краевой Книги памяти).

Социальные НКО участвуют в реализации партийных проектов «Единой России». Так, председатель совета Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Дмитрий Карабанов входит в координационный совет партпроекта ЕР «Старшее поколение» — постоянно действующий орган при президиуме генсовета партии. Как следует из справки ОП, гранты за последние полтора года получили различные региональные отделения организации — например, курганская выиграла 1,25 миллиона рублей. Приморским благотворительным фондом защиты материнства и детства «Мама» руководит координатор партийного проекта «Крепкая семья» Наталья Изотова. А фонд «Башкортостан без наркотиков» и вовсе является региональным проектом единороссов.

Свои социальные НКО есть и у единороссов из федерального парламента. «Союз пенсионеров России» возглавляет глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. По словам председателя правления татарстанского отделения СПР Любови Мишиной, основных проектов, реализуемых Союзом в регионе на республиканские гранты, два: «Университет третьего возраста», который с 2007 года проводит обучение пенсионеров по программам дополнительного образования, и проект по популяризации здорового образа жизни среди пенсионеров, который включает проведение летних и зимних спартакиад, организацию спортивных секций.

Во главе «Всероссийского общество инвалидов» (ВОИ) стоит депутат Госдумы, зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев. Челябинское отделение ВОИ выиграло у Минэкономразвития грант в 2,2 миллиона рублей на социальную адаптацию инвалидов и членов их семей. Эти средства пошли на проект комплексной реабилитации инвалидов области, уточнили в организации.

В числе грантополучателей — региональные отделения общества «Знание», возглавляемое Николаем Булаевым, первым заместителем руководителя фракции ЕР в Госдуме. Председатель высшего совета другой крупной организации — «Российского союза спасателей» — полковник Юрий Воробьев работает вице-спикером Совета Федерации.

Президент «Всероссийского общества глухих» (ВОГ) Валерий Рухледев входит в генсовет «Единой России». «Мы стараемся участвовать во всех конкурсах, организуемых государством, потому что с частными пожертвованиями дела обстоят совсем плохо», — заявил «Ленте.ру» его помощник Вадим Иванченко. По его словам, в основном госпомощь идет на трудоустройство инвалидов по слуху, развитие русского жестового языка (конкурсы, семинары), консультации для глухих (в том числе юридические), обучение и поддержку молодежи из числа инвалидов по слуху.

Молодежный актив партии власти также задействован в процессе получения грантов для НКО. Так, «Союз Оренбургских студентов», которому было выделено более 4,4 миллиона рублей, значится в послужном списке выходца из «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР), ныне председателя молодежного правительства Оренбургской области Сергея Дужникова.

Руководители социальных НКО активно вовлечены в политику. Например, глава ассоциации ветеранов спецназа и участников боевых действий «Спецназ-Русь» Олег Урбанюк по итогам праймериз «Единой России», с помощью которых был определен кандидат в губернаторы Калининградской области, вошел в тройку лидеров. А президент движения «Ямал — потомкам» Эдман Неркаги в ходе последней президентской кампании вступил в региональный «народный штаб» кандидата Владимира Путина. Теперь Неркаги состоит в региональном совете президентского движения Общероссийский народный фронт (ОНФ).

Нуждающиеся в социальной помощи слои населения — потребители услуг социальных НКО — традиционный электорат партии власти, напоминает эксперт Комитета гражданских инициатив (КГИ) Аркадий Любарев: «”Единая Россия” в агитации любит ссылаться на различные свои проекты в социальной сфере. Поэтому партия заинтересована в том, чтобы ими занимались близкие к ней структуры», — говорит он. В конце марта на проводимом единороссами в Ярославле «Форуме социальных работников» вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, ответственный в партии за агитационную работу, говорил, что в новой предвыборной программе, к разработке которой единороссы приступят после сентябрьских выборов, социальная проблематика займет значительное место.

«Крупнейшие грантооператоры, как правило, смотрят не на учредителя, а на проект, представленный НКО, поскольку для них главное — результат, за который потом придется отчитываться, — отмечает заместитель гендиректора Института национальной стратегии (ИНС) Александр Костин. — Поэтому на федеральном уровне я не вижу коррупционных рисков, тем более что речь идет не о таких больших деньгах. Но чем дальше от центра — тем прозрачности меньше».

< Назад в рубрику