Экономика
10:49, 14 августа 2015

Ралли вице-премьеров Во что обходятся аппаратные игры руководителей кабмина

Александр Бирман
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Российское правительство успешно конкурирует с Народным банком Китая в умении озадачивать сограждан. Если рубль больше ориентируется на юань и нефть, то цены в магазинах и социальное благополучие россиян в немалой степени зависят от аппаратных успехов и неудач тех или иных руководителей кабмина. «Лента.ру» проанализировала, кто из вице-премьеров сегодня обходится казне и населению дороже.

Аркадий Дворкович

Перефразируя классика марксизма-ленинизма, можно сказать, что Аркадий Дворкович сосредотачивает в своих руках необъятную экономическую власть. Дмитрий Медведев поручил ему курировать импортозамещение в гражданских отраслях. И теперь кабинет Дворковича, скорее всего, станет главным объектом паломничества всевозможных промышленных лоббистов. При нынешнем финансовом голоде нет лучшего способа добиться бюджетных субсидий, чем объявить о каком-нибудь импортозамещающем бизнес-проекте.

Единственный, но немаловажный нюанс: соответствуют ли полномочия самого молодого вице-премьера его реальным аппаратным возможностям? Особенно при наличии в формальном подчинении таких амбициозных «тяжеловесов», как министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Правда, в отличие от уничтожения санкционных продуктов еще одна продвигаемая ткачевским ведомством идея — о сокращении поголовья скота в личных подсобных хозяйствах — похоже, встретила «торможение в верхах», и не в последнюю очередь благодаря Дворковичу. На вторничной пресс-конференции вице-премьер произнес дежурную бюрократическую фразу о том, что такие вопросы требуют тщательной проработки и анализа, а уже в четверг Дмитрий Медведев заявил: «Сфера чувствительная, никаких решений пока нет. И я вовсе не уверен, что они будут».

Юрий Трутнев

Юрию Трутневу впору рисовать на своем фюзеляже еще одну звездочку — на сей раз за победу над Минфином. Ее финансовые итоги не исчерпываются теми 4,8 миллиарда рублей, которые впервые выделены Фондом развития Дальнего Востока (ФРДВ) на финансирование региональных проектов. Хотя именно регламенты, установленные ведомством Антона Силуанова, четыре года не позволяли «распечатать» ФРДВ.

По данным «Ведомостей», объем дальневосточного фонда в течение ближайшего десятилетия может достичь 78 миллиардов рублей. Главным образом — за счет налоговых поступлений от проектов на территории региона. Если эти предложения Минвостокразвития будут одобрены, Дальний Восток станет полигоном для отработки новой модели бюджетного федерализма. То есть меньше отдавать в казну, но и меньше брать из нее.

В условиях затяжного падения цен на нефть такой вариант вряд ли вызовет бурю энтузиазма у Минфина. Но на другой чаше весов — финансирование дальневосточных строек за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ). В таком случае утешить Антона Силуанова может лишь пассаж из интервью Юрия Трутнева Forbes: «Деньги на ФНБ можно и нужно размещать в проектах на территории Российской Федерации. Вопрос только один: эти проекты должны быть абсолютно надежны, эти деньги должны обязательно вернуться, это должно быть гарантировано». Ведь среди потенциальных претендентов на средства нацфондов далеко не все настаивают на возвратности как обязательном условии.

Дмитрий Козак

Болезненную и резонансную проблему взносов на капремонт Дмитрий Козак и его «жилищно-коммунальные» подопечные, похоже, пытаются разрешить по принципу известного анекдота: «Теперь пусть он нервничает». Минстрой предложил ввести субсидиарную ответственность государства по вкладам граждан, выбравших спецсчет для перечисления сборов на капремонт.

Перспектива увеличения нагрузки на казну Минфин вряд ли обрадует. Тем более что идея с финансированием капремонта непосредственно населением возникла именно из-за стремления региональных и федеральных властей минимизировать соответствующие бюджетные расходы. Зато симпатии банковского лобби, наоборот, в случае претворения инициативы Минстроя в жизнь оказываются на стороне строительного ведомства и патронирующего его вице-премьера.

К тому же у Козака есть шанс заручиться поддержкой главы правительства. Несмотря на очевидные политические риски «капремонтной» темы Дмитрий Медведев пока старается ограничиться лишь ее «косметическими» корректировками. «Деньги для кого-то приличные, но вообще не огромные, скажем откровенно», — уверяет Дмитрий Медведев, говоря о наделавших столько шума сборах.

