На российских заводах сохраняется дефицит квалифицированных кадров на фоне сокращений в машиностроительном секторе. В Минпромторге опасаются дальнейшего оттока опытных рабочих с промышленных предприятий: молодежь по-прежнему отпугивают невысокие зарплаты и непрестижность рабочих профессий. По мнению экспертов, эффективно решать задачи импортозамещения в такой ситуации крайне затруднительно.
Кризисные явления в российской экономике заставили российские предприятия транспортного машиностроения корректировать численность персонала. Весной о грядущих увольнениях сообщали «Алтайвагонзавод» (входит в «Сибирский деловой союз»), «Рузхиммаш» (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски), «Трансмашхолдинг» и другие машиностроители. Трудности возникли у челябинского производителя спецтехники «ЧТЗ-Уралтрак» (принадлежит «Уралвагонзаводу»). О сокращениях сотрудников объявлял «АвтоВАЗ» (в данном случае речь шла о служащих) и российские заводы Ford и Volkswagen, а предприятие General Motors в Петербурге со штатом 1100 человек решили законсервировать на неопределенный срок.
Удивительно, но на фоне сокращений на предприятиях по производству автомобилей и железнодорожной техники российская промышленность по-прежнему испытывает нехватку опытных кадров. Наиболее остро дефицит квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, по данным Минпромторга, ощущается в отраслях, где разворачиваются программы импортозамещения: тяжелое машиностроение, ВПК, электроника. Чиновники прогнозируют, что во второй половине года «можно ожидать оттока наиболее высококвалифицированных кадров из обрабатывающих производств в добывающие и экспортоориентированные сектора», — говорится в справке Минпромторга (есть в распоряжении «Ленты.ру»). Найти новую работу сотрудникам закрывающихся предприятий будет непросто, этому препятствуют такие факторы как структурная безработица (необходимость осваивать новые профессии), низкая мобильность населения и изрядное количество промышленных моногородов на территории России.
Представитель «КамАЗа» подтвердил «Ленте.ру», что нехватка квалифицированных кадров ощущается на всех основных производствах: недостает технологов, инженеров и рабочих «редких специальностей». Он добавил, что сокращений персонала до конца года не планируется, как и набора новых работников; в итоге общая численность будет снижаться за счет «естественной текучести» (на предприятии работает около 38 тысяч человек, из которых почти 85 процентов задействованы в производстве).
«АвтоВАЗ» продолжит сокращения в рамках объявленной в январе программы: представитель автоконцерна заявил, что в течение 2015 года будут уволены в общей сложности 1100 человек — руководители, специалисты и служащие. При этом крупнейший в России производитель легковых авто не испытывает недостатка в квалифицированных специалистах (на «АвтоВАЗе» работают около 50 тысяч человек, из которых на конвейере и производстве автокомпонентов — 32 тысячи). В группе «ГАЗ» на вопрос «Ленты.ру» о дефиците кадров не ответили, но сообщили, что компания сотрудничает с 20 учебными заведениями (вкладывает в развитие материальной базы и выплачивает стипендии наиболее способным учащимся) и организовала две кафедры на базе Нижегородского техуниверситета. В «Трансмашхолдинге» (около 42 тысяч человек, из которых 32 тысячи — на производстве) отметили, что имеется лишь небольшая потребность в людях, обладающими «специфическими или уникальными навыками», что для холдинга не критично. И добавили, что в холдинге действует собственная система обучения персонала. В ОДК и «Вертолетах России» востребованы инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, предприятиям холдинга «Технодинамика» тоже нужны инженеры (инженер-конструктор, ведущий инженер), сообщили «Ленте.ру» в «Ростехе» (с учетом холдингов в корпорации работают около 470 тысяч человек). Нуждается в опытных специалистах производитель титана «ВСМПО-Ависма» («Ростех» владеет блокпакетом акций): в инженерах-металлургах, машиностроителях, электриках, механиках и энергетиках, станочниках.
