Район Западное Дегунино расположен в Северном округе столицы. Своим соседям он уступает в статусе из-за отсутствия на территории станций метро. Правда, этот недостаток компенсируется хорошо развитой торговой и социальной инфраструктурой. Да и недорогое жилье здесь можно приобрести как на вторичном, так и на первичном рынке.
Район Западное Дегунино расположился на месте двух старинных русских сел — Дегунино и Бусиново. По возрасту они всего на 189 лет моложе самой Москвы. Одним словом, на севере столицы это самое древнее поселение. Однако старинных построек в Западном Дегунино не найдешь — до наших дней сохранились только два старинных храма, возведенных в XIX веке. Остальные здания в районе типовые, появившиеся в советское время, и по своей застройке он ничем не отличается от других окраинных «спальников» столицы. К числу престижных район никак не отнесешь: расположен на удалении от центра, да к тому же не располагает ни единой станцией метрополитена. Хотя благодаря развитой наземной сети транспорта жители могут добраться до станций метро Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий, расположенных в соседних районах.
Есть и надежда на лучшее: в 2016 году на границе района с соседним — Бескудниковским — планируется открыть станцию метро «Верхние Лихоборы», на тот же год намечено и открытие станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии метро, а также строительство двух транспортно-пересадочных узлов. Все это, плюс реконструкция Дмитровского шоссе, должно значительно увеличить транспортную доступность района.
Среди преимуществ Западного Дегунино — неплохая экология, развитая торговая и социальная инфраструктура. «Району еще предстоит побороться за повышение своего статуса среди прочих районов на севере Москвы. Но к этому уже есть предпосылки: перспективы строительства метро и появление новых ярких жилых проектов, таких как ЖК "На Базовской"», — говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой».
«Известие о строительстве новой станции способно поднять уровень цен на 10-15 процентов, если речь о первичном рынке, подорожание на вторичном рынке бывает менее выраженным, — приводит расчеты Евгений Редькин, генеральный директор компании "Реалист". — И все же, особенно в сегодняшних условиях, когда вторичное предложение избыточно, а спрос невысок, появление в хорошей доступности от дома станции метро станет конкурентным преимуществом».
«Что касается периодов всплеска спроса, обусловленного планами по строительству метро вблизи жилого объекта: первый, как правило, происходит непосредственно после анонсирования метростройки, второй — незадолго до ввода станции в эксплуатацию. Причем первый всплеск более мощный, так как к моменту открытия станции все ликвидное предложение жилья в прилегающем районе, как правило, уже оказывается распроданным», — рассказывает Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж компании «Лидер Групп».
Активное строительство в Западном Дегунино началось в 1960 году, после вхождения территории в состав Москвы. Так что преобладают в нем панельные дома средней и высокой этажности 1970-80-х годов постройки. Большая часть продающихся в районе квартир находится именно в таких домах, реже, но все-таки встречаются квартиры в свежевозведенных новостройках. По базе эксклюзивных предложений «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости», цены на вторичную недвижимость в районе колеблются от 5,35 до 12 миллионов рублей.
Самый недорогой вариант — однокомнатная квартира общей площадью 38 квадратных метров, расположенная на девятом этаже 12-этажного панельного дома на Коровинском шоссе. Объект выставлен на продажу за 5,35 миллиона рублей. Интересно, что за аналогичную цену предлагается и самая дорогая «однушка» общей площадью 32 «квадрата», расположенная на последнем этаже панельной пятиэтажки на улице Ангарской. Среди «двушек» наиболее бюджетный вариант оценивается в 6,9 миллиона рублей. Это квартира общей площадью 45 квадратных метров на последнем этаже панельной пятиэтажки на улице Базовская. Самая же дорогая «двушка» общей площадью 51,2 квадратного метра стоит 10,25 миллиона рублей. Жилье расположено на восьмом этаже 15-этажного панельного дома на той же Базовской улице. Минимальный бюджет за «трешку» площадью 75 квадратных метров определен в 6,9 миллиона рублей. Недвижимость общей площадью 75 квадратных метров находится на восьмом этаже 14-этажного панельного дома на улице Ангарская. Максимум, запрашиваемый за «трешку», — 11,99 миллиона рублей. За эту цену предлагается купить квартиру общей площадью 75,6 квадратного метра на втором этаже 17-этажного панельного дома на улице Талдомская.
Наличие широкого выбора относительно демократичного — по московским меркам — жилья и на первичном, и на вторичном рынках делает район привлекательным для тех покупателей, кто настроен на экономию и готов смириться и с отсутствием метро, и с наличием промзон, и с планами по строительству временного жилья для иммигрантов на территории одной из этих промзон.
За последнее время в районе, по данным экспертов, было реализовано как минимум четыре новых строительных проекта. Однако сейчас в продаже от застройщика, как замечает Ирина Доброхотова, находятся квартиры только в двух комплексах, это ЖК «На Базовской улице» (уже введен в эксплуатацию, цены начинаются от 5,1 миллиона рублей) и в ЖК Apartville (планируемый срок ввода — третий квартал 2015, цены на апартаменты стартуют от 9,3 миллиона рублей). «В жилом комплексе "На Базовской" представлено муниципальное жилье, но часть квартир были выведены в этом году на электронные торги. А на территории промзоны "Дегунино-Лихоборы" проходит реконструкция производственного здания, где к концу 2016 года появится ЖК ApartVille», — рассказывает о планах по застройке района Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки».
Площади «однушек» в новостройках варьируются от 37,9 до 39,7 квадратного метра и стоят, по словам эксперта, от 5,4 до 5,7 миллиона рублей; «двушки» площадью от 51,2 до 58,3 квадратного метра оцениваются в сумму от 6,9 до 7,7 миллиона рублей, «трешки» площадью от 72,4 до 83 квадратного метра стоят от 9,3 до 11,1 миллиона рублей. Что касается апартаментов, то их площадь варьируется от 27 до 92,9 квадратного метра, а стоимость — от 5,4 до 15,4 миллиона рублей.
В ближайшие годы девелоперы и город направят свои усилия на развитие в Западном Дегунине инфраструктурных объектов. Так, по данным комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, в 2015 году на улице Пяловская, вл. 1 корп. 61 планируют достроить гараж-стоянку открытого типа на 457 машиномест. На Коровинском шоссе, вл. 1В завершится реконструкция автозаправочной станции. На улице Базовская, вл. 15, корп. 9А достроят жилой дом высотой в 24 этажа yf 253 квартиры.
На Коровинском шоссе, вл. 41, стр. 6 завершится надстройка и переустройство складского здания. В 2016 году в микрорайоне 11-11А построят детский сад на 150 мест с группой кратковременного пребывания на 20 мест. В микрорайоне 10А, кв. 11, появятся гаражи-стоянки на 380 и на 189 машиномест. На Коровинском шоссе, вл. 41 планируется ввести вторую очередь производственно-складской базы общей площадью 13,9 тысячи квадратных метров с паркингом на 65 машиномест. На 77-м километре МКАДа планируется открыть автосервис с торговыми помещениями (автосалон).