Дмитрий Рогозин

Дмитрий Рогозин утверждает, что российский ОПК к 2018 году откажется от украинских комплектующих. К этому же сроку на 90 процентов должны быть замещены поставки из стран ЕС и НАТО. При этом, по признанию вице-премьера, «самые поздние позиции будут реализованы в 2021 году».

Между тем Владимир Путин больше года назад — в июле 2014-го — призвал «в кратчайшие сроки» решить проблему импортозамещения в оборонной промышленности. Исходя из указанных Рогозиным временных горизонтов выполнение президентского поручения затягивается года на четыре, а то и на семь лет.

Правда, летом прошлого года глава государства признавал, что импортозамещение в ОПК «потребует дополнительных денег, но абсолютно подъемных и не обременяющих бюджет». А произошедшее за это время почти двукратное падение цен на нефть заметно ограничило возможности казны. Неслучайно на недавней встрече с президентом Дмитрий Рогозин, представляя программу модернизации отечественного двигателестроения, особо упирал на то, что она позволит «нормально экономить деньги».

Ольга Голодец

Даже отпуск не помешал Ольге Голодец торпедировать принятие невыгодных для нее решений. А информация «Ведомостей» о достижении «пенсионного компромисса» — а точнее, об индексации пенсий в 2016 году в пределах семи процентов, — оказалась сильно преждевременной. Как утверждает пресс-секретарь «социального» вице-премьера Алексей Левченко, «идет бюджетный процесс, и у правительства пока еще есть возможность обсуждать эту тему».

Соцблок правительства настаивает на почти 12-процентной индексации. А упомянутый компромиссный вариант ближе к предлагаемым Минфином пяти процентам. Неслучайно совещание, результатом которого стал этот компромисс, проводилось в отсутствие Голодец.

Впрочем, искушенность в аппаратных играх позволяет решить далеко не все проблемы в социальной сфере. По данным Минздрава, за прошедшие восемь лет смертность среди пожилых россиян увеличилась с 67,3 до 73,2 процента. С учетом планов Минпромторга об ограничении госзакупок импортного медоборудования эта динамика, скорее всего, сохранится. Особенно если учесть, что при существующих пенсиях большинство стариков вынуждены пользоваться услугами именно государственных, а не частных медицинских учреждений.

Игорь Шувалов

Из всех категорий населения лишь любители покера ныне имеют основания рукоплескать Игорю Шувалову. По данным «Интерфакса», участники одного из недавних совещаний у первого вице-премьера решили исключить онлайн-покер из списка азартных игр. Логика этого шага понятна: государству нужны дополнительные источники дохода. А покерные интернет-площадки — вполне привлекательные объекты с точки зрения налогообложения.

Но на этом выигрыши Шувалова исчерпываются. У автолюбителей появится повод невзлюбить первого вице-премьера, если его борьба с аварийностью на дорогах приведет к введению для «лихачей» повышающих коэффициентов по ОСАГО и возвращению нулевого промилле.

А владельцы розничных сетей наверняка усомнятся в лоббистских умениях курирующего их первого вице-премьера после того, как Дмитрий Медведев одобрит ограничение торговых наценок, предусмотренное поправками к закону «О торговле». Речь идет о значительном сокращении — с 10 до 3 процентов — максимально допустимого размера бонуса, взимаемого ретейлером с поставщика. При этом бизнесмены, в отличие от авторов данной законодательной новеллы, предрекают всплеск розничных цен и дефицит ряда товаров.

Александр Хлопонин

Александр Хлопонин, представляя два года назад ставропольцам их нового губернатора Владимира Владимирова, разумеется, не мог предвидеть все последствия этого назначения. Но как раз с подачи Владимирова в правительстве заговорили о том, что некоторые публицисты назвали новой «продразвесткой», а именно — об ограничении поголовья скота в личных подсобных хозяйствах.

Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что предыдущий глава региона Валерий Зеренков был менее склонен к эпатажу. Но, согласно одной из версий, отставку Зеренкова спровоцировал его конфликт с Хлопониным, который в то время курировал Северо-Кавказский федеральный округ и в качестве вице-премьера, и в качестве полпреда президента. Иными словами, с приходом Владимирова руководство Ставрополья, по идее, должно было стать более предсказуемым для федеральных кураторов. И уж точно не выдвигать инициативы, способные крайне неоднозначно отразиться на имидже кабмина.

< Назад в рубрику