«В машиностроении действительно есть дефицит квалифицированных кадров», — признает зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Основанием для такой ситуации, по его представлению, стал закон об образовании от 2013 года, из которого «было изъято начальное профессиональное образование, осталось высшее и среднее специальное». Серьезные проблемы с кадрами испытывают по большей части партнеры крупных холдингов — комплектаторы второго и третьего уровня (поставщики комплектующих и материалов для сложных изделий: самолетов, кораблей, автомобилей).
В последнее время российские заводы активно перевооружаются, покупают современное высокотехнологичное оборудование, но не хватает людей, способных на нем эффективно работать. Недостаток таких специалистов является сдерживающим фактором для импортозамещения наравне с нехваткой долгосрочных дешевых кредитов, считает Гутенев. А замещать нужно изрядно: в конце марта Минпромторг утвердил отраслевые планы импортозамещения, в каждом из которых сотни позиций (программа замещения в гражданском авиастроении предусматривает замену огромного числа изделий — от систем предупреждения столкновений TCAS до аварийных трапов), а в массовом сегменте электроники российские изделия практически не представлены.
Всего на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности сейчас работают около 5,6 миллиона человек (в 2014 году дефицит рабочей силы на предприятиях оценивался в 1,8 миллиона человек). В Минпроме отмечают, что эта численность «сможет обеспечивать рост производства в среднесрочной перспективе», но для эффективного импортозамещения ее недостаточно.
За год — с августа 2014-го по конец июля текущего года — число вакансий в сфере офисной работы сократилось на 11 процентов, а в сфере рабочего персонала — лишь на 7, свидетельствуют данные портала по поиску работы HeadHunter. В сфере рабочего персонала показатель «hh.индекс», характеризующий соотношение резюме к числу открытых вакансий, один из самых низких по рынку — 2,4 (чем выше индекс — тем больше конкурс на место). Для сравнения: в банковском секторе он составляет 5, а в юридической сфере — 9,7. По данным рекрутингового портала Superjob, на рынке труда наиболее востребованы слесари — 14 процентов всех вакансий для квалифицированных рабочих, техники — 8 процентов, и автомеханики — 6 процентов. Хуже всего обстоят дела с подбором рабочих в Центральном федеральном округе (0,7 резюме на вакансию) и на Урале (0,9 резюме на вакансию).
Впрочем, эксперты ничего парадоксального в этой ситуации не видят. Проблему дефицита квалифицированных работников на российских заводах не могут решить уже лет 10-15, а сокращения на некоторых российских предприятиях носят временный характер и связаны с кризисными явлениями в экономике, поясняют они. По словам руководителя управления маркетинга и коммуникаций Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Вячеслава Прокофьева, чтобы стать квалифицированным рабочим, выпускнику нужно поработать шесть-семь лет. «Большинство квалифицированных специалистов сейчас на пенсии или сменили профессию, потому что в предыдущие годы не могли нормально зарабатывать на заводах. А обучать неопытные кадры работодатели не хотят», — добавляет Прокофьев.
Руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова говорит, что работодатели требуют от соискателей опыта работы по специальности от года до двух лет, знания профессиональных технологий, инструментов, нередко — сертификаты и документы допуска по профессии. Для эффективной работы на современном высокотехнологичном производстве сотруднику требуется гораздо более широкий круг навыков и компетенций, чем двадцать или даже десять лет назад, добавляет специалист по продукту компании CEB SHL Russia&CIS Максим Пескин. И подчеркивает, что ключевым фактором при отборе в сложившейся экономической ситуации является «стремление бизнеса сократить издержки».
Отраслевые эксперты и чиновники Минпромторга сходятся во мнении, что зарплаты в промышленном секторе хоть и растут, но слишком медленно. Поэтому молодежь и предпочитает становиться юристами, банкирами, финансистами и «белыми воротничками».
По данным Минпромторга, за первое полугодие 2015-го заработные платы в обрабатывающей промышленности выросли примерно на девять процентов и составили в среднем чуть более 32 тысяч рублей в месяц, а зарплаты в машиностроительном секторе — всего на 6-7 процентов. Отмечают в министерстве и другую проблему: значительные разрывы в уровне оплаты труда между разными секторами экономики и промышленности. «Среднемесячная оплата труда в химическом комплексе составляет 38 тысяч рублей, а в текстильном производстве — чуть более 15 тысяч. По уровню оплаты обрабатывающая промышленность уступает добыче полезных ископаемых и ряду видов услуг, что негативно отражается на конкуренции за высококвалифицированных специалистов», — отмечают в Минпроме, признавая, что темпы увеличения зарплат в обрабатывающих отраслях «не успевают за ростом потребительских цен».
По информации Superjob, средняя зарплата специалистов с опытом от одного года по наиболее востребованным рабочим специальностям (слесарь, техник, автомеханик) в Москве составляет около 43 тысячи рублей. Больше всего работодатели готовы платить прорабам и мастерам по ремонту — 58-60 тысяч рублей. Специалисты с опытом работы более трех лет могут рассчитывать в Москве на более высокие доходы — 45-65 тысяч рублей, а в регионах — на 45 тысяч рублей максимум, сообщается в исследовании HeadHunter. Таким образом, средняя зарплата квалифицированного рабочего в Москве с опытом работы до трех лет все равно оказывается на уровне или даже ниже доходов «белых воротничков», которым готовы платить в среднем 51 тысячу рублей (данные hh.ru).
«Задача правительства — выравнивать межотраслевой уровень зарплат. Не может девушка, подающая кофе в «Газпроме» или «Роснефти», зарабатывать больше конструктора на оборонном заводе!» — возмущается Гутенев. Старший аналитик рекрутингового портала Superjob Дарья Шурыгина соглашается: «Низкий конкурс среди рабочих — следствие низких зарплат и низкого престижа рабочих профессий, характерных для 1990-2000-х годов». В настоящее время, по ее словам, спрос на эти профессии со стороны работодателей достаточно высок, и возникший в предыдущие два десятилетия дефицит кадров ощущается все острее.
Решить проблему с дефицитом квалифицированных кадров на заводах «при наличии соответствующей [политической] воли», можно за полтора-два года, оптимистичен Владимир Гутенев. Для этого он предлагает несложный, на первый взгляд, рецепт: возрождать начальное профобразование и дотировать обучение новым специальностям на заводах. Последнее уже применяется, в частности, на «АвтоВАЗе», «КамАЗе» и ряде вагоностроительных заводов.
В январе правительство приняло антикризисную программу, предусматривающую в том числе дотации для регионов на переобучение (объем всей программы по снижению напряженности на рынке труда на 2015 год составляет 52 миллиарда рублей). По планам Минпромторга, это позволит сохранить занятость около 35 тысяч работников, находящихся под угрозой увольнения. Наиболее активно в программу включились Татарстан, Алтайский край, Тверская, Нижегородская и Самарская области, сообщается в материалах министерства. Получателями господдержки стали крупнейшие автозаводы и вагоностроительные предприятия: «АвтоВАЗ» (2,6 тысячи участников программы), «КамАЗ» (15,8 тысячи), входящий в группу «Трансмашхолдинг» Тверской вагоностроительный завод (0,5 тысячи), Алтайвагон (2,6 тысячи) и другие.
Первый замминистра промышленности Глеб Никитин сообщил «Ленте.ру», что Россия также участвует в программе по глобальному образованию, которая предусматривает поддержку россиян, обучающихся в зарубежных вузах, с последующим трудоустройством в российские компании. «Заинтересованные работодатели могут софинансировать часть расходов на обучение. В число участников этой программы мы вовлекли более 60 ведущих промышленных холдингов и компаний», — отметил он. Кроме того, Минобрнауки и Минпромторг реализуют проект по созданию на базе высших учебных заведений инжиниринговых центров: функционируют уже 30 таких подразделений.